Файл: Великие реформы 6070х годов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «Уральский Государственный Экономический Университет»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История

На тему: Великие реформы 60-70-х годов XIX века в России

Вариант № 14

Выполнена:

Екатеринбург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1 Предпосылки либеральных реформ Александра II 3

2 Реформы в области общественных отношений (земская, городская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения) 6

3 Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13






Введение


Россия в XIX в. представляла собой государство с низкой эффективностью экономики, где главной рабочей силой являлись крестьяне. В 1855 г. к власти пришел Александр II. Он принял власть в тяжелейший момент, когда для всех было очевидно, что Россия обречена на поражение в Крымской войне. В обществе царили обида, боль, гнев и раздражение. На международной арене она оказалась изолированной, внутренние силы ее были подорваны. Все сферы общественной жизни затронул кризис, который породил начало «эпохи освобождения, или великих реформ». На пути преобразования России ключевым событием становится отмена крепостного права в 1861 г. и последовавшие за ней земская, городская, судебная, финансовая, военная реформы, а также реформа в сфере образования.

1Предпосылки либеральных реформ Александра II


Реформы 60-70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II. Есть разные мнения об его характере и личных качествах. В душе Александра II боролись два начала: гуманное, привитое его наставником – поэтом В.А.Жуковским, и державно-милитаристическое. унаследованное от отца. Историк Л.Г.Захарова подчёркивала, что, «не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени, как человек трезвого ума и доброй воли»1. Александр II заявил, что «рано или поздно мы должны к этому придти», что «гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Рассматривая различные точки зрения, можно выделить ряд причин, приведших самодержавие к началу реформ. Среди них не последнее место занимают итоги Крымской войны. Финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом положении. Громадные расходы поглощали все доходы. Это вызвало быстрый рост и без того хронического бюджетного дефицита. «Дефицит государственного бюджета с 1853 по 1856 гг. включительно достиг астрономической цифры — 800 млн. серебром. Россия оказалась на пороге банкротства»2. Обнажившаяся иллюзия о превосходстве устройства государственной системы и понимание несостоятельности внешнеполитического курса вынудили Александра II и либеральную бюрократию искать пути возвращении России статуса великого государства.

Крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекало ее на застой и растущее отставание от стран Европы. Хотя в середине XIX в. крепостничество не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих необходимости сохранения как основы стабильности. Однако вследствие незаинтересованности работника в результатах производства в Росси сохранялась низкая производительность труда.

Начавшаяся в стране индустриализация породила необходимость в свободной квалифицированной рабочей силе. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков. Личная зависимость от помещика затрудняло переход в категорию наемных рабочих, консервировало бедность подавляющей массы населения, ее покупательную способность. Формированию рынка рабочей силы способствовали крестьяне-отходники. После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины. Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов. Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества. Помимо этого отходник был обязан отдать часть заработка помещику.

Помещичье хозяйство, которое было основано на внеэкономическом принуждении крестьян к работе, и находившееся в кризисном положении явилось еще одной из предпосылок реформ. Все более остро возникал вопрос в отношении перехода от натуральной формы ведения хозяйства к рыночной. Эффективность данных хозяйств постоянно снижалась. «В помещичьих хозяйствах наблюдался рост задолженности помещиков, была широко распространена практика заклада дворянских имений в кредитных учреждениях. К 1859 г. помещики заложили 44 тыс. имений (7,1 млн душ мужского пола), т.е. в залоге оказалось 65% крепостных крестьян России (в начале XIX века – 5%, в 1830-е годы – 42%)»3.

Предпосылками реформ стала и постоянная угроза крестьянских бунтов. Увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков. В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика.

Подводя итоги можно сгруппировать предпосылки реформ на внешние и внутренние факторы.

а) внешние факторы:

1) внешнеполитическая сфера (поражение в Крымской войне);

б) внутренние факторы:

1) социально-экономический кризис (низкая производительность труда, обезземеливание крестьян, рост помещичьей задолженности государству, нехватка квалифицированной рабочей силы в промышленности, дефицит бюджета);

2) положение в социальной сфере (нарастание социальных конфликтов);

3) политическая сфера (активизация общественно-политической жизни);

4) духовная сфера (идеи либерализма об осознании безнравственности крепостничества).

Очевидно, что главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. Первым шагом на пути подготовки реформы в начале 1857 г. появился очередной Секретный комитет по крестьянским делам. Главным результатом его деятельности стало окончательное решение об отмене крепостного права. В ходе острых дискуссий выявилось несколько подходов. Консервативные деятели (П.А.Шувалов, П.П.Гагарин) допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. Либералы (К.Д.Кавелин, А.М.Унковский) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за большой выкуп. Радикалы (Н.Г.Чернышевский, А.Н.Добролюбов) выдвигали идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.

