Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткий курс лекций по специальности «Стропальщик» Ю.С. Юрченко
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОПАЛЬЩИК»
СТРОПАЛЬНЫЕ И ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОДГОТОВИЛ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Ю.С. ЮРЧЕНКО
2019 г.
Оглавление.
-
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА……………………..…………..2-
Крюковые подвески кранов……………………………………...…2
-
-
УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СТРОПАЛЬНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ…………………………………………………3-
Общие сведения……………………………………………………..3 -
Канаты………………………………………………………………..3-
Канаты стальные………………………………………..……3 -
Браковка канатов………………………………………….….5
-
-
Цепи ………………………………………………………………….7 -
Стропы и грузозахватные устройства……………………………..8-
Стропы…………………………………….………………….8 -
Браковка стропов……………………………………………10
-
-
2.4.3. Грузозахватные траверсы …………………………………....11
2.4.4. Производственная тара…………………………………...…..12
2.4.5. Полиспасты…………………………………………..……….13
-
О БУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ И ТАКЕЛАЖНИКОВ………………………………………………………14-
Порядок обучения и аттестации стропальщиков и такелажников……………………………………………….……….14 -
Сроки проведения повторной проверки знаний и основные требования производственной инструкции для стропальщиков………………………………………..………..……15
-
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ……………………..16
4.1.Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов……………………………………………16
4.2. Обязанности ответственных специалистов по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных машин……………………….…17
-
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ………………………………………………19-
Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ…………………………………………………...19 -
Характеристика и классификация перемещаемых грузов……….21 -
Т ребования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам…………………………………………..22 -
Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов…………..23 -
Сигнализация и связь при производстве
-
стропальных работ…………………………………………………28
-
Маркировка грузов и манипуляционные знаки………………….28 -
Работа кранов вблизи линии электропередачи…………………..29 -
Меры безопасности при проведении такелажных и стропильных работ……………………………………………....30
Грузоподъемные устройства.
Крюковые подвески кранов
Крюк — универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособлений. Крюковая подвеска крана представлена на рис. 1.7.
Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.
Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на которые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств. Предохранительные замыкающие устройства могут быть выполнены в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предотвращающих самопроизвольное выпадение съемного захватного приспособления. Предохранительными устройствами (рис. 1.8) должны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жесткими стропами, захватами.
Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верхней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращаются один или несколько канатных блоков. На некоторых кранах для обеспечения минимальной длины подвески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непосредственно на оси блоков. Такая подвеска называется укороченной. На нижней части подвески на траверсе закрепляется грузовой крюк с помощью гайки. Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикоподшипниках помимо вращения вокруг оси может еще качаться вместе с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов. В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными (рис. 1.9).
Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготавливают ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.
На грузовом крюке указывается номер крюка по государственному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наименование завода-поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.
Крюки бракуются в случаях, если:
-
крюк не вращается на траверсе; -
отогнут рог крюка; -
износ крюка в зеве превышает 10 %; -
нет клейма ОТК; -
имеются трещины.
Крюковая подвеска грузоподъемных кранов является весьма ответственным узлом, поэтому при эксплуатации крана необходимо постоянно наблюдать за ее состоянием. При каждом осмотре следует обязательно проверять исправность щек, блоков, траверсы, крюка, гайки, осей и канатов.
УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СТРОПАЛЬНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ
Общие сведения
Строповка, перемещение и расстроповка грузов с использованием грузоподъемных кранов производится при помощи съемных грузозахватных устройств.
В зависимости от назначения, формы, размеров, массы груза и условий производства применяются грузозахватные устройства разных типов:
-
с жестким (захваты и траверсы) или гибким (из кусков каната, стропы) подвесом;
-
ручные, автоматические, дистанционные;
-
поддерживающие, зажимные, притягивающие, зачерпывающие.
Грузозахватные устройства называются поддерживающими, если груз зацеплен за элементы грузозахватного приспособления и поддерживается ими. Они подразделяются:
-
на стропы; -
траверсы; -
подхваты.
Грузозахватные устройства называются зажимными, если груз зажимается элементами грузозахватного приспособления и удерживается за счет силы трения. Они подразделяются:
-
на клещевые; -
фрикционные; -
эксцентриковые.
Грузозахватные устройства называются притягивающими, если груз удерживается за счет вакуумного, магнитного или электромагнитного взаимодействия между грузозахватным приспособлением и грузом. Они подразделяются:
-
на вакуумные; -
магнитные; -
электромагнитные.
Грузозахватные устройства называются зачерпывающими, если груз зачерпывается элементами грузозахватного приспособления и размещается внутри него.
