Файл: Реферат по дисциплине "Менеджмент" на тему " Мой любимый менеджер Коносуке Мацуcита" Подготовил студент гр. 9112.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство Общего и Профессионального Образования РФ

Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого

Институт Экономики и Управления

---------------------------------------------------------------------------------------------

Кафедра Управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Менеджмент”

на тему:
Мой любимый менеджер - Коносуке Мацуcита”

Подготовил: студент гр. 9112

Багдасарян М.А.

Принял: преподаватель

Андреева Г.Я.


ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2001 г.

Содержание


  1. Первые годы................................................................................................3

  2. Сам себе хозяин...........................................................................................4

  3. Кризис и философия....................................................................................5

  4. Послевоенное возрождение........................................................................6

  5. Пятилетку в четыре года............................................................................7

  6. Отставка и возвращение............................................................................8


Первые годы
Коносукэ Мацусита родился в 1893 году в деревне. Семья Мацусита считалась довольно зажиточной, пока азартный глава семейства не потерпел крупную неудачу на местной рисовой бирже. Коносукэ не было и 6 лет, когда все их имущество пошло с молотка. Его семья переехала в ближайший город, где отец открыл небольшую мастерскую по изготовлению деревянной японской обуви гэта. Несмотря на трудности, Коносукэ все-таки отдали в начальную школу, но доучиться в ней ему было не суждено. Когда он пошел в четвертый класс, отец нашел ему место ученика в мастерской в Осаке, изготовлявшей хибати - жаровни для обогревания домов. Так началась трудовая биография будущего основателя компании “Matsushita”.

После трех месяцев ученичества мастерская закрылась, и Коносукэ по рекомендации ее хозяина, попал в велосипедную лавку, где проработал последующие шесть лет. Когда парню исполнилось семнадцать, он все чаще стал задумываться о своем будущем. Тем временем в Осаке начали прокладывать трамвайные пути. Коносукэ смекнул, что с пуском трамвая потребность в велосипедах сократится, и решил устроиться в электроосветительную компанию. Но сразу его туда не приняли, пришлось долго дожидаться вакансии. В этот период Коносукэ, с рождения имевший субтильное телосложение и не отличавшийся крепким здоровьем, зарабатывал на жизнь тем, что целыми днями бегал с тяжелой тачкой на цементном заводе. через три месяца Мацусита получил уведомление, что его
берут на работу в качестве, "помощника электрика по внутренней проводке". А еще через три месяца его перевели на должность электрика. Хотя электроосветительная компания расширялась, столь быстрое продвижение по службе было редким исключением. Мацусита попутно расширял свои познания в области науки об электричестве.

В электроосветительной компании Коносукэ довольно быстро продвигался по служебной лестнице. В 24 года он получил должность контролера и теперь уже проверял работу других электриков. Работа была легкой, но Мацусите она не давала удовлетворения. "У меня возникло ощущение, - вспоминал он впоследствии, - словно все время чего-то не хватает." В свободное от исполнения контролерских обязанностей время Мацусита придумал новый патрон для электроламп. Однако руководство прохладно отнеслось к его "рацпредложению". И тогда Мацусита, упорства которому было не занимать, подал прошение об отставке, дабы самостоятельно освоить выпуск электропатрона собственной конструкции.
Сам себе хозяин
В 1918 году Мацусита создал фирму, назвав ее своим именем - "Мацусита дэнки". К работе он привлек своего бывшего сослуживца и брата жены (впоследствии он стал президентом компании Sanyo), а начальный капитал составил 200 иен. Под мастерскую Коносукэ приспособил свой и без того крохотный домик. Первая партия патронов была сделана довольно быстро, но встал вопрос - как ее продать? В магазинах патроны брать отказывались из опасения, что новая продукция не найдет сбыта. После долгих хождений удалось продать всего сотню патронов, выручив за них 10 иен, - торговцам они показались крайне неудобными в пользовании. Так первое начинание Мацуситы оказалось на грани краха: из дела вышел сослуживец, а Коносукэ с женой пришлось даже заложить в ломбарде всю одежду.

Но неожиданно пришло спасение: от одной торговой фирмы поступил заказ на изготовление тысячи подставок для вентиляторов. Пробные подставки заказчику понравились, и Мацусита получил новые заказы. Дела явно пошли в гору, и через несколько месяцев он уже смог снять в аренду под производство электротоваров целый дом.

