Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткий курс лекций по специальности «Стропальщик» Ю.С. Юрченко


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОПАЛЬЩИК»


СТРОПАЛЬНЫЕ И ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПОДГОТОВИЛ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Ю.С. ЮРЧЕНКО

2019 г.

Оглавление.


  1. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА……………………..…………..2

    1. Крюковые подвески кранов……………………………………...…2

  2. УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СТРОПАЛЬНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ…………………………………………………3

    1. Общие сведения……………………………………………………..3

    2. Канаты………………………………………………………………..3

      1. Канаты стальные………………………………………..……3

      2. Браковка канатов………………………………………….….5

    3. Цепи ………………………………………………………………….7

    4. Стропы и грузозахватные устройства……………………………..8

      1. Стропы…………………………………….………………….8

      2. Браковка стропов……………………………………………10

2.4.3. Грузозахватные траверсы …………………………………....11

2.4.4. Производственная тара…………………………………...…..12

2.4.5. Полиспасты…………………………………………..……….13

  1. О БУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ И ТАКЕЛАЖНИКОВ………………………………………………………14

    1. Порядок обучения и аттестации стропальщиков и такелажников……………………………………………….……….14

    2. Сроки проведения повторной проверки знаний и основные требования производственной инструкции для стропальщиков………………………………………..………..……15

  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ……………………..16

4.1.Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов……………………………………………16

4.2. Обязанности ответственных специалистов по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных машин……………………….…17

  1. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ………………………………………………19

    1. Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ…………………………………………………...19

    2. Характеристика и классификация перемещаемых грузов……….21

    3. Т ребования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам…………………………………………..22

    4. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов…………..23

    5. Сигнализация и связь при производстве

стропальных работ…………………………………………………28

    1. Маркировка грузов и манипуляционные знаки………………….28

    2. Работа кранов вблизи линии электропередачи…………………..29

    3. Меры безопасности при проведении такелажных и стропильных работ……………………………………………....30


Грузоподъемные устройства.

Крюковые подвески кранов

Крюк — универсальное захватное средство, которое широко применяют как рабочий орган грузоподъемного механизма в каче­стве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовых кранов), концевых элементов строп и других грузозахватных приспособле­ний. Крюковая подвеска крана представлена на рис. 1.7.

Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного приспособления грузозахватного устройства из зева крюка, его снабжают замыкающим устройством.

Такими устройствами не снабжают крюки портальных кранов, работающих в морских портах; кранов, транспортирующих рас­плавленный металл или жидкий шлак, а также крюки, на кото­рые навешивают груз с помощью гибких грузозахватных устройств. Предохранительные замыкающие устройства могут быть выполне­ны в виде пружинных или самоопускающихся защелок, предотвра­щающих самопроизвольное выпадение съемного захватного при­способления. Предохранительными устройствами (рис. 1.8) долж­ны оборудоваться в обязательном порядке крюки грузоподъемных кранов, работающих на монтаже или при транспортировке грузов в контейнерах, бадьях и другой таре, а также при работе с жестки­ми стропами, захватами.



Крюковая подвеска состоит из двух боковых щек, соединенных между собой распорными трубками и стяжными болтами. В верх­ней части щек на неподвижно закрепленной с помощью ригельных планок оси вращаются один или несколько канатных блоков. На некоторых кранах для обеспечения минимальной длины под­вески применяют крюк с длинным хвостовиком, который крепят непосредственно на оси блоков. Такая подвеска называется укоро­ченной. На нижней части подвески на траверсе закрепляется гру­зовой крюк с помощью гайки. Траверса может свободно вращаться в отверстиях боковых щек. Крюк, установленный на шарикопод­шипниках помимо вращения вокруг оси может еще качаться вме­сте с траверсой, что облегчает строповку и ориентирование грузов. В зависимости от числа осей крюковые подвески бывают одно-, двух- и трехосными (рис. 1.9).

Различают однорогие и двурогие грузовые крюки. Их изготав­ливают ковкой или штамповкой из малоуглеродистой стали 20, что исключает внезапное разрушение крюка.

На грузовом крюке указывается номер крюка по государствен­ному стандарту, товарный знак, заводской номер крюка, наиме­нование завода-поставщика, номер плавки, год изготовления. Без маркировки устанавливать крюк на кран нельзя.

Крюки бракуются в случаях, если:

  • крюк не вращается на траверсе;

  • отогнут рог крюка;

  • износ крюка в зеве превышает 10 %;

  • нет клейма ОТК;

  • имеются трещины.



Крюковая подвеска грузоподъемных кранов является весьма ответственным узлом, поэтому при эксплуатации крана необходимо постоянно наблюдать за ее состоянием. При каждом осмотре следует обязательно проверять исправность щек, блоков, травер­сы, крюка, гайки, осей и канатов.
УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СТРОПАЛЬНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТ
Общие сведения

Строповка, перемещение и расстроповка грузов с использова­нием грузоподъемных кранов производится при помощи съемных грузозахватных устройств.

В зависимости от назначения, формы, размеров, массы груза и условий производства применяются грузозахватные устройства разных типов:

  • с жестким (захваты и траверсы) или гибким (из кусков ка­ната, стропы) подвесом;

  • ручные, автоматические, дистанционные;

  • поддерживающие, зажимные, притягивающие, зачерпы­вающие.

Грузозахватные устройства называются поддерживающими, если груз зацеплен за элементы грузозахватного приспособления и под­держивается ими. Они подразделяются:

  • на стропы;

  • траверсы;

  • подхваты.

Грузозахватные устройства называются зажимными, если груз зажимается элементами грузозахватного приспособления и удер­живается за счет силы трения. Они подразделяются:

  • на клещевые;

  • фрикционные;

  • эксцентриковые.

Грузозахватные устройства называются притягивающими, если груз удерживается за счет вакуумного, магнитного или электро­магнитного взаимодействия между грузозахватным приспособле­нием и грузом. Они подразделяются:

  • на вакуумные;

  • магнитные;

  • электромагнитные.

Грузозахватные устройства называются зачерпывающими, если груз зачерпывается элементами грузозахватного приспособления и размещается внутри него.

Они подразделяются:

  • на грейферные;

  • ковшовые;

  • совковые.


Канаты

Канаты стальные

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стрело­вых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответ­ствовать государственным стандартам, иметь сертификат (сви­детельство) или копию сертификата предприятия — изготовите­ля канатов об их испытании в соответствии с правилами устрой­ства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. При­менение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.


Крепление и расположение канатов на кранах должны исклю­чать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетира­ния вследствие соприкосновения с элементами металлоконструк­ций или канатами других полиспастов.

Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нор­мативным документам.

Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами.

Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характе­ристиками.

Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, мно­гих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т.д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кра­нов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной прово­локи диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными по­крытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изго­товленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проек­том производства работ (ППР).

Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные

поволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.

Для придания стальному канату гибкости, а также для удержа­ния смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от кор­розии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.

По виду свивки стальные канаты бывают:

  • обыкновенные (раскручивающиеся);

  • нераскручивающиеся.

Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8... 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой.

Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки.

По направлению свивки канаты бывают:

  • правой свивки;

  • левой свивки.

По числу прядей канаты бывают:

  • однопрядные (или спиральные);

  • трехпрядные;

  • пятипрядные;

  • шестипрядные;

  • восьмипрядные;

  • восемнадцатипрядные.


Браковка канатов

Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в экс­плуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуа­тации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточе­ния обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

  • разрыв пряди;

  • поверхностный и внутренний износ;

  • поверхностная и внутренняя коррозия;

  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сер­дечника;

  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, вы­давливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Пример определения числа обрывов наружных проволок пока­зан на рис. 2.3.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплав­ленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых ве­ществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.



П ри уменьшении диаметра ка­ната в результате поверхностно­го износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номиналь­ным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, об­мятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).

При уменьшении первоначального диаметра наружных прово­лок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бра­куется.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с по­мощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношен­ного, каната.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии


Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

10

15

20

25

30 и более

Число обрывов проволок, % от норм

85

75

70

60

50


Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим изно­сом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходи­мость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений спирали волни­стости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dк, где dB — диа­метр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dB > 4/3 dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dK.



Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обна­ружении:

  • корзинообразной деформации (рис. 2.7);

  • выдавливания сердечника (рис. 2.8);

  • выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);

  • местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);

  • местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);

  • раздавленных участков (рис. 2.11);

  • перекручиваний (рис.2.12);

  • заломов (рис. 2.13);

  • перегибов (рис. 2.14);

• повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.


Ц епи

При выполнении стропальных работ кроме стальных канатов применяют сварные и штампованные цепи (рис. 2.21).

