Файл: Основы градостроительства и планировки населенных мест.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В обществе, разделенном на социальные слои, где нет единства взглядов на историю и общественные процессы, всегда присутствуют различные подходы к сохранению историко-культурного наследия, поскольку оно обладает познавательными и воспитательными функциями.
Памятники истории и культуры наделены познавательными функциями, так как они являются материализованными фактами прошедших исторических событий или несут на себе следы воздействия исторических событий. Вследствие этого памятники содержат в себе определенную историческую информацию (или эстетическую, если являются художественными произведениями). Таким образом, памятники истории и культуры являются источниками исторических и эстетических знаний.
Воспитательными функциями памятники наделены потому, что, обладая наглядностью и высокой аттрактивностью, они являются источником сильного эмоционального воздействия. Эмоциональные ощущения вместе с исторической и эстетической информацией активно влияют на формирование знаний и социального сознания личности. Сочетание этих двух качеств делает памятники мощным средством педагогического воздействия, формирования убеждений, мировоззрения, мотивации действий и, в конечном итоге, одним из факторов, определяющих общественное сознание и поведение.
Общественный интерес к памятникам истории и культуры является одной из форм вечного стремления человека к поиску высшего начала, универсальной меры. Отсюда следует, что интерес к традициям есть проявление духовного начала личности, ее стремление к обогащению собственной культуры и культуры общества в целом. Этот интерес проецируется главным образом в плоскости сохранения и потребления культурного наследия.
Многослойность такого общественного интереса очевидна. Она произрастает из множества целей, преследуемых людьми, вступающими в контакт с культурным наследием.
Укажем на некоторые из этих целей: познать прошлое (приобщиться к истории); чувственно воспринять опыт и жизнь предшествующих поколений; получить эстетическое и эмоциональное удовлетворение от знакомства с историко-культурными объектами; удовлетворить естественное любопытство и любознательность. Более серьезные цели: хранить память, осваивать и передавать традиции прошлого, защищать историко-культурное наследие как неотъемлемую часть экологии культуры.
Сегодня много говорят и пишут о возрождении России, но каждый понимает его по-своему. Необходимо определиться в отношении к своему историко-культурному наследию, понять, что может быть востребовано в нынешней ситуации, уяснить соотношение традиций и новаций на российской почве, определить их оптимум. Историко-культурное наследие тесно взаимосвязано с исторической памятью как особым механизмом, системой сохранения и трансляции в общественном сознании важнейших событий, явлений, процессов истории, деятельности выдающихся исторических личностей. Однако историческая память — явление не только интеллектуальное и нравственное. Она, кроме всего прочего, воплощается в материальных результатах человеческой деятельности, которые, увы, имеют свойство гибнуть.
Таким образом, в последнее время особое значение приобретает разумная и реалистическая культурная политика, продуманная стратегия развития культуры. Цель культурной политики — сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности. В центре политики — человек.
Как предпосылку для реализации осмысленной государственной культурной политики можно рассматривать Указ Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в соответствии с которым создан Государственный экспертный совет при Президенте России.
Нельзя не признать необходимость возрождения национального достоинства, уважения к собственным традициям как важнейшей задачи государственной культурной политики. В качестве первого шага в этом направлении можно рекомендовать расширение доступа к подлинной культуре и образованию для широких групп населения. Пока же движение идет в обратном направлении — уменьшается сектор бесплатного образования, сокращаются контакты населения с культурой, происходит широкомасштабная вестернизация духовной жизни России — через телевидение, радио, киноэкран, образование, язык, одежду и т. д.
Отмечается запущенность правовых проблем в сфере культуры: «несмотря на обилие действующих правовых актов, мы сегодня вынуждены констатировать, что единой нормативной базы обеспечения деятельности в сфере культуры, адекватно отражающей ее потребности, специфику и многообразие особенностей, нюансов, присущих управляемым объектам, нет в равной степени ни для творческих работников, ни для учреждений и организаций» [2, с. 7–8].
