Файл: Л. Н. Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УМК:

Планета знаний

Учебник, автор:

«Литературное чтение» , Э.Э.Кац

Класс:

4 «А»

Тема:

Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цель:

Формирование умений анализировать содержание главы из повести Л.Н.Толстого «Детство», продолжить знакомство с творчеством писателя.

Задачи:



1.Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывков из повести «Детство».

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Развивать память, внимание, речь учащихся.

3.Содействовать воспитанию культуры общения, уважительному отношению к иному мнению, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умение извлекать информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные: планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью; ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы (целеполагание, планирование, контроль, оценка)

Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы, аргументировать свою позицию, умение вести учебный диалог и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, умение формулировать свои мысли.

Предметные: Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения, умение находить описание внешности мамаn; выбирать слова, подходящие к описанию ее внешности; передавать чувства и переживания автора в рассказе. Содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка темы урока.


-Приветствуем всех гостей на нашем уроке.

-А теперь покажите глазами, какое у вас настроение.

-Поднимите руки, у кого хорошее настроение.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам!

Притча

Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу.

-Какую мораль содержит эта притча?

-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.

-А пока вернёмся к тому, что мы уже знаем.

-Сейчас, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

- Назовите имя писателя.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

Портрет. (Слайд)
Работа в группах

1 группа: Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся? Читаете, обсуждаете, один из группы отвечает.

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
2 группа: Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.
3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.
(Крепкую дружбу и топором не разрубишь)

«Лев и собачка»

(Кто родителей почитает, тот во век не погибает)

«Старый дед и внучек»

(Лучше горькая правда, чем красивая ложь)

«Косточка»

(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»)

«Филипок»
Ответы учащихся по одному от группы.

- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?
- А теперь предлагаю вам отгадать кроссворд (на доске).
1) Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

В игры без тебя я не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)

2) Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,

Этим залился народ (смех)

3) Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

4) Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)

5) Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

6) В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)

7) Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

- Посмотрите, какое слово у нас получилось по-вертикали? (Детство)

- Как думаете, как будет называться произведение, которое мы будем изучать? («Детство»)

-А знаете ли вы, что такое «трилогия»?

-А подумайте, что может обозначать слово «трилогия».

- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия. (слайд)

-Прочитайте, как это слово объясняется в словаре С.И.Ожегова.

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

- Мы прочитаем лишь отрывки из глав трилогии Толстого  «Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

- Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе).   Трилогия автобиографическая.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе«Детство»? 

-Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа,  повествование в котором ведётся от лица главного героя  Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

- Скажите, кто является самым близким и самый дорогим для каждого из нас человеком? (Мама.)
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё.

Поэт Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира».

- Прочитайте отрывок из поэмы и подумайте, как бы вы его озаглавили? (Берегите матерей)

Хлынул дождь — и все в горах намокло ,

Разбежались по воде круги...

Слышу: через, через стекла

Молят капли :

- Маму береги !

Слышу: листья шепчут за стеною:

«Мама — это дерево родное!»

Голосом отца твердит земля:

«Мать — весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги …

Грохот грома — голос твой, природа,

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!»
-А что значит беречь маму?

- А как вы общаетесь со своей мамой.

-Кто составит ее словесный портрет? Какая ваша мама?

-А кем вы являетесь для своих мам? (Дети).

-Какие ассоциации у вас возникают со словом «детство»? (Радость, школа, счастье.)

- Как вы думаете, о ком и о чём мы сегодня будем читать произведения? А кто автор?

-Давайте вместе обозначим цели нашего урока.
-Мы познакомимся с отрывками из главы «Мамаn» и «Детство» из трилогии Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

- Читая произведение Л.Н.Толстого, мы должны выяснить:

-Какая была атмосфера в семье героя?

-Какие были отношения у героя и его матери?

-Составим план работы над произведениями.

1.Прочитать отрывки из повести..

2.Назвать главных героев и проследить за их взаимоотношениями.

3.Обозначить идею произведения. (О чём нам предлагает задуматься автор?)




-Вокруг нас много того, что мы не знаем, что должны узнать, изучить.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай (1823-1860), Сергей (1826 -1904) и Дмитрий (1827 - 1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария.

(Его произведения учат доброте и справедливости, нравственности.)

Произведение, которое мы будем читать на уроке называется «Maman». Автор Л.Н. Толстой.
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Отрабатывать навыки осознанного чтения. Учиться анализировать текст и т. д.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные:

умение подчиняться правилам, выполнять просьбы учителя, формирование умения слушать, планировать реализацию учебной задачи.

Познавательные: целеполагание.


5.Этап реализации построенного проекта

Прослушивание аудиозаписи или подготовленного ученика. Читаются отрывки «Мамаn» и «Детство»





6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Перечитывание и анализ.

- Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово? (Мамаn)

- Как вы думаете, почему так? ( Слово французского происхождения)

-Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного сословия, а люди- богатые, состоятельные говорили на иностранных(так было принято).
Словарная работа

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

• Лелеять воспоминания –

• Возвышают мою душу –

• Лучшие наслаждения –

• Отуманенными дремотой –

• Сладкие грезы –

• Ваточный халатец –

• Добродетель –

• Подле меня –
- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

Прочитаем первые два абзаца.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую картину вы себе представили?



  1. Кто сидел за столом? Как вы думаете, почему она ничего не замечала вокруг?

  2. Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.

  3. Что здесь важнее: описание или внутренний мир героя? Почему?

-Какими чувствами переполнен отрывок?


- Какие чувства вы испытали, прочитав второй отрывок? (Чувства нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

-Что чувствует Николенька? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-Какие отношения были между Николенькой и мамой? Подтвердите текстом.