Они подразделяются:
-
на грейферные; -
ковшовые; -
совковые.
Канаты
Канаты стальные
Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов.
Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам.
Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами.
Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками.
Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т.д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР).
Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные
поволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.
Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.
По виду свивки стальные канаты бывают:
-
обыкновенные (раскручивающиеся); -
нераскручивающиеся.
Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8... 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой.
Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки.
По направлению свивки канаты бывают:
-
правой свивки; -
левой свивки.
По числу прядей канаты бывают:
-
однопрядные (или спиральные); -
трехпрядные; -
пятипрядные; -
шестипрядные; -
восьмипрядные; -
восемнадцатипрядные.
Браковка канатов
Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
-
характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
-
разрыв пряди; -
поверхностный и внутренний износ; -
поверхностная и внутренняя коррозия;
-
местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; -
уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); -
деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; -
повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
П ри уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 и более |
Число обрывов проволок, % от норм | 85 | 75 | 70 | 60 | 50 |
Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dк, где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dB > 4/3 dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dK.
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
-
корзинообразной деформации (рис. 2.7); -
выдавливания сердечника (рис. 2.8); -
выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9); -
местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10); -
местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4); -
раздавленных участков (рис. 2.11); -
перекручиваний (рис.2.12); -
заломов (рис. 2.13); -
перегибов (рис. 2.14);
• повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Ц епи
При выполнении стропальных работ кроме стальных канатов применяют сварные и штампованные цепи (рис. 2.21).
Для сварных цепей используют мягкую легированную сталь круглого сечения с пределом прочности на разрыв 370...450 МПа.
Звенья цепи имеют овальную форму. Якорные цепи используют с распорками и без них.
Для грузовых стропов применяют некалиброванные цепи. Условное обозначение некалиброванной цепи из прутка диаметром 6 мм с шагом звена 16 мм: цепь СНбх 16, ГОСТ 2319—81.
На стропальных работах наибольшее распространение получили сварные цепи.
Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с ГОСТ, по которому они изготовлены. В табл. 2 приведены значения коэффициента запаса прочности сварных и штампованных цепей.
Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После этого ее испытывают нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность цепи.
Преимущества стальных цепей:
-
гибкость; -
простота конструкции; -
технологичность; -
способность огибать острые грани без подкладок.
Таблица 2.
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей
Цепь | Коэффициент запаса прочности для привода | |
ручного | машинного | |
Грузовая, работающая на гладком барабане | 3 | 6 |
Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная) | 3 | 8 |
Для стропов | 5 | 5 |
Недостатки стальных цепей:
-
большая масса; -
возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия трещин;
необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.
Стропы и грузозахватные устройства
Стропы
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стропы бывают:
-
стальные канатные; -
цепные; -
хлопчатобумажные; -
пеньковые; -
капроновые.
Стальные канатные стропы получили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва. По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
-
на одноветвевые (1 СК); -
двухветвевые (2 СК); -
трехветвевые (3 СК); -
четырехветвевые (4 СК); -
кольцевые (СКК).
Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис.2.23) подразделяют:
-
на одноветвевые (1 СЦ); -
двухветвевые (2 СЦ); -
трехветвевые (3 СЦ); -
универсальные (УСЦ).
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т.п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Браковка стропов
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).
Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных приспособлений (рис. 2.25, б...д) производится:
-
при наличии трещин; -
износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% или удлинению звеньев на 3 %; -
наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых обрывов наружных проволок канатов превышает следующие значения (d — диаметр стропа):
Длина участка стропа ……... 3d 6d 30d
Число видимых обрывов проволок на участке…. 4 6 16
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.
Строп не допускается к использованию при выявлении:
-
обрыва одной или более прядей каната; -
корзинообразной деформации; -
выдавливания сердечника; -
выдавливания или расслоения прядей; -
местного увеличения или уменьшения диаметра каната; -
раздавленных участков; -
перекручивания, заломов и перегибов каната; -
повреждений, появившихся в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда; -
деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %; -
трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10 % от первоначального; -
признаков смещения каната в заплетке или втулках; -
поврежденных оплеток; -
крюков, не имеющих предохранительных замков.
Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.
Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25 %, проводятся после их изготовления.
На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на которой указываются:
-
завод-изготовитель; -
порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя; -
грузоподъемность стропа; -
дата испытания (месяц, год).
Грузозахватные траверсы
Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использование обычных канатных стропов приводит к потере полезной высоты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует множество различных конструкций траверс. На рис. 2.26 показана конструкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.
Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно применять при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.