Файл: Прокурорский надзор за соблюдением прав трудовых мигрантов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет»

Институт прокуратуры

РЕФЕРАТ

Тема: «Прокурорский надзор за соблюдением прав трудовых мигрантов».




Выполнила:
Студентка 603-зф ИП

Листопад Валерия Александровна

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 37 Российской Конституции содержит положение о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Причем каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Положения данной статьи выступают в качестве основополагающих начал правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации. Ее содержание основывается на соответствующих положениях международных актов, закрепляющих права и свободы человека, прежде всего Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), и др.

Также правовой основой является:

• Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей 1990 г.;

• Конвенция МОТ о работниках-мигрантах No 97 пересмотренная в 1949 г. и Рекомендация № 86 о работниках-мигрантах пересмотренная в 1949 г.;

• Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143 1975 г. и Рекомендация МОТ о работниках-мигрантах № 151 1975 г.;

• Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в него 2005 г.;

• Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся- мигрантов и членов их семей от 2008 г.


Кроме того, трудовые отношения с участием иностранного мигранта из стран Центральной Азии на территории РФ регулируют:

В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетвори- тельное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».

Одним из органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и трудового законодательства, является прокуратура.

Обращения граждан и организаций в прокуратуру в связи с нарушениями прав в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются наиболее распространенным источником информации о фактах нарушения закона в данной сфере. Среди выявляемых прокурорами нарушений трудового законодательства можно выделить такие, например, как незаконное увольнение работника работодателем, незаконный перевод работника на другую работу; длительные задержки сроков выплаты заработной платы; несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха и др.

Материалы прокурорских проверок и статистические данные свидетельствуют о многочисленных нарушениях работодателями трудовых прав граждан.

Так, в 2017 г. при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорами было выявлено 718 155 случаев нарушения трудовых прав, в том числе об охране труда и производственном травматизме – 76 505 нарушений, об оплате труда – 519 452 нарушения, о занятости – 28 154 нарушения. По выявленным нарушениям прокурорами было принесено 33 498 протестов. Было отменено или изменено 32 373 незаконных правовых акта. Объявлено 8992 предостережения лицам о недопустимости нарушений закона.

Кроме того, за указанный период в порядке гражданского судопроизводства прокурорами было направлено в суд 297 648 заявлений о нарушении трудовых прав на общую сумму 8565234 тыс. руб., в том числе об оплате труда на сумму 8 468 288 тыс. руб. Из рассмотренных судом удовлетворено исков прокуроров об оплате труда на сумму 7 864 832 тыс. руб.



Следует подчеркнуть, что возможность защиты трудовых прав во многом зависит от того, как реализуется право на эффективное средство правовой защиты.

Так, в ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано: «Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

Мигранты входят в группу уязвимых лиц в контексте правонарушений, свя­занных с принудительным трудом. Эти правонарушения носят латентный харак­тер, поэтому прокурорам необходимо глубже исследовать ситуации, когда ра­ботодатель нарушает порядок направле­ния в налоговые органы и органы заня­тости сведений о привлечении иност­ранцев к трудовой деятельности, не соб­людает требования закона о выплате зарплаты. При наличии оснований мате­риалы прокурорских проверок в отноше­нии работодателей следует оперативно направлять в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

Совместно со специалистами Феде­ральной службы по надзору в сфере за­щиты прав потребителей и благополучия человека прокурорам следует проводить целевые проверки в специальных учреж­дениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подле­жащих выдворению или депортации. Не секрет, что зачастую такие помещения не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарной безопасности.

При проведении проверок прокуроры обязаны соблюдать пределы прокурорс­кого надзора. Недопустима подмена ор­ганов контроля, когда меры прокурорс­кого реагирования выходят за рамки компетенции, так как в соответствии с Законом о прокуратуре прокурор не осу­ществляет надзор за физическими лицами. Эту функцию в сфере миграцион­ных правоотношений реализует Феде­ральная миграционная служба РФ.