Культура каждого народа существует и проявляет себя как культурное наследие и культурное творчество. Отнимите одно из слагаемых — и народ лишится возможности дальнейшего развития. Культурное наследие народа является критерием его национального самосознания, а отношение народа к собственному культурному наследию оказывается самым чувствительным барометром его духовного здоровья и благополучия.
Приоритетами правового обеспечения государственной культурной политики являются создание новых возможностей приобщения к культуре субкультурных групп населения и ликвидация разрыва между элитарной и массовой культурой на основе правовых гарантий социальной защищенности всех создателей культурных ценностей независимо от культурно-образовательного уровня и социально-демографических характеристик.
Не сами собой рушатся вековые своды. Их губят равнодушие и невежество. Чьи-то руки подписывают приказ, чьи-то руки закладывают динамит, кто-то невозмутимо, бестрепетно созерцает все это и проходит мимо.
Культурная политика фактически формирует жизненное пространство, в котором живет, действует и творит человек. Таков процесс взаимодействия: политика заинтересована в культуре как средстве очеловечивания ее прагматических решений, а культура заинтересована в политике как связующем звене с жизнью человека и общества.
Культура всегда приобретается дорогой ценой. Да, не сохранилось многое, что сегодня, безусловно, было бы признано культурным наследием.
Новый подход к пониманию ценности памятников истории и культуры должен в известной мере снять стресс, возникающий при мысли об утраченном наследии. Движение в поддержку экологии культуры с каждым днем нарастает, что обеспечивает возможность действенного контроля со стороны общественности за сохранением культурного наследия. И, наконец, человеческий фактор, которому ныне уделяется первостепенное значение, становится истинным гарантом активизации общественного интереса к памятникам истории и культуры во всем их многообразии и неповторимости.
Историческая преемственность развития культуры, воплощенная в памятниках, и осознание живой их связи с современностью, являются главными побудительными мотивами общественного движения в защиту культурного наследия. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание.
3. Проблемы охраны памятников культурно-исторического наследия в Новосибирске
То, что за последние несколько лет в Новосибирске значительно вырос интерес к краеведению констатируется многими. В 2016-м после долгого перерыва было даже воссоздано местное отделение ВООПИиК, которое достаточно активно приступило к работе.
Сегодня история города в той или иной мере интересна почти всем. С одной стороны, это активность горожан, это, конечно, и социальные сети, и отклик СМИ; с другой городская власть начала прислушиваться к мнению историков, краеведов, стала активней использовать тему истории города в своих выступлениях, а, главное, в делах. И это понимание принесло свои плоды.
3.1. Утраченные историко-культурные памятники
В борьбе нового со старым город понёс немало потерь - каждый год в нём исчезает какое–либо здание, обладающее архитектурной или исторической ценностью. А то и несколько. Мол, время такое - «городу нужно развиваться».
Так, в 2014 году безвозвратно «унесены строительством» остатки складов известного купца Адриана Ильича Винокурова, 1906 года постройки.
Архитектурная и историческая ценность памятников деревянного зодчества в Новосибирской области непрерывно возрастает на фоне происшедших утрат их как в России, так и во всем мире. Только в последнее время были потеряны такие интересные образцы, как жилые дома по ул. Калинина, 2 и Маркса, 65 в Колывани, дом в д. Вьюны Колыванского района. Под угрозой исчезновения прекрасный деревянный дом — часть усадьбы купца Грибкова в Кыштовке. Эти утраты невосполнимы. Давно ушли мастера, а вместе с ними теряется не только техника работы с деревом; главное — уходят в небытие идеи и эстетический строй, которым мастера говорили о своем отношении к миру. Вместе с домами исчезает и та связывающая нас ниточка единства, которое мы зовем Россией в ее прошлом, настоящем и будущем.
Памятники деревянной архитектуры оказываются все более редким явлением, требуют особой заботы и бережного отношения, становясь бесценным историко-культурным достоянием региона.
