Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 2»


Гордопольцева Дарья Геннадьевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа


Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа

Руководитель:

Липс

Надежда Ивановна
Челябинск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты исследования тревожности детей младшего школьного возраста

1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе…………………………………………………………………………7

1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..…… 13

1.3. Методы профилактики тревожности младших школьников………………………………………………………………...…… 21

Выводы по первой главе……………………..…………………………………………………….….31

Глава II. Экспериментальная работа по профилактике тревожности у младших школьников

2.1. Организация и методы исследования……………………………………………………………………..33

2.2 Профилактическая работа по снижению школьной тревожности у младших школьников…………………………………………………………....37

2.3 Результаты диагностики школьной тревожности у младших школьников………………………………………………………………………45

Выводы по второй главе………….……………………...……………....48

Заключение……………………………………………………………....49

Список литературы………………………………………………..……...51

Приложение…………………………………………………..…………...54
Введение

В управлении человеческой деятельностью и общественной жизни все больше внимания уделяется не только способностям и компетенциям членов общества, но и качествам личности, связанным с эмоциональными переживаниями, а также с саморегуляцией разнообразных эмоциональных состояний. Постоянно повышенный уровень стресса, в котором находятся люди, вызывает индивидуальные изменения в структуре личности, среди которых наиболее часто отмечаются агрессивность и тревожность. Не случайно современное научное знание показывает возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность - это связанное с предчувствием опасности переживание эмоционального неблагополучия. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени.


Актуальность проблемы тревожности в том, что она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы.

Проблемой тревожности занимались такие психологи как: А. В. Петровский; З. Фрейд; А. М. Прихожан [29]. Ученые различают личностную и ситуативную тревожность. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Основные свойства и качества личности человека закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. Осознание самого себя, усвоение моральных норм, мотивов поведения, формирование направленности личности у ребенка происходит в период младшего школьного возраста. В этот период одним из важных событий является поступление в школу, что означает переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на его социальное положение. У ребенка появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми.

Как показывают психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам; боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; заниженной самооценкой; предъявлением со стороны учителя высоких требований; домашними неприятностями; завышенными требованиями родителей; недостаточным вниманием и поддержкой родителей; не замечание учителем и родителями успехов ребенка. У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит из-за накопления отрицательного опыта. Тревожность становится устойчивым личностным образованием к подростковому возрасту [12]. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо проводить работу по снижению уровня тревожности начиная с младшего школьного возраста. Исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В практической деятельности педагоги нуждаются в соответствующем методическом обеспечении профилактической работы, направленной на поддержание эмоционального благополучия учащихся.



Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности».

Цель исследования – определить и экспериментально проверить психологические условия эффективно влияющие на процесс снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в ходе учебной деятельности.

Объект исследования – процесс организации профессиональным лицом снижения эмоциональной тревожности.

Предмет исследования – психологические условия эффективно влияющие на процесс снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в ходе учебной деятельности.

Цель, объект, предмет исследования определили выбор гипотезы исследования – процесс формирования, эффективно влияющие на снижение эмоциональной тревожности у младших школьников в ходе учебной деятельности.

Данная цель конкретизируется посредством следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявить психологическое содержание понятия «тревожность» и особенности и причины ее проявления в младшем школьном возрасте.

  2. Выявить методы и средства профилактики тревожности младших школьников.

  3. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста.


В курсовой работе использовались следующие методы:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

- практические методы: опрос, проективные методики;

- методы обработки и интерпретации данных.

База и этапы исследования:

Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 115 города Челябинска. В экспериментальной работе принимали участие 25 человек – 4 «В» класса (что составили экспериментальную и контрольную группу).

Поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов. Исследование проводилось в три этапа:

I этап (сентябрь – октябрь 2021г.): определялась научная проблема, были намечены цели и задачи, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература, раскрывалось содержание понятийно- категориального аппарата, определялась тема исследования.

II этап (октябрь – ноябрь 2021г.): осуществлялось уточнение понятийного аппарата, формировалась гипотеза исследования, выявлялись противоречия, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, составлялся комплекс, направленный на установление уровня профессиональной ориентационной работы в условиях начального образования.


