Файл: Практическая работа к теме Доверие к государству Тема занятия Что мы Родиной зовём Класс 10.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.3. «Доверие к государству»
Тема занятия: «Что мы Родиной зовём?»
Класс: 10
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация
Опорный конспект разговора о ценности «Доверие к государству»
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Обучающимся выдаются карточки со значением слова «Родина» (из разных толковых словарей). Вставить определения. 5 шт.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание.
Зачитайте ваши определения на карточках. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и найдите в них общее.
Определение выводятся на экран. Обучающиеся зачитывают значение слова «Родина.
Учитель:Вы видите, что определения на карточках очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями изкарточек? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
(Динамическая пауза)
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность
, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде.
1 категория. «Символы России».
1. В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?
белый, синий, красный
2. Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
Двуглавый орёл и Георгий Победоносец
30. Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?
Шапка Мономаха
4. Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
Сергей Михалков, Александр Александров
5. Как называется свод законов, по которым живет страна?
Конституция
2 категория. «География России»
1. Сколько часовых поясов в Российской Федерации?
11
2. Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем,что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336.
Байкал
3. Самым высоким зданием Европы считается …
Лахта центр, Санкт-Петербург
4. Какие горы России являются самыми древними?
Уральские
5. Какие океаны омывают Россию? (множественный ответ)
Северный Ледовитый,Атлантический,Тихий,
3 категория. «История России»
1. Какое самое древнее название нашей страны?
Русь
2. Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил?
Оберег
3. Как звали первого князя?
Рюрик
4 категория «Праздники России»
1. Когда отмечается День Победы над фашизмом?
9 мая
2. Какого числа православные России празднуют РождествоХристово?
В ночь с 6 на 7 января
3. В какой праздник на Руси проводились кулачные бои и пеклисьблины?
Масленица
5 категория «Имена России».
1. Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он?
А. С. Пушкин
2. Этот человек первым полетел в космос. Кто он?
Ю. А. Гагарин
3. Первый в истории император Российского государства, реформировал страну, построил флот, основал город на Неве.
Пётр Первый
Учитель: Пока подводятся итоги игры, хочу отметить, что независимо от набранных баллов вы все молодцы, потому что много знаете о географии, истории и культуре нашей страны.
Беседа – дискуссия «Герои нашего времени»
Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции. О ее начале 24 февраля этого года объявил Президент России В.В. Путин. В своем выступлении Президент отметил: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи». Среди целей специальной военной операции – защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО.
За прошедшие месяцы мы узнали имена наших героев, патриотов России.
Рассказ о военнослужащих -жителях округа, участвующих в СВО.
В ходе проведения специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской народных республик наши солдаты и офицеры совершили подвиги, которые обеспечивают успех наших войск.
Предлагаемые вопросы:
Какие действия можно отнести к подвигу?
Как, на ваш взгляд, такие поступки связаны с любовью к Родине?
Этот разговор подводит учеников к пониманию того, что любовь к своей Родине не обязательно выражать громкими словами. Она проявляется в малых делах и постепенных успехах каждого из учащихся: в знании истории своей страны, ее традиций и обычаев, понимании, что стоит за простыми действиями – помощь друзьям и близким, уважение к старшим.
Беседа о единстве страны, о том, что необходимо сохранять свою культуру, защищать свой народ.
3. Заключение. Рефлексия (4-5 минут)
Учитель. О людях, которые любят свою родину, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты своей страны. И каждый из нас может сделать что-то важное и полезное для своей родины.
У вас на партах лежат листочки. Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:
В России я люблю …
Я хочу быть полезным своей стране в …
Я горжусь тем, что Россия …
В России я уважаю …
Или придумали и написали свои, ответив на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»
Как только закончите, прикрепите листочки к берёзке, которая традиционно является символом России.
Для оформления классного уголка нарисуйте или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?»