Проект реформы изначально носил либеральный характер, но его окончательный вариант после обсуждения в высших правительственных органах, прежде всего в государственном совете, был изменен в интересах помещиков. Основные принципы и условия отмены крепостного права сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г. Реформа создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и положила начало становлению гражданского общества.

2Реформы в области общественных отношений (земская, городская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения)


Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60–70-х гг. XIX в.

Земская реформа началась в 1864 г. Она ввела новые представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земства были выборными органами, выборы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. «Сфера деятельности земских учреждений была достаточно широкой. В их компетенции были дела по народному образованию, здравоохранению, строительству, и содержанию больниц, школ, приютов, тюрем, дорого и мостов, страхование»4. Политические вопросы не входили в сферу деятельности земских органов.

Городская реформа, начавшаяся позже земской в 1870 г., создала новую систему городского самоуправления. Городская дума стала представительным органом городского населения, занимающаяся регулирующими и распорядительными функциями в решении хозяйственных вопросов. Выборы в думу происходили раз в четыре года на основе буржуазного имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим возраста 25 лет. Право на участие в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимости, владельцы промышленных и торговых заведений. Большинство интеллигенции, а так же наемные рабочие, которые в основном не имели недвижимости, оказались лишенными избирательного права.

Судебная реформа началась с введения в 1864 г. новых судебных уставов, основанных на принципах буржуазного права: бессословность, независимость, несменяемость, гласность, состязательность. Вводился суд присяжных заседателей, определявший виновность или невиновность обвиняемого. В основе системы общего суда находился окружной суд. Окружной суд разбирал уголовные и гражданские преступления с участием присяжных заседателей. Судебная палата рассматривала дела о государственных и политических преступлениях. Мировые судьи занимались разбором гражданских дел. Высшей инстанцией был Сенат, который мог отменить решение судов. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял министр юстиции. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни. Она стала одним из наиболее радикальных преобразований Александра II и оказалась самой последовательной. Тем не менее некоторые пережитки сословного неравенства в судебной системе сохранялись. особые волостные суды для крестьян, ко­торые могли приговаривать к телесным наказаниям.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. Их основной целью было сокращение армии в мироне время и одновременно быстрое развертывание во время войны. Реформа предполагала сокращение армии на 40%, отмену телесных наказаний, переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной во­инской повинности, создание военных образовательных учреждений, куда принимались представители всех сословий, перевооружение армии и флота. С1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

Реформировалась и финансовая сфера. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. В середине 1860-х гг. было разрешено создание акционерных коммерческих банков. Большую долю в капитале коммерческих банков имел капитал Франции. Германии, Англии. Для всеобщего сведения стала публиковаться роспись доходов и расходов. Одновременно с крупными финансовыми учреждениями развивалась сеть городских банков, обществ взаимных кредитов. В 1862 г. впервые в России к всеобщему сведению публикуется государственный бюджет, содержавший сведения о составе и сумме государственных доходов и расходов.

Реформа в системе образования, проводившаяся в 1863 – 1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. В 1863 г. был принят «Университетский устав». Главное в новом уставе – университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать научные, учебные и финансовые вопросы). Появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Развитие среднего образования регламентировал «Устав гимназий и прогимназий» 1864 г. Он провозглашал принцип бессословности, но устанавливал высокую плату за обучение. В 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы. Это позволило расширить сеть школ и распространить грамотность.

Таким образом реформы 60-70-х гг. ХIX в. способствовали созданию условий для перехода от аграрного к индустриальному обществу. Но они не затрагивали самодержавную власть, сохраняли остатки крепостнической системы. Поэтому их успех не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества.

3Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе


Либеральные реформы, проводимые Александром II, величайшее прогрессивное событие в русской истории. Они позволили снять остроту противоречий и добиться экономического развития при относительно политической стабильности.

Отмена крепостного права дала свободу миллионам людей и элементарные экономические и гражданские права: право на собственность, защиту своих прав в суде, право торговать, разрешалось вступать в брак. Собственниками земельного надела крестьяне становились только после завершения выкупной операции. До выплаты выкупных платежей крестьяне обязаны были исполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Очевидно, что реформа больше затрагивала интересы помещиков, чем крестьян и сохранила пережитки крепостничества: сохранились помещичьи землевладения, тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, а сохранение сельской общины консервировало появление предпринимательских хозяйств и крестьян.

Земская реформа ввела новые представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Но созданием общероссийского представительного органа завершена не была. Новая система городского самоуправления, как и земства, действовала под контролем правительственных чиновников, которые могли приостановить любое решение органа городского самоуправления. Но в целом земская и городская реформы способствовали становлению гражданского общества и введению элементов разделения властей.