Сегодня люди по-настоящему начинают сознавать масштабы утрат, которое понесло культурное наследие в советское время. Среди них каменные церкви: прекрасный Спасский собор в Куйбышеве, церковь во имя Богоявления Господня в д. Чаус, шатровая церковь Спаса в с. Венгерово, Градо-Колыванская Покровская училищная церковь, не говоря уже о десятках деревянных церквях.
Главным условием сохранения исторического образа города является поддержка стилевого единства уже существующих объектов архитектуры и новых планируемых зданий. Существует немало примеров, когда исторические объекты оказались разрушены вследствие ведения боевых действий, но что ещё более печально, большое число даже неплохо сохранившихся сооружений было утрачено из-за активного коммерческого строительства. Известны случаи, когда историческая застройка и самобытность некоторых курортных городов были потеряны из-за постройки большого числа современных отелей, бизнес-центров и иных сооружений, не вписывающийся в архитектуру и ландшафт города
Сохранение культурно-исторических объектов часто связано лишь с сохранением исторической памяти, однако нельзя не учитывать тот факт, что регионы и города продолжают стремительно развиваться, и естественное развитие городской исторической среды предполагает сосуществование объектов, возникших в разное время, сочетание различных исторических стилей. Поэтому важно интегрировать культурно-исторические объекты в современную жизнь города не только в качестве музеев, но и в других формах, рассмотреть их не просто как совокупность культурных ценностей и исторических фактов, а как экономический потенциал, способный окупить затраты на своё содержание и принести прибыль владельцу. Многие объекты, особенно являющиеся индустриальными, возможно использовать в качестве кафе и ресторанов, офисов и деловых центров, гостиниц и многофункциональных центров. Каждый из памятников архитектуры создаёт неповторимый облик городов и населённых пунктов, становясь их визитными карточками, привлекая всё новых и новых людей.
3.2. Вторая жизнь памятников истории
Раньше улица Салтыкова-Щедрина называлась Томской. Первые два дома на ней построили на рубеже XIX и XX веков. Особняки образовали единую усадьбу. Они украшены резными наличниками и подзорами. Эти дома признали памятниками архитектуры почти 50 лет назад как пример рядовой городской застройки начала ХХ века.
Ещё два примера восстановления старинных построек — контора инженера Григория Будагова и дом купца Сурикова.
Контора Будагова когда-то располагалась в одноэтажном домике по адресу Большевистская, 7 (кстати, прежде эта улица называлась Будаговской). Время не пощадило дом, и он превратился в руины.
По соседству с конторой инженера Будагова в Новосибирске сейчас восстановили ещё один памятник деревянного зодчества — дом купца Сурикова. Здание с резными наличниками воссоздали по чертежам того дома, который раньше стоял на пересечении улиц Урицкого и Ленина.
Ещё один пример сохранения памятников — старинная водонапорная башня, возвышающаяся над частным сектором и гаражами на улице Коммунстроевской — рядом со станцией Новосибирск-Южный.
Построили башню в 1910 году. Статус объекта культурного наследия регионального значения она получила в 2016-м. Мэрия Новосибирска взяла сооружение на баланс. В башне планируют разместить музей, поэтому ей требуются ремонт и реставрация.
Реконструкция набережной Михайловской стала одним из позитивных значимых событий. Как и попытки создания пешеходной улицы, выводящей город на новый уровень городского комфорта.
Главное, город живёт, возвращает свою историю, и очень хочется надеяться, что это движение продолжится.
Заключение
Новосибирск – крупнейший культурный центр Западной Сибири, где работают театры, музеи, публичные библиотеки, учреждения культурно-досугового типа, киноцентры, цирк, зоологический парк, ботанический сад, планетарий.
В 2020 г. исполнилось 64 года Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, которая за годы своего существования подготовила несколько тысяч музыкантов: исполнителей, композиторов, музыковедов, и сегодня является одной из ведущих консерваторий страны, имеет международную известность, в ней ведется обучение по всем специальностям академического музыкального искусства.
В городе 82 библиотеки с библиотечным фондом более 5 млн. экземпляров. С 1966 года в Новосибирске работает самая крупная в Сибири Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН.