Файл: Методические рекомендации по технологии организации культурномассового мероприятия Кемерово 2020 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения
квалификации
«Основы режиссуры культурно-массовых мероприятий»
Методические рекомендации
по технологии организации культурно-массового мероприятия
Кемерово 2020

2
Разработчики методических рекомендаций:
Кузьмина Ольга Владимировна, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, канд. культурологии, доцент
Яковлева Тамара Владимировна, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников
Методические рекомендации по технологии организации культурно-массового мероприятия дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Основы режиссуры культурно-массовых мероприятий» предназначены для художественных руководителей многофункциональных учреждений культуры, режиссеров театрализованных представлений и праздников, организаторов досуга, заведующих и специалистов отделов и секторов культурно-досуговых учреждений, руководителей кружков, творческих коллективов и клубных формирований, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений по профилю данной дополнительной профессиональной программы. Методические рекомендации направлены на формирование компетенции по осуществлению проектной деятельности, необходимой для адаптации к меняющимся условиям творческой работы в современной праздничной индустрии.

3
Введение
Следующая информация представляет собой производственный подход к реализации творческого замысла культурно-массовых мероприятий для совершенствования практических режиссерско-постановочных умений и навыков как важнейшего элемента вашего профессионального роста.
Ниже приведены 7 простых правил для грамотной организации своего времени при организации культурно-массового мероприятия. Этих правил следует придерживаться, для того, чтобы ваши культурно-массовые мероприятия были зрелищными и интересными для всех.
Правило 1 «Разбор». Получив задание, разберитесь в нем. Это значит, что необходимо:
 хорошо представить себе, что должно быть на выходе, чего следует добиваться;
 усвоить содержание организаторской работы: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли ее выполнение привлечения помощников;
 выделить главное, основное, увидеть вспомогательное;
 определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы;
 уточнить свое место, положение, каков круг ваших обязанностей;

«проговорить» задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято.
Не считайте зазорным, получая задание, переспросить, если что-то оказалось непонятным.
Правило
2 «Возможности». Учитывайте возможности членов творческого коллектива. Мысленно сопоставьте основные задачи с возможностями людей, имеющихся в вашем распоряжении.
Правило 3 «Надобность». Определите, что вам может понадобиться в работе. Если работа требует материальных средств, то необходимо решить:


4 какие инструменты, материалы, снаряжение вам понадобятся, в каком количестве, где их можно достать, как получить и где хранить.
Правило 4 «Понятность». Работа должна быть понятна каждому.
Познакомьте всех членов творческой группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения.
Правило 5 «Ответственность». Распределите обязанности и определите людей, каждый из которых будет нести персональную ответственность за свой участок работы.
Правило 6 «Отчетность». Будьте внимательны при завершении работы.
Требуется отчетность о выполнении задания от всех, кому давались поручения.
Правило 7 «Анализ». Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем, потому что анализ позволяет выявить все ошибки и дает возможность избежать их в будущем.
Это были общие правила любой организаторской работы, но, чтобы организовать массовое шоу-мероприятие, этого не достаточно.
1. Технологические аспекты социально-проективной деятельности
режиссера-постановщика культурно-массовых мероприятий
1.1. Как только тема выбрана, далее определяем вид культурно-
массового мероприятия.
По способу подготовки и использованию импровизации можно
выделить:
 программы, полностью подготовленные заранее и не предусматривающие импровизации. Это различные тематические конкурсы (конкурс песни, танца, инсценированной песни и т.п.), концерты
(подготовленные и импровизационные), театрализованные представления. При выборе такой формы культурно-массового мероприятия необходимо помнить, что зал - активный участник программы, и его нужно постоянно активизировать,

5 включать в происходящее на сцене, задействовать (например, в паузах мы играем с залом);
 программы, сочетающие в себе как элементы, подготовленные заранее, так и элементы импровизации. Это КВН, «Конкурсы красоты», «Конкурс пар» и другие;
 программы, не требующие подготовки участников и основанные исключительно на импровизации во время действия. Это конкурсы актерского мастерства,
«Ярмарка», различные конкурсно-игровые программы и т.п.
Необходимо заметить, что любая импровизация будет хороша лишь тогда, когда она хорошо подготовлена. Соответственно, обратим внимание на то, что программа требует подготовки и участников, и организаторов, и ведущих.
1.2. Распределение обязанностей по блокам подготовки
Мы знаем, что любая работа группы будет более эффективна, если есть руководитель, который берет ответственность за подготовку культурно- массового мероприятия на себя и будет ее контролировать и помогать другим. Чаще всего руководство принимает на себя режиссер-постановщик культурно-массового мероприятия. Он распределяет людей по видам деятельности, назначает ответственных.
1.
Сценарная группа. В их обязанность входит разработка полного сценария предполагаемого культурно-массового мероприятия, руководствуясь поставленными творческой группой целями и задачами. Эта группа предоставляет сценарий режиссеру культурно-массового мероприятия и корректирует его в случае недостаточной проработки.
2.
Режиссерская группа - на основании разработанного сценария, выстраивает сценический ход сценария, подбирает актеров, работает с непосредственными исполнителями, ведущими и т.п. Проводит необходимое
(возможное) количество репетиций.


6 3.
Оформительская группа на основании разработанного сценария, разрабатывает эскиз оформления и предоставляет его режиссеру культурно- массового мероприятия. После утверждения эскиза, с помощью художника или самостоятельно подготавливает и производит художественное оформление места проведения культурно-массового мероприятия.
Разрабатывает и подбирает костюмы актерам и ведущим. Оформляет афишу, пригласительные билеты, рекламные плакаты и другую рекламную продукцию (при необходимости).
4.
Организаторская группа - обеспечивает координацию и взаимосвязь предыдущих групп, разрабатывает рассадку зрителей в зрительном зале, руководит размещением или построением людей на площадках (при необходимости). Осуществляет приглашение администрации, специалистов и гостей культурно-массового мероприятия, оповещая их персональным приглашением.
5.
Группа технического и музыкального оформления - занимается подбором необходимых музыкальных фонограмм, звуковых и видеофрагментов, а также светового оформления.
Главная задача ответственных состоит в том, чтобы объяснить другим, как легче справиться с заданием, ответить на вопросы, рассказать все относительно сроков и порядка информации о ходе подготовки культурно- массового мероприятия.
1.3. Разработка сценария
Эффективен вариант, когда разработка осуществляется путем использования техники «мозгового штурма». Все участники творческой группы собираются вместе и высказывают свои предложения, идеи, которые обсуждаются, перерабатываются, дополняются и дорабатываются. Все зависит от желания и возможностей собравшихся.
Этап написания сценария - один из самых сложных этапов подготовки культурно-массового мероприятия. Но любое задание выполнимо, если точно знать, что за чем надо подготовить.

7 1.4. Этапы написания сценария.
Алгоритм развития действия (сюжет). Кто? (Чебурашка, Колобок,
Карлсон и т.п.). Куда? (В Африку, за сокровищами, на северный полюс, в баню и т.п.). Зачем? (Отдыхать, подальше от вас, нужно и т.п.). Как?
(Пешком, строем, ползком и т.п.). Ответив на эти вопросы, вы имеете перед собой сюжетную линию вашего культурно-массового мероприятия.
Поиск образов героев (умный, хитрый, ленивый и т.п.). Выбирайте харАктерные, колоритные, типажные роли и персонажи, имеющие яркие внешние и внутренние черты. Найдите эти черты и попробуйте совершить обычные действия так, как будто вы - это выбранный персонаж.
Монологи и диалоги героев в ходе развития действия. Живите в выбранных образах, общайтесь друг с другом на заданную тему, воспроизводите реакции и мысли, посещающие вашего героя в ходе общения с другими героями. Так могут возникнуть реальные монологи и диалоги.
Предварительная репетиция с дописыванием фраз, нюансов, действий и пр. Главная задача сценарной группы - конечно, написание текстов для ведущих, для актеров, для настройки зала, для вызова участников и т.д., а если ваша программа - конкурсная, не забудьте придумать сами конкурсы.
Также
необходимо продумать отбор участников программы.
Существует несколько способов.
1.
Участников выбирают в трудовых коллективах. Например, победитель конкурса на предприятии станет участником городского конкурса. Но возможен и более простой способ. Коллективам сообщается, сколько участников от них требуется для программы. Желательно определить качества, ожидаемые от участников (например: артистичность или умение ставить палатку).
2.
Участники выбираются непосредственно из зала в процессе программы.
1.5. Реквизит


8
Ответственные за реквизит должны предусмотреть все, что может понадобиться во время программы: костюмы, декорации, освещение и т.д.
Чтобы не получилось так, что во время культурно-массового мероприятия чего-то не хватает и все может пойти под откос из-за нехватки, например, маркеров или каких-то костюмов.
1.6. Музыкальное оформление мероприятия
Музыкальное сопровождение должно быть согласовано с действиями на сцене, нелепо включать веселую музыку, когда главный герой плачет.
Даже если есть специальный ди-джей, все равно один из членов творческой группы должен взять на себя ответственность за взаимодействие с ним. В обязанности ответственного за этот блок входит информирование ди-джея о необходимом музыкальном материале, месте и времени репетиций и самого культурно-массового мероприятия, контроль за работой ди-джея и помощь ему во время проведения.
1.7. Репетиции
Любое культурно-массовое мероприятие нуждается в репетиции.
Режиссер-постановщик культурно-массового мероприятия должен построить график репетиций (правило - он пишется с конца), заранее раздать текст участникам и информировать их о месте и времени репетиций, продумать мизансцену (т.е. нахождение участников на сцене) и прочее.
Важно не забыть следующие моменты:
- сценарий должен быть на руках у каждого;
- репетируем сначала отдельные сцены, а затем соединяем все в одну постановку;
- музыкальное сопровождение репетируем вместе с действием на сцене;
- необходимо, чтобы участники на сцене не заслоняли друг друга, были хорошо освещены, говорили громко и глядя в зал, а не друг на друга.
1.8. Реклама