Для сварных цепей используют мягкую легированную сталь круг­лого сечения с пределом прочности на разрыв 370...450 МПа.

Звенья цепи имеют овальную форму. Якорные цепи используют с распорками и без них.

Для грузовых стропов применяют некалиброванные цепи. Услов­ное обозначение некалиброванной цепи из прутка диаметром 6 мм с шагом звена 16 мм: цепь СНбх 16, ГОСТ 2319—81.

На стропальных работах наибольшее распространение получи­ли сварные цепи.

Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изго­товления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготови­теля об их испытании в соответствии с ГОСТ, по которому они изготовлены. В табл. 2 приведены значения коэффициента запаса прочности сварных и штампованных цепей.

Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой но­вых вставленных звеньев или с помощью специальных сое­динительных звеньев. После этого ее испытывают нагрузкой, ко­торая в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность цепи.

Преимущества стальных цепей:

  • гибкость;

  • простота конструкции;

  • технологичность;

  • способность огибать острые грани без подкладок.


Таблица 2.
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей


Цепь

Коэффициент запаса прочности для привода

ручного

машинного

Грузовая, работающая на гладком барабане

3

6

Грузовая, работающая на звездочке (калибро­ванная)

3

8

Для стропов

5

5


Недостатки стальных цепей:

  • большая масса;

  • возможность внезапного разрыва вследствие быстрого рас­крытия трещин;


необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.
Стропы и грузозахватные устройства

Стропы
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обес­печивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.

Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, тра­версам, скобам.

Стропы бывают:

  • стальные канатные;

  • цепные;

  • хлопчатобумажные;

  • пеньковые;

  • капроновые.

Стальные канатные стропы получили широкое распростране­ние при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых гру­зов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготов­лении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из орга­нических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и об­ладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за со­стоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва. По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подраз­деляются:

  • на одноветвевые (1 СК);

  • двухветвевые (2 СК);

  • трехветвевые (3 СК);

  • четырехветвевые (4 СК);

  • кольцевые (СКК).

Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, загото­вок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и дру­гой тары.

По числу ветвей цепные стропы (рис.2.23) подразделяют:

  • на одноветвевые (1 СЦ);

  • двухветвевые (2 СЦ);

  • трехветвевые (3 СЦ);

  • универсальные (УСЦ).

Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.

Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т.п.

Многоветвевые стропы применяют для подъема и транс­портировки станков, аппаратов, строительных деталей и конст­рукций, имеющих две, три и четыре точки крепления.


Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или про­ушинами.



Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.

Браковка стропов

Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между вет­вями не превышал 90° (рис. 2.24).



Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.

Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диамет­ра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).

Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных при­способлений (рис. 2.25, б...д) производится:

  • при наличии трещин;

  • износе поверхности элементов или местных вмятинах, при­водящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% или удлинению звеньев на 3 %;

  • наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых об­рывов наружных проволок канатов превышает следующие значе­ния (dдиаметр стропа):

Длина участка стропа ……... 3d 6d 30d

Число видимых обрывов проволок на участке…. 4 6 16

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.



При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микромет­ра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.

Строп не допускается к использованию при выявлении:


  • обрыва одной или более прядей каната;

  • корзинообразной деформации;

  • выдавливания сердечника;

  • выдавливания или расслоения прядей;

  • местного увеличения или уменьшения диаметра каната;

  • раздавленных участков;

  • перекручивания, заломов и перегибов каната;

  • повреждений, появившихся в результате температурных воз­действий или электрического дугового разряда;

  • деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %;

  • трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10 % от первоначального;

  • признаков смещения каната в заплетке или втулках;

  • поврежденных оплеток;

  • крюков, не имеющих предохранительных замков.

Выявленные в процессе осмотра или технического освидетель­ствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.

Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25 %, проводятся после их изго­товления.

На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на кото­рой указываются:

  • завод-изготовитель;

  • порядковый номер стропа по системе нумерации предприя­тия-изготовителя;

  • грузоподъемность стропа;

  • дата испытания (месяц, год).

Грузозахватные траверсы

Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использова­ние обычных канатных стропов приводит к потере полезной вы­соты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом эле­менте и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует мно­жество различных конструкций траверс. На рис. 2.26 показана кон­струкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специаль­ные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстоя­ние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.

Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы пе­рекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удоб­но применять при подъеме конструкций за элементы, находящие­ся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со сме­щенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.