Мацусита выпускал штепсельные вилки, переделанные из цоколей старых электроламп, которые продавал на 30% дешевле рыночной цены. Затем придумал двухвилочную розетку и получил предложение от одного оптовика предоставить ему монопольное право на торговлю ими. Предприятие расширялось, и в 1922 году Мацусита приступил к изготовлению лампочек для велосипедных фонарей. В то время в фонарях использовались дорогие и неудобные в обращении свечевые и ацетиленовые газовые лампы. Полгода Мацусита потратил на то, чтобы создать лампочки удобной конструкции (им была придана форма снаряда) с батарейками, которые бы сохраняли заряд больше десяти часов.

Батарейки пришлось переделывать из тех, что имелись на рынке. Нелегко оказалось найти субподрядчика на изготовление деревянных футляров - все требовали долговременного заказа. Нужно было рисковать.

Однако вопреки радужным ожиданиям Мацсита и его партнеров оптовики и владельцы велосипедных лавок отказывались брать лампочки. И тогда Коносукэ принял непростое решение: "Надо отрезать путь к отступлению. Чтобы узнать истинную цену нашим лампочкам, раздадим их сначала торговцам бесплатно". Судьба фирмы вновь была поставлена на карту. Но Мацусита выиграл – на лампочки появился спрос, и торговцы стали делать все новые и новые заказы.

В 1927 году на предприятии открылся цех по выпуску электроприборов. К велосипедным фонарям (уже квадратной формы), которые продавались по маркой National, добавились электроутюги “Super”. Разразившийся экономический кризис фирме удалось пережить довольно спокойно. В эти трудные времена Мацусита заручился поддержкой банка "Сумитомо", который не отказал ему в кредитах даже в условиях финансовой паники.

Кризис и философия
Трудности все же обошли фирму стороной. В 1929 году японское правительство установило режим строжайшей экономии, что привело к глубокому спаду в промышленности. Продажи продукции "Мацусита дэнки" сократилось наполовину, а склады ломились от непроданных товаров. Знакомые говорили Мацусите: "Коносукэ, у тебя нет иного выхода, кроме как уволить половину рабочих". Мацусите очень не хотелось этого делать, и в результате мучительных раздумий у него родилась весьма необычная идея - никого не увольнять , ввести на заводе половинный рабочий день, но зарплату платить как за полный. Рабочие же, со своей стороны, вторую половину дня и воскресенье должны посвятить продаже скопившейся на складе продукции. Рабочие поддержали своего шефа, и в течение двух месяцев все, что имелось на складах, было распродано. Мобилизация всех сил на сбыте дала потрясающие результаты - предприятие вскоре вернулось к нормальному режиму работы.

В сентябре 1931 года общее число заводов фирмы Matsushita достигло восьми. Дела шли неплохо, но Мацусита чувствовал некоторое неудовлетворение. Он стал задумываться о предназначении производителя. И пришел к идеям социалистического толка: роль производителя, решил Мацусита, в том, чтобы преодолеть бедность, обеспечив людей достаточным количеством товаров. Придя к такому выводу, Коносукэ Мацусита решил считать 5 мая 1932 года (спустя 14 лет после действительного создания "Мацусита дэнки" ) днем основания компании. Он определил и срок выполнения поставленной задачи - достижения всеобщего изобилия - в 250 лет, разделив его на 25-летние периоды. Тогда же оформилась философская концепция Мацуситы по вопросам коммерции: "Некоторые считают, будто коммерческий успех достигается через убытки и прибыль. Мол, то несешь убытки, то получаешь прибыль и тем самым, в конечном счете, добиваешься успеха. На мой взгляд, такая точка зрения ошибочна.
Коммерция - это все равно, что фехтование на мечах: ты не можешь победить, если тебя закололи. Успех достигается упорной работой. А если что-то не ладится, то судьба в этом не виновата, и это не означает, что тебе не повезло. Истинная причина - изъяны в методах управления, в организации дела".

Вот пример того, как философия Мацуситы реализовывалась на практике. В 1934 году он занялся изготовлением электромоторов. Скептики говорили: "Даже Мацусите это не под силу". Но Коносукэ решил выпускать малогабаритные моторы, справедливо рассудив: раз в японских семьях их пока не используют, значит открывается безграничный рынок. И после войны, когда начался бум в области электрификации домашнего хозяйства, Мацусита смог сразу же приступить к выпуску 50 тыс. электромоторов в месяц. Ведь основа их массового производства была заложена еще во времена, когда в успех мало кто верил.

