Файл: Научная школа менеджмента (Управление и менеджмент: взаимосвязь понятий и основные эволюционные школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент представляет собой способ использования и моделирования систем социально-экономической сферы, при котором главенствующим звеном выступает эффективность распределения ресурсов. Главной задачей менеджера является формирование системы, способной к самоорганизации, которая сможет развиваться и воспроизводиться при любых обстоятельствах. Для данной цели применяются прогрессивные управленческие подходы и передовые технологии. Главным критерием качества выступает эффективность, иными словами возможность достигать целей, используя минимальное количество ресурсов.

Управление представляет собой целенаправленную человеческую деятельность, которая направлена на упорядоченность производства и трудовых процессов. Осуществлять управление можно различными объектами и субъектами: людьми, автомобилями, проектами, базами данных, юридическими лицами. Современная наука противопоставляет управление менеджменту, как систему отживших инструментов. Когда проект успешно функционирует, то это свидетельствует об отлично отлаженном менеджменте. В случае, если отмечаются сбои в осуществлении решений и надобности их продавливания, то заявляют о наличии «ручного управления».

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что школа научного управления – одна из важнейших школ, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. В частности, научной школой были определены основные функции и принципы управления.

Основам управления, менеджмента, его функциям и принципам посвящено уже довольно значительное количество работ.

Эволюцию управления и менеджмента рассматривали такие исследователи, как Э.В. Алехин, П. Друкер. Г. Кунц, В.И. Курбатов и др.

Сущность менеджмента организаций исследовали И.И. Мазур, М. Мескон, Е.С. Машошина, А.А. Решетникова и др.

Принципы и функции менеджмента изучены М. Гордеевым, Н.В. Деминой, В.В. Захарченко, П.В. Ореховским и др.

Объект исследования - система менеджмента и управления организациями.

Предмет исследования - научная школа менеджмента.

Цель - характеристика основных положений и достижений научной школы менеджмента.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сущность и взаимосвязь понятия «управление» и понятия «менеджмент»;

- описать основные школы менеджмента;

- изучить основные концепции научной школы менеджмента;

- исследовать функции и принципы менеджмента как основное наследие научной школы и их развитие.


Методы исследования: классификация, описание, исторический, системный подход, табличный, графический и др.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список источников.

Глава 1. Управление и менеджмент: взаимосвязь понятий и основные эволюционные школы

1.1. Сущность и взаимосвязь понятия «управление» и понятия «менеджмент»

Управление, как целостная наука, сформировалась только к XX в., этому способствовала пятая управленческая революция, так называемая, «бюрократическая» революция, «Рациональная бюрократия» – ее основная концепция[1]. Разделение труда, четкое определение должностных обязанностей, введение стандартов и норм, формирование иерархических структур, делегирование ответственности менеджерам способствовали обеспечению эффективности управления. Профессиональные менеджеры становятся социальной силой.

На рисунке 1 показаны моменты, которые может включать в себя содержание процесса управления.

Рисунок 1 - Моменты содержания процесса управления[2]

Под целью понимается требуемое состояние системы и идеальный образ желаемого.

Э.М. Коротков выделил, что под управленческим решением понимается путь разрешения проблемы, в том числе организация работы по выполнению данного решения проблемы[3].

В.И. Гончаров утверждает, что экономическое содержание процесса управления подразумевает применение и оценку присутствия ресурсов, в том числе их распределение по этапам[4].

На рисунке 2 показа основные этапы процесса управления.

Рисунок 2 - Основные этапы процесса управления[5]

В целом, развитию менеджмента предшествовало множество этапов развития управленческой науки. С течением времени взгляды менеджеров менялись. Одни склонны были использовать старые приемы и методы, которые работали и были проверены временем, другие – находились в постоянном поиске новых способов улучшения качества управления.


Менеджмент – процесс эволюционный, существовал всегда там, где люди работали группами. В переводе с английского дословно «to manage» означает «управлять в сфере хозяйства», а «management» – управление, ведение, заведование организацией, группой людей[6]. Значит, менеджмент – это управление организацией, которая хозяйствует (функционирует) в условиях рынка.

Существует огромное множество трактовок понятия «менеджмент». Н. М. Мартыненко в своей книге «основы менеджмента» определяет менеджмент как совокупность видов управленческой деятельности (не труда), направленных на эффективное использование ресурсов для достижения определенных совместных целей[7].

В учебнике Семенова А. К., Набокова В. И. «Основы менеджмента» дается такое определение менеджмента: «Менеджмент – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, которая преследует цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; современная практика позиционирует также как руководящий состав организации»[8].

Комаров М. А. отмечает, что менеджмент в упрощенном понимании – это способность руководящего достигать поставленных целей благодаря планированию, организации, мотивации и контроля деятельности других работников[9].

Мескон М. менеджментом называет управление коммерческими, хозяйственными организациями[10]. Советует применять этот термин к любым типам организаций, если речь не идет о государственных органах.

Уткин Э. А. определяет менеджмент как систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции с целью получения прибыли[11].