В интересах безопасности граждан прокурорский надзор должен охваты­вать процессы не только внешней, но и внутренней миграции. В Концепции государственной миграционной поли­тики РФ на период до 2025 г. справед­ливо отмечаются неблагоприятные тенденции в этой сфере. Комиссия Ге­неральной прокуратуры РФ в связи с волнениями в г. Пугачёве Саратовской области выявила упущения в организа­ции прокурорского надзора. На протя­жении нескольких лет процессы внут­ренней миграции на территории об­ласти оставались бесконтрольными. Только после конфликта местного на­селения с приезжими из кавказского региона в г. Пугачёве территориальные подразделения Федеральной мигра­ционной службы РФ и Министерства внутренних дел РФ выявили наруше­ния при проживании граждан без реги­страции по месту жительства. На фоне нестабильной ситуации в последний раз плановая проверка исполнения миграционного законодательства про­водилась прокуратурой области лишь в 2011 г. При этом вопросы, связанные с внутренней миграцией, вообще не проверялись. Как показали выезды в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, проверки исполнения законов в связи с процессами внутренней миг­рации прокуратурами этих регионов также не планировались и не проводи­лись. Между тем указанные регионы - это территории реализации крупных инвестиционных проектов, экономи­чески и социально привлекательные для многих граждан.


В октябре 2013 г. убийство 25-летнего Егора Щербакова гражданином Азербайджана вызвало массовые беспорядки в районе Бирюлёво-Западное г. Москвы, в котором находилась крупная плодоовощная база - место пребы­вания большого количества мигрантов. В ходе проверки, проведённой уже в результате народных волнений, сотрудники Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выявили на территории овощебазы нарушения законодательства в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, органы внутренних дел выявили на указанном предприятии более 200 неле­гальных мигрантов. Плодоовощная база временно закрыта по решению суда. Необходимо отметить, что обвиняемый в убийстве гражданин Азербайджана находился в России с нарушениями миграционного законодательства, од­нако он попал в поле зрения органов Федеральной миграционной службы только после совершения преступления. За проявленное бездействие уво­лены должностные лица, в компетенции которых находились вопросы обеспечения правопорядка на этой территории Москвы1.

Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проведена проверка исполнения ООО «Альтеос», ООО «Ресторан «Кама», ООО «СК Билд» и ООО «Контур» трудового законодательства.

Так, установлено, что указанными организациями допущены нарушения трудовых прав иностранных работников: нарушены сроки выплаты заработной платы, не проведена специальная оценка условий труда, в трудовых договорах не предусмотрены все обязательные условия, средства индивидуальной защиты выдаются не в полном объеме.

ООО «Альтеос», ООО «Ресторан «Кама» и ООО «Контур» также отсутствует обучение по охране труда.

По результатам проверки в адрес руководителей организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства, в отношении виновных должностных лиц возбуждены административные дела по ч.6 ст.5.27, ч.1 ст.5.27.1, ч.2 ст.5.27.1 и ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Указанные меры прокурорского реагирования находятся на рассмотрении2.

Органы прокуратуры Сахалинской области в 2020 году принимали меры, направленные на обеспечение законности в указанной сфере. В результате надзорных мероприятий прокуратурой области выявлено около 250 нарушений законодательства в сфере миграции, в связи с чем внесено более 80 актов прокурорского реагирования, 10 лиц привлечены к административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждены и расследуются 22 уголовных дела. В деятельности миграционных подразделений выявлены факты ненадлежащего осуществления предоставленных полномочий, а также ряд нарушений требований законодательства в сфере предоставления государственных услуг. Органами внутренних дел не принимались своевременные меры к выявлению фактов фиктивной регистрации, своевременному снятию иностранцев с миграционного учета, установлению незаконно находящихся на территории региона мигрантов. Мерами прокурорского реагирования пресечены нарушения трудовых прав иностранцев. В судебном порядке прокуроры добивались признания размещаемой в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению,
признания недействительными фиктивных браков, заключенных с иностранцами, взыскания в доход Российской Федерации денежных средств, полученных по сделкам, связанным с фиктивной постановкой на учет иностранцев по месту пребывания. Учитывая складывающуюся на территории области миграционную обстановку, надзор за исполнением законодательства в сфере миграции находится на постоянном контроле органов прокуратуры области3.

Список литеры:

Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г

Защита трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора: теория и практика: [ред. коллегия Н.В. Коваль, О.В. Смирнова]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2018.

1 (Опубликована в журнале Законность № 1 за 2014 г.)

ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА А. ПАЛАМАРЧУК,

начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

2 https://www.izh.ru/i/info/29227.html

3 https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_65/mass-media/news?item=59751568