Файл: Конституционный принцип разделения властей в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 589

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия;

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции Р.Ф никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела именно в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел - также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей «статья 123 Конституции Р.Ф». Обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47 Конституции Р.Ф). При назначении исключительной меры наказания - смертной казни, обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (статья 20 Конституции Р.Ф).

2.4. Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти

Главными задачами любого государственного органа, учреждённого Конституцией Российской Федерации, являются:
1. Дефиниция, установленная в ней, которая определяет его общее функциональное значение.
2. Место, отводимое ему в системе органов государственной власти.
- Данный признак несёт особое правовое значение, несмотря на то, что является производным. Он выражает заложенную в Конституции РФ концепцию построения государственной власти. Следовательно, отправными правовыми установлениями, применяемыми к анализу положения Президента Российской Федерации в Конституции РФ, являются статья 80 и место главы, посвящённой президенту Р.Ф, в тексте Конституции Р.Ф.
Исходя из законов Конституции, Президент Р.Ф имеет самую главную роль в государственной системе, он является главой государства.
объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет Конституционно-правовой статус Президент РФ. В обязанности президента входит обеспечение такого положения, при котором все органы государственной власти выполняют свои обязанности в соответствии с Конституцией и своей компетенцией.

Ни один из органов государственной власти не может обеспечить полное действие Конституции. Задача главы государства заключается в охране суверенитета, государственной целостности и государственных устоев в целом. Только при условии соблюдения всех этих условий иные органы и должностные лица имеют права осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституционным режимом.

Каждый из органов государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президен­том ставится задача охранять государственные устои в целом, су­веренитет и государственную целостность. Только при этих усло­виях все иные органы власти и должностные лица могут осущест­влять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Положение президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы госу­дарства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Бу­дучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной вла­стью находит выражение в конкретных конституционных полно­мочиях президента как главы государства.

Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с осо­бенностями формирования правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования правительства с распределе­нием мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная истори­ческая ситуация, при которой состав правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различны­ми аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность ис­полнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

Им даны большие полномочиями и постоянно взаимо­действующие президент и правительство — 2 самостоятельных носителя государственной власти, в значимой степени сопри­касающиеся при выполнении данные на них функций. При оценивание взаимоотношений президента и правительства необходимо иметь ввиду, что существенные полномочия в этой области даны президенту не только Конституцией Р.Ф, но и зако­нами. Согласно статье 30 Федерального конституционного закона от 3 ноября 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и пункту 2 статьи 80 Конституции Р.Ф. президент обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие правительства, а так же других органов власти. Осуществляя такие полномочие, он прини­мает конкретные меры к обеспечению взаимодействия правитель­ства прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также раз­ные политические ориентиры парламентского большинства в Го­сударственной Думе и членов правительства.

Для преодоления такой ситуации законодатель установил ряд прерогатив президента, пользуясь которыми он в текущем ре­жиме может влиять на деятельность правительства: утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначе­ние заместителей председателя правительства и министров, пра­во председательствовать на заседаниях правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность пре­зиденту в силовых ведомств. Президент имеет такое право как отправить правительство в отставку или принять отставку премьера, которая сразу влечет за собой отставку правительства в целом.

Таким образом, во взаимоотношениях президента с правитель­ством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее часто. Правительство и органы исполнительной власти в целом значи­тельно более тесно, нежели другие ветви власти, связаны с прези­дентом, непосредственно которые подконтрольны ему.

В судебной сфере Президент Р.Ф. представляет Совету Федера­ции кандидатуры для назначения на должности судей Конститу­ционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Р.Ф. В свою очередь, при решении вопроса отрешения президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в дей­ствиях президента имеются признаки состава преступления; Кон­ституционный Суд дает заключение и после соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Осуществление полномочий, возложенных Конституцией Р.Ф на президента, требует достаточно высшего уровня защищенно­сти его статуса. Это нужно для того, чтобы мотивация воли президента основывалась на высших долгосрочных интересах Рос­сии, а не на учете колебаний и раскладе противоборствующих по­литических сил в парламенте.

Объединительная функция Президента Р.Ф проявляется в том, что он согласно Конституции Р.Ф. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласи­тельные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Р.Ф. и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов. В основе регулирования отношений между президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение само­стоятельности и независимости этих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, уста­новлены обязательные связи между ними (обращение президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положе­нии в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление президентом законопроек­тов, кандидатов на соответствующие должности, подписание зако­нов).