Послевоенное возрождение
Война, естественно, была не лучшим периодом для компании. Ощущалась острая нехватка материалов и средств, и фирма смогла продолжать работу лишь благодаря военным заказам. В военное время на заводах "Мацусита денки" выпускались деревянные суда и фанерные самолеты. Сам Мацусита вспоминал об этом времени так: "Смешно, конечно, было поручать строительство судов и самолетов производителю электроприборов. Но до конца войны мы спустили на воду 56 судов. Да и наши самолеты, как ни странно, летали."

Но после военного поражения Японии компании пришлось расплачиваться за эти успехи.

Оккупационные американские власти ввели различные ограничения, в том числе и на деятельность дзайбацу - компаний, работавших на японскую армию. “Мацусита денки” лишилась возможности не только заниматься экономической дейтельностью, но и совершать любые операции с собственным имуществом. Компании грозил роспуск, а вопрос об отставке самого Мацуситы обсуждался вплоть до 1949 года. В конце концов обвинения в принадлежности к дзайбацу были сняты, но Коносуке попал в список “А”, в котором числились госслужащие, подлежащие увольнению в первую очередь. Удивительно, но на защиту президента встал профсоюз фирмы, собравший подписи и организовавший движение протеста.

Мацусите удалось сохранить президентский пост и всех своих директоров, но в последующие пять лет дела компании шли из рук вон плохо. “Мы только и делали, что занимали деньги.
Задолженность по займам достигла миллиарда иен, и компания попала в список самых злостных неплательщиков налогов”, вспоминал президент. Компании пришлось пойти на крайние меры - уволить 3,5 тысячи рабочих.

Но именно в это трудное время Мацусита задумал организовать “Движение за Мир и Счастье через Процветание” с помощью которого намеревался кардинально изменить характер тогдашней смутной эпохи и искать путь к совместному процветанию.

К 1950 году различные запреты и ограничения были сняты. Численность рабочих на Matsushita начала постепенно расти и через пять лет достигла прежнего уровня в 13 тысяч человек. Объем продаж продукции увеличился с 2,7 млрд. иен в 1950 году до 22 млрд. иен в 1955 году. Но это было только начало, лишь результат начавшегося бума в области бытовой электроники. Подлинный взлет ожидал компанию впереди.

Пятилетку в четыре года
Финансовая мощь империи Мацуситы росла с каждым днем, и в ее состав стали вливаться более мелкие компании. К 1956 году , когда реорганизация в “Мацусита дэнки” пошла по накатанным рельсам, Мацусита выдвинул пятилетний план развития компании. Для того времени составление и огласка столь долгосрочных планов было событием экстраординарным, к тому же Мацусита предлагал за пять лет увеличить объем продаж в 4 раза (до 80 млрд. иен). Недостатка в скептиках не было, даже в компании многие считали этот план лишь мечтой президента. Но Мацусита исходил из трезвого расчета и “невидимого договора”, который, как он полагал, предприниматель негласно заключает с народом. “На первый взгляд это может показаться сложным, - говорил он своим сотрудникам, - но если мы с вами в течение пяти лет будем топтаться на месте , какой же это прогресс и можно ли, не продвигаясь вперед, достигнуть процветания?” Умение вдохновлять подчиненных Мацусите было не занимать, так что принятый план компания выполнила досрочно - в четыре года. В последнем же году пятилетки продажи превысили 100 млрд. иен. К концу 50-х годов, когда японская экономика уже в значительной мере обеспечивала внутренние потребности, Мацусита взялся за организацию внешней торговли. Специальный отдел по внешнеторговым операциям он создал еще в 1932 году, но темпы роста экспорта казались Мацусите слишком медленными. Готовясь к либерализации внешней торговли и к связанной с ней жестокой конкуренцией со стороны крупных американских и европейских концернов, Мацусита стремился ориентировать фирму на международный рынок сбыта. А чтобы добиться на нем успеха, он в 1960 году поставил перед своей компанией новую задачу - в течение пяти лет перейти на пятидневную рабочую неделю. Как в Америке. Задача была для Японии столь же невероятной, как и предыдущий план роста продаж в 4 раза. Даже профсоюз выступил против пятидневки, заподозрив в ней некий подвох. Но Мацусита отличался невероятным упорством в достижении намеченных целей. В апреле 1965 года, когда экономика Японии была охвачена глубокой депрессией, “Мацусита денки” наперекор всем неблагоприятным условиям и первой в стране - перешла на пятидневную рабочую неделю.