9
Ваше культурно-массовое мероприятие, как и всякое другое, требует рекламы. Для нее можно использовать все имеющиеся у вас возможности: объявления по радио и телевидению, анонс на общем собрании, объявления в коллективах и на предприятиях, вывешивание рекламных плакатов и т.п.
Главное - заинтриговать.
1.9. Структура мероприятия
(ход мероприятия)
1. Настройка зала.
Настройка участников действия начинается еще до входа в зал. При входе их встречает заранее подготовленное оформление (плакаты-приветствия, люди в костюмах, специально подготовленных, которые могут вручать участникам какой-нибудь элемент одежды, способствующий единению всех).
Далее рассказывается вкратце, что будет сегодня происходить и по какому поводу все собрались. В это время в зале уже звучит музыка (в зависимости от тематики культурно-массового мероприятия), сцена оформлена декорациями.
Чтобы перед действием воцарилась тишина, а зрители настроились на активное участие и сконцентрировали внимание на ведущем, можно использовать активные техники настроя зала:
 игровые действия с отбиванием ритма;
 игровые действия с повторяющимися движениями и текстом;
 игровые действия с использованием музыкального сопровождения;
 игровые действия с сознательным провоцированием аплодисментов.
2. Творческая завязка: создание интриги и мотивации на активное участие
зрителей.
Типы интриг: смена пространства, световая, музыкальная, театральная паузы, легенда. Определяем красную линию - основную тему культурно- массового мероприятия, связывающую все, что происходит на сцене. Очень важно, чтобы эта красная линия прошла через все этапы культурно-


10 массового мероприятия, т.е. все структурные элементы были бы объединены в единый сюжет.
В творческой завязке ставится задача, которая должна привести к какому- нибудь необычному результату.
3. Действие с включением всех участников.
Конкурсная программа, сценическая постановка, концертное выступление творческих коллективов и т.п.
4. Работа со зрителями.
Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залом во время заполнения пауз между основными заданиями для остальных участников.
5. Особенности логического завершения культурно-массового мероприятия.
Логика завершения мероприятия в том, чтобы достичь цели, которая была объявлена со сцены. Сюжет завершается словами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необходимого результата, например, нашли
«ключи от Города солнца» или «нашли дверь в Страну спорта».
6. «Жирная» эмоциональная точка.
Необходимо продумать эмоциональную точку всего мероприятия. Какая она может быть? Яркая (веселая), в соответствии с логикой культурно- массового мероприятия или же лирическая, загадочная и т.п.
Отдельно хочется остановиться на двух очень важных составляющих культурно-массового мероприятия, проводимого на сцене:
А). Правила поведения на сцене:
 высокая эмоциональность (она должна быть выше, чем у зала);
 четкость и громкость речи;
 эмоциональная окрашенность речи;
 открытая поза;
 большая амплитуда движений;
 не загораживать друг друга;
 говорить поверх голов зрителей;

11
 контакт глаз с залом;
 адекватная и раскрепощенная мимика и пластика.
Б). Внешний вид, костюмы героев:
 чистота костюма, опрятность;
 соответствие костюма образу;
 костюм должен сидеть прочно;
 костюмы могут быть «полные», а могут быть только элементы костюма, но легко узнаваемые и утрированные.
2. Сценарии культурно-массовых мероприятий
Предлагаем вашему вниманию несколько реализованных авторами данных методических указаний
сценариев
культурно-массовых мероприятий, различных как по форме, так и по содержанию.
2.1.
Литературный
сценарий
театрализованного
представления
«Широкая Масленица»
2017 г.
Музей-заповедник «Томская Писаница»
12.00
До начала представления с 12:30 до 13:00 на площадке звучит веселая
тематическая музыка. Периодически в записи звучат заклички – анонсы
предстоящего действия.
Заклички:
Подходи, честной народ,
Чудо-Масленица ждет!
Здесь и песни, здесь и пляски.
А, хотите, будут сказки?!
Будет представление
Всем на удивление!
Спешите скорей! Спешите скорей!