Гордеев М. отождествляет понятия «менеджмент» и «управление». Менеджмент (или управление) – процесс достижения намеченных целей благодаря использованию труда людей. Подчеркивает, что менеджмент состоит из организации, руководства, искусства общения с рабочими, способности определять цели и находить возможности для их достижения[12].

Однако, не стоит ассоциировать понятие «менеджмент» с понятием «управление». Словари русского языка трактуют управление как: действие по управлению различными техническими средствами, направлять деятельность кого-либо, руководить, орган администрации внутри какого-либо учреждения, административное учреждение[13]. Следовательно, мы можем определить, что термин «управление» имеет более широкое значение, чем термин «менеджмент», который подразумевает управление лишь социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, организации или компании. Основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, а, значит, и термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью[14]. Для других целей используются другие термины: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. Так или иначе, если какие-либо организации хотят достичь поставленных целей при минимуме затрат, им также стоит использовать методы и принципы менеджмента[15].


Дать точное определение менеджмента достаточно сложно и, наверное, невозможно. В наше время термин «менеджмент» применяется и в сфере социальных и политических отношений, его можно применять к любому типу организаций, главное, необходимо помнить, что термин «менеджмент» применим только в том случае, если объект управления – это отдельный человек, коллектив людей, которые работают в организации.

Питер Ф. Друкер утверждал, что в общем понимании суть менеджмента – превосходное управление людьми без принуждения и манипулирования благодаря созданию таких условий, где каждый работник будет чувствовать свою значимость и действовать на достижение общих целей организации добровольно[16].

Для современных подходов к управлению характерно рассмотрение его в качестве многопланового, комплексного и изменяющегося явления, которое тесно связано связанно с внутренним и внешним окружением организации. Современный менеджмент условно разделяется на системный, ситуационный и процессный подходы[17]. Рассмотрим их более подробно.

В рамках системного подхода организацию рассматривают как систему, состоящую из связанных между собой частей, каждая из которых является неотъемлемой частью целого. Начало применения этого подхода относится к 50-м годам XX в.[18]. Свойствами организации как системы является ее сложность, связанная с воздействием внутренних факторов, открытость, основанная на воздействии внешних факторов, социально-техническая взаимосвязь людей, работающих в компании и техники, участвующей в рабочем процессе. Системный подход является своего рода особым способом мышления по отношению к организации и требует комплексного решения ее проблем.

Ситуационный подход к системам управления был разработан в 60-х годах XX в, многие аспекты этого подхода вытекают из положений системного подхода. Этот подход рекомендует рассматривать определенный набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на организацию в то или иное время. Важным является предположение о том, что результаты от одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях часто существенно различаются, поэтому перед реализацией необходимых управленческих действий необходимо, прежде всего, исходить из ситуации, в которой они осуществляются. Реализация ситуационного подхода основана на нескольких аспектах[19]:


- способность персонала организации к анализу текущей ситуации, основываясь на факторах, оказывающих влияние на предприятие в определенный момент времени;

- умение выбрать в условиях жесткой необходимости тот вариант действий, который будет наиболее соответствовать рассматриваемой ситуации;

- наличии плана действий для изменения организации и приспособлении ее к сложившему состоянию дел.

Процессный подход рассматривает функции управления как одно целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных действий, или функций управления. Каждую функцию управления рассматривают, в свою очередь, как процесс, состоящий из определенного количества взаимосвязанных действий.

В случае, когда руководством предприятия не выстраивается система менеджмента, а все возникающие проблемы решаются по мере их поступления и способы решения зависят от конкретной ситуации, в организации руководящие процессы строятся по принципам стихийного, ситуативного или нерегулярного менеджмента.

Противоположностью ситуативного менеджмента является менеджмент регулярный, который представляет собой особую систему руководства предприятием. При этом подходе каждому сотруднику предписываются четко определенные обязанности. А системе менеджмента - определенные функции и принципы. Принципы и функции менеджмента были выработаны шаучной школой и последующими школами управления, речь о которых идет далее.

1.2 Основные школы менеджмента

С середины ХIХ века и да нашего времени продолжается шестая управленческая революция, под названием «тихая управленческая революция» или новая управленческая парадигма[20].

Наибольшим тому доказательством служило появление различных школ управления. Первым менеджмент как науку рассматривал Ф. У. Тейлор (1856 – 1915), он впоследствии и стал основоположником научной школы управления. Его интересовала не эффективность человека, а эффективность работы организации. Нормирование труда, организация деятельности рабочих на несколько дней вперед, четкий регламент и стандарты, стимулирование рабочих – это основные вопросы, над которыми работал Тейлор. Его именуют «Отцом научного менеджмента». В этом же направлении работали Фрэнк Гилбрет (1868 – 1924) и Лилиан Гилбрет (1878 – 1972), Генри Гант (1861 – 1919), Гарингтон Эмерсон (1853 – 1931)[21].

Административная школа управления (1920 – 1950) – разновидность научной или классической школы управления. Основоположник – Анри Файоль (1841 – 1925). Первым рассматривал организацию как единое целое. Особое внимание уделял роли и функциям менеджеров, занимался изучением непосредственно управленческого труда[22].