С одной стороны, Конституция Р.Ф. предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения президента от должности и роспуска президентом Государственной Думы Фе­дерального Собрания. Президент вправе принимать указы и рас­поряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном по­рядке Государственная Дума и Совет Федерации способны прео­долеть его вето. Велика роль внеправовых норм во взаимодействии президента и Федерального Собрания, так называемых «правил игры». Не менее важно внедрение в практику таких форм, как уча­стие президента или его представителей в парламентских слушани­ях, его выступление в палатах парламента, на заседаниях комиссий и депутатских групп, консультации с политическими фракциями.

При президенте действуют консультативные органы: Совет без­опасности и Государственный совет, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осу­ществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные пред­ставители президента в федеральных округах.


Место Президента Р.Ф. в системе органов государственной вла­сти сложилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 года первого Президента Р.С.Ф.С.Р была за­ложена основа конституционного


кризиса. Кризис был предопреде­лен половинчатостью конституционной реформы 1990—1991 годов, когда в Конституцию Р.С.Ф.С.Р 1978 года были искусственно вмон­тированы элементы механизма разделения властей и введена долж­ность Президента Р.С.Ф.С.Р при сохранении неопределенного стату­са Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Р.С.Ф.С.Р. Очень скоро обнару­жились противоречия

конституционных норм, не разграничивших четко на тот момент полномочия исполнительной, судебной и за­конодательной власти. Как известно, формировавшаяся под кон­ституционно закрепленную идею руководящей роли КПСС и сло­жившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР. не имела к началу 90-х годов ника­ких зазоров и ниш в конституционно-правовом механизме и инфра­структуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства — президенте, избираемом гражданами на осно­ве их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции Р.С.Ф.С.Р чужеродное звено «по идеологии этой Конституции» в виде института президентства еще больше на­рушило и так шаткий баланс отношений представительной и испол­нительной власти: с одной стороны — Президент Р.С.Ф.С.Р, являю­щийся в соответствии со статьей 121 Конституции Р.С.Ф.С.Р высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременно главой исполнительной власти, с другой стороны — Съезд народных депутатов, определенный статьей 104 Конституции Р.С.Ф.С.Р в каче­стве высшего органа государственной власти, имеющего право при­нимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящий­ся к ведению Федерации. Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Прези­дентом Р.С.Ф.С.Р и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета Р.С.Ф.С.Р, осложнившая их взаимо­действие, а также невозможность разрешения этой коллизии пра­вовыми методами в рамках старого Основного закона, и заложила политико-правовую основу кризиса 1993 года. Замена Советов на­родных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив президента представлялась многим в 1993 году кардинальным ре­шением развязки противоречий в системе государственной власти.
 


Возникла идея сконструировать такую модель сильной пре­зидентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирую­щей роли главы государства. В рамках работы Конституционного совещания уже к лету 1993 года вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парла­мента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Р.Ф.

Полномочия парламента как законодательного органа в про­екте новой.

Конституции Р.Ф существенно расширили. Также исполнительная власть получила нужную суверенитетность, избавляясь от управляющее - распорядительного пресса со стороны законодательной власти.
Таким образом, парламент становился законодательным органом и выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем необходимый конституционно-правовой баланс. И из-за этого была необходима новая Конституция самостоятельной , независимой России, которая бы поставила точку в этом процессе, четко сформулировала и закрепила полномочия по осуществлению функций государственной власти. Всеми составляющими её субъектов, в том числе президентом как главой государства и гарантом Конституции и Федеральным Собранием в качестве законодательного органа — парламента

Заключение

Власть – это социальное явление, т.к. создаётся в обществе граждан. Общество не сможет долгое время находиться без власти, потому что начнется анархия. Потребность во власти обусловленная, прежде всего в необходимости придать взаимодействиям между людьми, создав для всех общие правила поведения.
Принцип разделение властей существует в форме взаимодействия между властями исполнительной, судебной, законодательной. Взаимодействие разных ветвей власти это одна из важнейших предпосылок их собственного развития и существования, а так же обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Отсутствие такого разделения властей, ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, гост органов и группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.
Без раздельной власти государство не сможет быть правовым. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной конституционными принципами и правовым, состоит в распределении власти между органами государства. Так что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть полностью.
При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в другой ветви власти, а тем более, сливаться. Это обеспечивается: а) различными сроками полномочий; б) различными источниками формирования ветвей власти; в) степенью защиты одной власти от другой.
Особенностью Российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти (ст. 80 Конституции Р.Ф), он как бы стоит над ними, выполняя роль гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов – одна из важных задач России.