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама?

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.

-С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки?

-Почему Толстому так дороги воспоминания?


-В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор?

-Вы согласны с писателем? Разделяете ли вы его чувства?


Ответы детей.

Герой описывает комнату в которой сидит его мама, описывает с любовью ее действия.

За столом сидела мама. Она задумалась.

Доказывают свой ответ текстом. (Добрая, любящая с карими глазами и нежными сухими руками.)

Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.


Доказывают свой ответ текстом.

Ответы детей

Она молчит с минуту….

Ответы детей

Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.

Главная мысль рассказа – любовь к матери. Автор учит нас уважать маму, любить и ценить время, проведенное с ней.


Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

Познавательные:

формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Познавательные: Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7.Физминутка

-Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Золотые ворота,

Пропускают не всегда,

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз,

Не пропустим вас!







8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

-А сейчас, поработаем с отрывком из текста «Детство»

-У каждого из вас есть напечатанный отрывок из произведения. Вам нужно сравнить данный текст с текстом произведения и найти ошибки. Посмотрим, на сколько внимательно вы читаете текст. Начинаем работу.

“Набегавшись досыта, стоишь, бывало, за обеденным столом, на своем маленьком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смежает глаза, но не двигаешься с места, стоишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так нежны, так приветливы…”

• Проверка по эталону.

• “Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, недавно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.

И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы….”

Взаимопроверка.

-Если вы исправили все слова в тексте, то поставьте «5», если остались не исправленными 1-2 слова – «4», не исправлены 3-4 слова –«3», 5 и более слов – «2»




Оценивание работ по эталону

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями . Его герой — Николенька — был таким же ребенком , как и вы . А с кем вы делитесь своими радостями и печалями ?

-Я думаю, что вас сегодня заинтересовало это произведение. Кто бы хотел прочитать его полностью? В старших классах вы продолжите читать трилогию Л.Н.Толстого.





Личностные (чувство необходимости учения, рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, самооценка).





10.Рефлексия

- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие отрывки из произведения Л. Н. Толстого мы читали?

- Что такое трилогия?

- Хорошо! Сейчас возьмите листы самооценки. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.

• Сегодня я на уроке узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

-А теперь закончите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду…

Я желаю моей маме …

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Выставление оценок за урок.





Регулятивные

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию




11.Домашнее задание


Задание по выбору:

1. Выразительное чтение отрывков из повести «Детство».

2. Описать внешность своей мамы. Рассказать о каком-нибудь эпизоде из её жизни.













Самоанализ урока литературного чтения
Учитель: Горшкова Анжела Дмитриевна

Тема урока: Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством писателя Л.Н.Толстого и его произведением «Детство» – главами (отрывками) из повести «Маman», «Детство».

Задачи: 1.Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывков из повести «Детство».

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Развивать память, внимание, речь учащихся.

3.Содействовать воспитанию культуры общения, уважительному отношению к иному мнению, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умение извлекать информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные: планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью; ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы (целеполагание, планирование, контроль, оценка)

Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы, аргументировать свою позицию, умение вести учебный диалог и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, умение формулировать свои мысли.

Предметные: Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения, умение находить описание внешности мамаn; выбирать слова, подходящие к описанию ее внешности; передавать чувства и переживания автора в рассказе. Содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Урок построен в соответствии ФГОС по технологии деятельностного метода обучения. Данный урок представлен в ходе изучения раздела «Мир детства». В целом он направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться, формирование умения высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, работать с книгой - источником информации.

В начале урока создаю благоприятную обстановку, эмоциональный настрой учащихся на хорошую работу. Читаю притчу, в которой заложен смысл того, что нам приходится каждый день постигать и узнавать что-то новое. Эта притча побуждает интерес у учащихся к уроку, оживляет учебную деятельность.

На этапе актуализации знаний проводилось повторение произведений Л.Толстого, изученных в 1-3 классах. Ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Для этого была организована работа в группах. Эта работа позволила выяснить, как хорошо дети знают произведения, а также умеют работать в группах.

На данных этапах формировались: личностные УУД – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; коммуникативные умения – вступать в диалог, сотрудничество в группах; познавательные – осмысленное чтение, навык чтения.

Создание проблемной ситуации – вопроса «Что такое трилогия?» способствовало формированию умения высказывать свои мысли, способствовало развитию мышления. Учащиеся учились с помощью наводящих вопросов учителя формулировать цель урока, планировать действия. На этапе знакомства с произведением использовались различные виды работы: дети слушали произведение, работали с книгой, читали по «цепочке», читали по ролям. Всё это способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения. Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения, которые помогали детям понять содержание произведения, идейный смысл, характеристику героев. Учащиеся находили информацию из текста, высказывали свои предположения, анализировали, делали выводы. Проводилась словарная работа на уроке. Выяснялось лексическое значение слов. Такая работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения.

Самостоятельная работа проводилась с проверкой по эталону. Проверялось умение работать с текстом, внимание учащихся.


Этап рефлексии состоял в целостном осмыслении и обобщении полученной информации, размышлении, оценки собственной деятельности.

Все этапы урока связаны между собой и работали на главную цель. Работа с раздаточным материалом, применение компьютерных, здоровьесберегающих технологий дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, активизировала работу учащихся.

Домашнее задание дифференцированного, творческого характера было предложено в конце урока.

Считаю, что урок цели достиг, дети усвоили материал, выяснили идею произведения и сделали правильный вывод о главных духовных ценностях в жизни человека.