III этап (декабрь 2021г.): осуществлялась проверка достоверности полученных в ходе формирующего эксперимента данных.
Глава I. Теоретические аспекты исследования тревожности детей младшего школьного возраста

    1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе

Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, в совокупности, образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др.). К. Изард предложил классификацию, в соответствии с которой выделяются производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальные, это такие эмоции как: презрение, гнев, интерес-волнение, удивление, радость, страх, горе-страдание, вина, стыд, отвращение. Все остальные, это производные. Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние, возникает из соединения и сочетания таких фундаментальных эмоций, как: гнева, страха, вины, интереса-возбуждения [13].

Ч. Спилбергер отмечал, что несмотря на смысловое различие, категорию «тревога» многие исследователи употребляют в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, в понятийном отношении совершенно разные. Это относится к тревоге, как свойстве личности и как психическом состоянии.

В первом случае тревожность, как свойство личности, как черта характеризуется относительно сформированной предрасположенностью человека к восприятию угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях и реагированию на них ростом состояния тревоги [5].

Во втором случае данная категория употребляется для объяснения неприятных эмоциональных состояний, которые проявляются в виде субъективных ощущений напряжения, ожидания развития событий по неблагоприятному пути. Данное состояние возникает в ситуации угрозы, неопределенности или опасности ожидание агрессивной реакции или негативной оценки; угрозы своему престижу, самоуважению или восприятие негативного отношения к себе и чаще вызвано неосознаваемостью источника опасности.

Наличие многогранности и семантической неопределенности категории «тревога» связана с тем, что в психологических исследованиях она используется в различных значениях. В.М. Астапов, определяя данную категорию отмечает, что это и временное психическое состояние, и некая промежуточная переменная, и свойство личности, и фрустрация социальных потребностей, которая возникает под воздействием факторов, стрессового характера [1].


Как же интерпретируется данный термин отечественными учеными. А.М. Прихожан тревожность рассматривает как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и возможной угрозы опасности. С.Л. Рубинштейн определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [29].

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано определение тревожности, как склонности индивида переживать тревогу, которая характеризуется низкими показателями порога проявления реакции тревоги: основном параметре индивидуальных различий. Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности. Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим при ситуациях неопределенности и опасности и выражающееся в неблагоприятном предчувствии развития событий. Страх от тревоги отличается реакцией на реальную угрозу, тогда как тревожность является генерализованным, диффузным или беспредметным страхом. Тревожность у человека обычно связана с ожидаемыми неудачами социального взаимодействия, которые обусловлены неосознаваемыми источниками опасности. Тревожность для субъекта не только является побудительным мотивом, предупреждающим его о предстоящей опасности, но и побуждает его к активному изучению окружающей действительности, с установкой определения этого угрожающего предмета. Она проявляется в состояниях: неуверенности в себе; беспомощности; преувеличении угрожающего характера и могущества этого предмета. Тревога, на поведенческом уровне, проявляется в дезорганизационных нарушениях направленности и продуктивности деятельности человека. Развивающиеся неврозы, механизмом которых является тревога, формируются в результате тех противоречий, которые имеются в строении человеческой психики (недостаточного нравственного обоснования мотивов, завышенных притязаний и т.п.), все это может способствовать возникновению неадекватного убеждения о наличии угрозы для человека со стороны других людей, собственных действий, тела и т.д. [25].

Р.М. Грановская рассматривает тревогу как важнейшее проявление эмоций. По ее мнению, тревожность рассматривается как реакция на ситуацию, характеризующуюся неопределенностью и несущую в себе потенциальную угрозу, и опасность. По существу, тревога во многом напоминает чувство голода. Человек может быть храбрым и активным перед большой опасностью, но чувствовать себя совершенно беззащитным в состоянии тревоги. Тревога и страх это реакция, возникающая на опасность, но страх связан с непосредственной очевидной и объективной опасностью, тогда как при тревоге она скрыта и носит субъективный характер. Исходя из этого, реакция страха, в большей или меньшей степени, соответствует уровню опасности, тогда как при тревоге эта реакция несоизмерима, поскольку содержит и воображаемые угрозы [26].