ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование
2.3 Государственная социальная помощь
Оглавление
Введение…………………………………………………………………. | 4 |
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения | 9 |
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения……………………………………………………………… | 9 |
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения……………………………………………………………… | 12 |
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения……………………………………………………………… | 20 |
2.1 Обязательное пенсионное страхование…………………………… | 20 |
2.2 Обязательное социальное страхование……………………………. | 28 |
2.3 Государственная социальная помощь……………………………… | 42 |
2.4 Государственное пенсионное обеспечение………………………… | 50 |
Глава 3 Социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи…………………………………. | 62 |
Заключение………………………………………………………………. | 71 |
Список литературы……………………………………………………… | 73 |
Введение
Актуальность работы. Десять лет назад Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию1. Выступая в качестве члена Совета Европы, Россия в международном публичном измерении признала в качестве цели своей политики создание и обеспечение условий для достойного существования личности.
Традиционно на уровне международно-правовых актов закрепление получают стандарты в области естественных прав и свобод человека, а также гражданские и политические права. Однако правовой статус личности трудно рассматривать в отрыве от прав в области социального обеспечения. Так, одним из основополагающих начал в области прав человека, имманентных (присущих) современным либеральным политическим режимам, является принцип равенства человека. При этом такое равенство устанавливается вне зависимости от разных социальных статусов, включая имущественное и социальное положения индивида.
Соответственно, немыслимым представляется равенство индивидов в условиях острого социального неравенства, несправедливого распределения материальных ресурсов в обществе. Такое неравенство является существенным дестабилизирующим фактором для любого политического режима.
Задачами международно-правовых стандартов, в том числе правового статуса личности, являются, с одной стороны, аккумулирование положительного опыта развитых государств и передача его государствам, где еще не сложились полноценные демократические правовые институты (правовая интеграция и обмен опытом демократических преобразований). С другой стороны, не менее важными задачами международно-правового регулирования наиболее важных естественных прав человека являются установление стандартов, обязательных для государств-участников, предоставление дополнительных процессуальных механизмов защиты субъективных прав от возможного нарушения в межгосударственных органах, например в Европейском Суде по правам человека (в случаях, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод)1.
Стоит отметить, что основы социального обеспечения в качестве элемента правового статуса личности находят свое закрепление не только в Европейской социальной хартии, но и во всеобщих (универсальных) международно-правовых актах. Так, например, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация) провозглашает, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Право на труд, охрану труда и защиту от безработицы, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» находят свое закрепление в последующих статьях (23 - 25) указанной Декларации
2.
Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Труд как основа благосостояния личности не всегда может выполнять эту задачу в условиях рыночной экономики. Кроме того, способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест. Закреплённое на конституционном уровне социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, получает своё правовое опосредование в «нескольких организационно-правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учётом особенностей их общественно-полезной деятельности и видов обеспечения».
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.1
Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.
Исторический путь, который прошли в своем становлении системы социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, т. е. обеспечивается ли он как работник (настоящий либо в прошлом) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью.
В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.
Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г.
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также муниципальные и локальные.
Степень изученности темы. Библиографическую базу исследования составляет исследование истории социальной помощи отечественным ученым А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Так же данной проблемой занимались такие ученые как Алиев А.М., Биккинин И.А., Брагинский М.И., Вайпан В.А., Викторов В.В., Витрянский В.В., Владыка Е.Е., Гогин А.А.,
Целью выпускной квалификационной работы является анализ, изучение организационно - правовых форм социального обеспечения в Российской Федерации.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия организационно-правовых форм социального обеспечения;
- определить виды организационно-правовых форм социального обеспечения;
- изучить каждый вид организационно-правовых форм социального обеспечения.
- проанализировать социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи.
Объект исследования – социальное обеспечение.
Предмет исследования – Конституция РФ, Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Методы исследования: теоретический, аналитический, исторический, диалектический, синтез, индукция дедукция, наблюдение и сравнение.
Теоретическая значимость исследования темы. Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что в нем предпринят анализ организационно-правовых форм социального обеспечения в Российской Федерации который может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой проблемы применительно к данной стране.
Структура работы. Работа включает в себя введение, главы, заключение, список использованных источников.