Файл: Роль православия в духовнонравственном воспитании человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

Именно религия дала человечеству основы морали и пра­вовых отношений. Именно религия формировала эстетичес­кие и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовер­шенствованию, к духовно и эстетически осмысленной орга­низации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь ее значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культу­ры на протяжении десяти веков ее, развития связывалось и связывается- теперь с ее глубоким духовным содержанием. Не только истоки этой духовности и народные традиции, но и тематика, идеи и образный язык лучших произведений современного искусства России восходят к православной этике и истории христианства.

Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нрав­ственным стержнем общества, формируя мировоззрение, ха­рактер русского народа, культурные традиции и образ жиз­ни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отноше­ния в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, пред­метному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Пра­вославной Церкви. Лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Православная Церковь и русский народ несет в себе идеа
лы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюми­нутная выгода, материальные ценности и земное бытие.

Наша общая задача — таким образом построить отноше­ния с обществом, чтобы помочь ему стать более образован­ным, обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской государст­венности. Проблема состоит и в том, что рухнула коммуни­стическая система воспитания. В определенной степени об­разовался мировоззренческий и идейный вакуум. А мы зна­ем, что российская традиция такова, что образование и вос­питание были всегда неразрывно связаны друг с другом. Это был единый процесс. И если что-то выпадает или чему-то уделяется меньше внимания, то и само понятие «образо­вание» очень сильно страдает. Поэтому необходимо сотруд­ничать со всеми структурами, которые могут помочь нам осветить жизнь наших детей и юношества высоким нравст­венным и духовным светом.

Нынешний нравственный и идеологический кризис Рос­сии должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глу­бине, ибо что он такое, как не кризис наших душ. Может быть, главная личностная особенность нашего современника — это тяготение к авторитетам и, как следствие, невероят­ная внушаемость. Отец Г. Флоренский в последней главе своей книги «Пути русского богословия», анализируя внутрен­ние проблемы России, говорил: «В русской душе есть опас­ная склонность, есть предательская способность к культурно-психологическим превращениям и перевоплощениям... слиш­ком часто заболевала она мистическим непостоянством».

Наша ситуация осложняется еще и тем, что в Церковь сегодня пришли и родители, и дети одновременно. Проблемы отцов и детей приобрели у нас совершенно новое звучание. Традиционные внутрисемейные рычаги воспитания почти не действуют. В Церковь бегут за «скорой помощью», готовые эту помощь принять и почти не готовые к труду са­мовоспитания в союзе с Церковью. А ведь именно этот труд — необходимое условие духовного возрастания.



Слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство», то есть совместный путь учители и ученика. Но один у нас Учитель, говорит Евангелие, Христос. Именно Он является истинным Педагогом, утверждает в своей книге «Педагог» один из учителей Древней Церкви св. Кли­мент Александрийский. А стало быть, те, кто называют се­бя воспитателями, наставниками и попечителями, смысл своего служения должны видеть в том, чтобы лишь указы­вать путь, препровождать ученика к этому любящему всех Учителю.

Но как это сделать? Какими средствами? Прежде всего — словом. Поэтому-то во все времена Церковь и ищет эти осо­бые слова, и ведет диалог с миром, диалог-призывание, диалог-свидетельство. А чтобы быть услышанной и правильно понятой, ей приходится высокие понятия христианского откровения всегда переводить на язык, доступный современ­никам. Многие века звучит этот живой диалог вечности и времени, огненная и печалющая речь Церкви, обращенная к страждующему миру.

В процессе духовно-нравственного воспитания необходи­мо развить личность, развить все благое, изначально зало­женное в ней. В процессе этого развития человек начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к ду­ховной жизни. Ведь христианское образование нельзя ис­числить суммой богословских знаний. Результатом его мо­жет считаться только духовный опыт, особое устроение ду­ши человека. В этом специфика христианской педагогики.

Воспитание процесс медленный, не простой, требующий комплексного, системного подхода, то есть увязывания мно­гих различных, часто противоречащих друг другу компонен­тов. Воспитывать нужно учиться. А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди». Эти слова как нельзя лучше объяс­няют, что воспитывать — это значит быть рядом с воспитуемым и принимать участие в его жизни и внешней, и опосредовано во внутренней. Духовное воспитание, воспи­тание религиозного чувства — это также пребывание рядом, постоянная готовность к помощи, к союзничеству в

борьбе с грехом. Вспомним, что слово «грех» в переводе с греческого означает «непопадание в цель». Нестройность, противоречивость всей нашей природы — вот тяжелое нас­ледие первородного греха. В течение всей жизни мы пыта­емся собрать себя, «наладить», «отцентровать». Процесс этого созидания себя, строительства своей души поможет начаться уже в детстве, но тут ребенку нужен помощник. Педагог и должен явиться этим помощником. Он не руко­водитель, а проводник, связной детской души. Учитель связует живое рождающееся вопрошание ребенка с опытом и жизнью, всей Церкви.

Христианское воспитание неминуемо есть и воспитание чувств, надо приучить их не властвовать над нами, а слу­жить нам. А итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы цен­ностей, которая ляжет в основу всей жизни человека.

Таким образом, та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в духовно-нравственном воспитании подрастающего поко­ления. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальны­ми знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, ес­ли он не представляет, какую роль сыграла Церковь в ста­новлении и развитии российской государственности, соци­альном и культурном развитии нашего Отечества. Это оче­видно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Не учитывать всего этого (что, к сожалению, имело место в прошлом) — значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, об­разованию, а самое главное, внутреннему миру человека.