Файл: Конституционный принцип разделения властей в России.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 590
Скачиваний: 6
Члены Совета Федерации и депутаты, Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение своего срока работы : они не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску «кроме тех случаев задержания на месте преступления», а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Р.Ф. соответствующей палатой Федерального собрания.
К созданию Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Р.Ф; утверждение указов Президента Р.Ф. о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил Р.Ф за пределами территории Р.Ф. назначение выборов Президента Р.Ф; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда Р.Ф, Верховного суда Р.Ф, Высшего арбитражного суда Р.Ф. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Р.Ф, заместителя председателя Счётной палаты Р.Ф и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией Р.Ф. большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Р.Ф.
Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население Р.Ф. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года «Государственная дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года». Половина депутатов Госдумы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам «от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов». Выборы считаются хорошими, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными сообществом «партиями, избирательными блоками, в состав из которых входит хотя бы одна партия». Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Госдумы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта Р.Ф). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Госдуму, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Госдуме, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
К ведению Госдумы относятся: дача согласия Президенту Р.Ф на назначение Председателя Правительства Р.Ф; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Госдума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Госдумы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Р.Ф.
Право законодательной инициативы в Госдуме принадлежит Президенту Р.Ф, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, Правительству Р.Ф, законодательным органам субъектов Р.Ф, а также Конституционному суду Р.Ф, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду Р.Ф по вопросам их ведения. Госдумой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления «например об объявлении амнистии». Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госдумой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и - денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы Р.Ф; войны и мира. Государственная дума может быть распущена Президентом Р.Ф. в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Р.Ф. В случае роспуска Госдумы Президент Р.Ф. назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Госдума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Р.Ф. до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории Р.Ф военного или чрезвычайного положения, в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента Р.Ф.
Избирательная система. Порядок выборов Президента Р.Ф. выборов формирования Федерального собрания, иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией Р.Ф, выборов законодательных органов субъектов Р.Ф. представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Р.Ф.Основу избирательной системы и избирательного права Р.Ф. составляют основные гарантии избирательных прав граждан Р.Ф. обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф» принят в 2002. Граждане Р.Ф. участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Р.Ф. достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин Р.Ф. проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные «представительные» органы государственной власти субъектов Р.Ф, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления. Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими «организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства», а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина Р.Ф в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов «списков кандидатов» принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5% ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты Р.Ф без сбора подписей избирателей «в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей».
В соответствии с Конституцией Р.Ф решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию «соответственно уровню проводимых выборов» или в суд.
2.2. Исполнительная власть в системе государственной власти
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных им средств.
Разделяют следующие виды государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти :
- является самостоятельной ветвью единой государственной власти.
- выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной власти.
- организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.
- носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно.
- имеет в своем распоряжении определенные средства «ресурсы» для осуществления принудительных функций.
Цели, функции и уровни исполнительной власти
Цели исполнительной власти:
1. обеспечение безопасности личности, общества, государства.
2. создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства.
3. создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов.
4. защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:
5. исполнительная – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ.
6. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
7. социально - экономическая – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
8. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
9. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.
10. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов.
11. охранительная – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного «административного» принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют только 2 уровня исполнительной власти: исполнительная власть субъектов Р.Ф и федеральная исполнительная власть.
2.3. Судебная власть в системе государственной власти
Судебная власть - специальный орган государства, уполномоченный решать вопросы, отнесённые к их компетенции, возникающие при применении права. Реализация судебных полномочий происходит путём административного, уголовного, конституционного и арбитражного судопроизводства, при этом соблюдается специальные процессуальные формы, создающие гарантию справедливости и законности, принимаемых судом решений. Судебная власть обязана соблюдать и охранять право, правовые устои общественной и государственной жизни от любых нарушений вне зависимости от того, кто их совершает.
В правовом государстве только судебные органы уполномочены осуществлять правосудие. Никто не имеет право осуществлять функции суда. Он руководствуется только законом, правом и не зависит от влияний других ветвей власти. Объективность и законность правосудия обеспечивают полную гарантию соблюдения прав и свобод человека.
«Судебная власть способность и возможность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».
Судебная власть - один из видов государственной власти, установленных Конституцией и другими государственными законами. Она осуществляется определёнными государственными органами и выражает государственную волю. В России Судебная власть принадлежит только судам в лице судей и присяжных - лиц, привлекаемых по установленному законом порядку к совершению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Одним из исключительных признаков судебной власти является то, что Судебную власть имеют право осуществлять только уполномоченные органы - суды. По Конституции Российской Федерации, осуществление правосудия - это важнейшая функция судебной власти, принадлежащая исключительно суду.
Выполняя свои функции и обязанности, судьи руководствуются только Конституцией Российской Федерации.
Характерными чертами судебной власти являются независимость, самостоятельность и обособленность.
Самостоятельность означает, что свои функции и полномочия суд не делит с другими органами, а его решения не подвергаются никаким санкциям и не требуют подтверждения.
Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной власти заключается в том, что суды образуют определенную систему государственных органов, не относящуюся к какой-либо другой государственной структуре.
Так же, одним из важнейших признаков судебной власти является процессуальный порядок деятельности. Законом полностью урегулированы правила, последовательность действий суда и принятие им решений при рассмотрении конкретных дел. Сам процессуальный порядок несёт высокую социальную ценность, так как регулирует правила судебной процедуры. Он гарантирует законность деятельности органов, осуществляющих данный вид власти
Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Характеристика отдельных принципов правосудия:
1) Принцип законности.
Принцип законности является общеправовым принципом. В соответствии со статьёй 120 Конституции Р.Ф судьи подчиняются только к Конституции Р.Ф и федеральному закону. Применительно к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны осуществлять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при осуществлении судебной власти правильно применять действующие законы. Суды обязуются применять Конституцию Р.Ф, федеральные законы и иные действующие на её территории нормативные правовые акты. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции Р.Ф, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Р.Ф, конституции, уставу, закону субъекта Р.Ф, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (при несоответствии подзаконного правового акта закону - в соответствии с законом). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона;
2) Самостоятельность судов независимость судей.
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи «а также присяжные, народные и арбитражные заседатели», участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом, к конституционным гарантиям независимости судов и судей относятся несменяемость судей, неприкосновенность судей, финансирование судов из федерального бюджета. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены соответствующей квалификационной коллегией судей не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемой федеральным законом. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124). Незаконное воздействие на судей, вмешательство в деятельность суда влечёт ответственность в соответствии с законом.