Файл: Тема 8 Современное состояние и тенденции административноправового регулирования миграционных процессов в Республике Казахстан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 8 Современное состояние и тенденции административно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Казахстан

  1. Вопросы совершенствования миграционного законодательства Республики Казахстан.

  2. Характеристика современного состояния и тенденции административно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Казахстан.

1. Основные направления миграционной политики Республики Казахстан

Имеющиеся проблемы естественного воспроизводства и механического движения населения страны вызывают необходимость проведения в стране особой эмиграционной политики.

Эмиграционная политика будет направлена на:

дальнейшее сохранение международно признанного права - предоставления каждому гражданину страны права на свободу выезда и свободный выбор места жительства. В то же время, в целях предупреждения возможных неблагоприятных моральных, экономических, политических и иных проблем для мигрантов будет предоставляться максимально полная информация о местах их будущего проживания;

предоставление всем родившимся в республике и эмигрировавшим за ее пределы независимо от этнической принадлежности упрощенного права приобретения гражданства в целях сохранения и развития национальной идентичности Казахстана в условиях глобализации;

в содействии реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом, на возвращение на историческую родину.

Являясь страной назначения, в целях сохранения и развития ее национальной идентичности, а также усиления роли миграционного фактора в ускорении модернизации экономики страны, стратегия реализации миграционной политики в области иммиграции включает в себя:

разработку механизмов привлечения мигрантов, основанных на критериях отбора специалистов;

разработку механизмов рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, региональных рынков труда;

разработку систем мер по легализации, адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество;

использование практического опыта зарубежных государств, что в определенной степени позволит усилить и улучшить политику государства в контексте интеграции иммигрантов.

Миграционная политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными (нанотехнологии, биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности). Для работы на контрактной основе предполагается выезд многих казахстанских специалистов без угрозы для интересов и целей развития страны. Наряду с этим в условиях вхождения в международный рынок труда в республику будут привлекаться неквалифицированные трудовые мигранты на вторичный рынок труда и в сферу занятости.

Основной целью реализации данного направления будет являться усиление конкурентных преимуществ Казахстана с помощью трудовых мигрантов, а именно:

оценка и систематический мониторинг долгосрочных количественных и качественных потребностей науки, высокотехнологичных и инновационных секторов экономики в интеллектуальных трудовых ресурсах;

совершенствование механизмов повышения миграционной мобильности населения с учетом возможностей региональных рынков труда;

создание экономических стимулов для предприятий с иностранным участием, осуществляющих подготовку и трудоустройство местных кадров;

совершенствование механизмов легального и регистрируемого вывоза рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

Регулирование внутренней миграции

Миграция из сельских районов в города является преобладающей формой межобластного территориального размещения, что свидетельствует об усилении процесса урбанизации.

Наблюдаются процессы миграции населения из неперспективных регионов в перспективные.

Внутренняя миграционная политика будет исходить, прежде всего, из:

создания экономических условий (обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда) для повышения территориальной мобильности рабочей силы;

разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

мониторинга экологической обстановки регионов, в частности, наличия чистой питьевой воды, загрязненности окружающей среды, а также социальной и экономической его депрессивности;



мер, направленных на равномерное и сбалансированное размещение внутренних мигрантов.

В целом, решение вопросов внутренней миграции населения будет осуществляться с учетом реализации Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года и Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы.
Регулирование незаконной миграции

Важной составляющей миграционной политики Республики Казахстан будут являться обеспечение безопасности страны, борьба с незаконной миграцией. В этом направлении будут технически и организационно по-новому укрепляться и переоборудоваться границы страны, совершенствоваться система технического оформления и предоставления виз. В целях соблюдения принципов транспарентности и легитимности будет осуществляться на постоянной основе мониторинг мигрантов в части их законного допуска и добросовестного пребывания в стране. В случае нарушения каких-либо условий пребывания к нелегальному мигранту будут применяться национальные и международно признанные правила задержания, возвращения и/или депортации либо легализации его пребывания в стране.

Правовое обеспечение миграционной политики

Реализация Концепции требует совершенствования существующей законодательной базы по вопросам этнической и трудовой миграции, направленной на:

создание региональных центров адаптации и интеграции кандасов нов с предоставлением адаптационных услуг;

установление объективных критериев для включения в квоту иммиграции кандасов нов, включая уровень образования и квалификации, наличие профессионального опыта;

сохранение квотирования иностранной рабочей силы и теста на экономическую целесообразность;

создание гибкого визового механизма с применением селективного подхода;

упрощение процедур привлечения мигрантов высокой квалификации;

ужесточение ответственности работодателей за привлечение на работу незаконных мигрантов.