Судебная система была самой последовательной и стала шагом на пути правового общества, приблизилась к стандартам западной юстиции. «Впервые в России получили практическое воплощение бессословность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации»5.

В результате военных преобразований появилась совершенно новая армия, а также система военного управления. Всеобщая воинская повинность позволила сократить численность армии в мирное время и создать запас обученного личного состава. Армия стала хорошо вооруженной и подготовленной. Благодаря мобильности новой системы государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных.

Централизация финансовой сферы, установление гласности бюджета и установление финансового контроля привело к стабилизации финансовой системы, сокращению дефицита бюджета. Реформа образования способствовала развитию науки в России, росту интеллигенции и демократизировала высшее, среднее и начальное образование.

Деятельность русского императора Александра II вызвала огромное количество споров политических и научных, в плане необходимости реформ для страны, их завершенности и конечно историческом значении. Современники преобразований В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, А.А.Корнилов приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы, но отмечали противоречивый характер реформ. Историк либерального направления, член партии кадетов А.А. Корнилов недостатки реформы видел в бюрократических методах её реализации и в том, что власть не использовала всех возможностей интеллигенции. Именно поэтому, по мнению Корнилова, в 1860-70-е гг. в России началось революционное движение, к которому он относился крайне отрицательно. «Эпоха реформ кончилась, прежде чем были осуществлены некоторые из задуманных преобразований, исполненных значительно позднее, как городовое положение 1870 г. или реформа воинской повинности 1874 г. С апреля 1866 г. наступила упорная и длительная реакция, продержавшаяся с небольшими перерывами почти вплоть до 1905 г. Только что проведенные реформы потерпели во время этой реакции более или менее существенные искажения; не только радикалы, но и либерально настроенные группы общества терпели всякие преследования и стеснения»6.

Отрицательно к реформе 1861 года относились революционно-демократические (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский), а позже и марксистские публицисты (прежде всего В.И.Ленин). Они были убежденны в том, что реформы в отличие от революции не способны решить проблемы российского общества в интересах народа.

Советский историк М.В.Нечкина и ее последователи придерживались концепции «революционной ситуации», которая якобы сложилась в России 1859-1861 гг. и которая вынудила правительство пойти на ее отмену. Отмена крепостного права явилась прямой реакцией на эти волнения. П.А.Зайончковский в своих работах вводит в советскую историографию новые темы исследований: роль государственных деятелей 1860— 1870-х гг., механизмы преобразований, противоречия реформаторского процесса. Он считал, что кризис власти явился результатом неспособности правительства к последовательному реформаторству.

Современная историческая наука не стоит на месте, продолжается разработка проблем, обозначенных выдающимися отечественными историками В.Г.Чернухой и Л.Г.Захаровой. В своих работах Л.Г.Захарова (ученица П.А.Зайончковского) воссоздает сложный и противоречивый процесс подготовки крестьянской реформы. Исследователь показала императора, вовлечённого в круговорот мнений и взглядов, стоявшего перед необходимостью сделать выбор. «Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший «уроки» Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы»7.

Заключение


Реформы, проводимые Александром II, величайшее событие в русской истории. Они положили начало модернизации страны. Создали условия для преобразований в общественной, финансовой, судебной, просветительской и военной сферах. Миллионы людей стали свободными. Все это произошло по инициативе власти, мирным путем. Однако основы политической системы в стране они не изменили и тем самым привели к диспропорции между самодержавной властью, обществом и местными выборными органами. Постепенный отказ от либеральных реформ, проведение консервативной охранительной тенденции стало одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

Список использованной литературы


  1. Банковское дело. Крымская война и конец финансового благополучия URL: http://www.banki-delo.ru/2010/03/крымская-война-и-конец-финансового-бл/

  2. Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / под ред. А.Т.Тертышного. Екатеринбург, 1995.

  3. Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы (1801 – 1917). М., 1994.

  4. Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 1984.

  5. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

  6. История государства и права России: учебник в 2 т. Т1. / под общ. ред. В.М.Сырых. М., 2014.

  7. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 262.


1 Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 1984. С. 685

2 Банковское дело. Крымская война и конец финансового благополучия. URL: http://www.banki-delo.ru/2010/03/крымская-война-и-конец-финансового-бл/

3 Выбор пути. История России 1861–1938 гг./под ред. А.Т.Тертышного. Екатеринбург, 1995.С.86

4 История России: учебник для студентов вузов. 3-е изд./ под ред. Г.Б.Поляка, М.2015.С.351

5 История государства и права России: учебник в 2 т. Т1. / под ред. В.М.Сырых. М., 2014.С310


6 Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 262

7 Захарова Л.Г. Александр II //Российские самодержцы (1801 – 1917). М., 1994. С. 177