Взаимодействие с государственными органами приграничных государств и международными форумами и организациями по вопросам миграции является важнейшим инструментом управления миграционными потоками в республике. Для эффективного сотрудничества на всех уровнях необходимо рассмотреть возможность заключения международных договоров между государствами-участниками ШОС и СВМДА.


Институциональные и кадровые основы управления миграционными процессами

Современная система координации и регулирования миграционных процессов недостаточно эффективна. В этой связи необходимо проведение работы в направлении структуризации и координации миграционной политики. На сегодня создана достаточная институциональная база в сфере контроля процессов миграции. Однако в работе субъектов миграционной политики нередко имеют место случаи дублирования функций и недостаточный уровень межведомственного взаимодействия.

Учитывая сложность и многогранность миграционных процессов, узкопрофильность возможностей заинтересованных государственных органов, а также нескоординированность их деятельности целесообразно создание единого звена для координирования деятельности всех ведомств, ответственных за данный процесс и ведения мониторинга.

В целях мониторинга типовых закономерностей развития миграции, следовательно, создания необходимых предпосылок для реализации комплексного подхода в государственном регулировании миграционных процессов, необходимо:

проведение анализа внешних миграционных процессов и их влияния на социально-экономическое развитие страны;

организация научных разработок (исследований) по проблемам прогноза и регулирования миграционных процессов;

внедрение индикаторов для мониторинга и оценки миграционных процессов (приложение к Концепции).

Исходя из особой значимости управления миграционными процессами в условиях интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи, а также предлагаемых институциональных преобразований будет совершенствоваться кадровое обеспечение по реализации миграционной политики путем:

обеспечения целенаправленного и систематического повышения квалификации кадров, занимающихся вопросами миграции;

методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов в области миграции.

2.   В настоящее время миграционная ситуация в республике характеризуется: 
      ростом объемов трудовой миграции. В 2006 году было привлечено 40,9 тыс. человек или 0,51 % к экономически активному населению в рамках квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, устанавливаемой ежегодно Правительством Республики Казахстан. В связи с растущей экономической привлекательностью Казахстана увеличивается количество трудовых мигрантов желающих работать в Казахстане; 

      увеличением масштабов незаконной миграции. Геополитическое расположение Республики Казахстан, прозрачность границ со странами СНГ, отсутствие единой согласованной политики и несовершенство законодательной базы, благоприятный экономический климат, социально-политическая стабильность, либеральная международная миграционная политика являются основными факторами, способствующими незаконной миграции. В период легализации в 2006 году выявлено 164, 5 тыс. иностранных граждан незаконно осуществлявших трудовую деятельность на территории республики; 
      наличием беженцев. Присоединение к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, нестабильная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в ряде соседних государств обусловили присутствие беженцев в Республике Казахстан. В 2006 году в стране количество беженцев составило 582 человека; 
      интенсивной внутренней миграцией. Ее составляющими является миграция населения из сельских населенных пунктов в регионы с более высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой, из экологически неблагополучных регионов в регионы с лучшей экологической средой. 
      Статистические данные за 2006 год показывают, что внутри республики наибольший отток населения приходится на следующие области: Жамбылскую, где сальдо миграции составляет минус 7682 чел., Восточно-Казахстанскую (-6635 чел.), Северо-Казахстанскую (-4786 чел.), Кызылординскую (-4272 чел.). 
      Основными регионами притока населения являются гг. Алматы (21959 чел.), Астана (17938 чел.) и Мангистауская область (382 чел.). 
      Социально-экономические проблемы народонаселения и в частности миграции стоят в ряду основных вопросов всех высокоразвитых государств. Такие страны как США, Канада, Австралия и ряд европейских государств в настоящий период проводят особую селективную иммиграционную политику в отношении прибывающих иностранных граждан. Наряду с этим, ряд стран, в первую очередь, Германия, Израиль и Польша в целях сохранения национальной Идентичности и самобытности своих государств проводят специфическую этно-историческую миграционную политику. 
      По оценкам Международной организации по миграции Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы. Масштабы миграционных процессов в Казахстане будут нарастать, их направления и влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию будут глубже, притом, что республика уже сейчас начинает испытывать давление иммиграционных потоков. Вместе с тем отсутствует система мониторинга миграции, позволяющая осуществлять прогнозы ее развития в национальном, региональном и мировом масштабах.