Файл: Современные концепции менеджмента (Теория научного управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
Предпринимательским организациям не следует отождествлять себя с небольшой компанией, инвестиционным проектом или вообще с быстрым способом разбогатеть. Они не связаны с размером бизнеса, конкретной отраслью бизнеса, географическим районом или культурой. Возникают различные сферы экономической и социальной жизни. Это может быть: индивидуальная деловая активность, малое или среднее предприятие, большая, организованная экономическая система (предприятие, корпорация), организация государственной и местной администрации, общественная организация (некоммерческая), школа, университет.
Возможности приходят и уходят, открываются новые. Это постоянный процесс.
Таким образом, предпринимательская организация должна постоянно реагировать на появление новых возможностей, изменять себя и приспосабливаться, чтобы обнаружить их и реализовать их. В этом случае это можно назвать самоадаптацией, напоминающей биологическую регенерацию. Предпринимательский процесс проходит «биологическое омоложение», распространяется по всей организации и автоматически повторяется.
Именно самоадаптация отличает предпринимательскую организацию от организации другого типа и позволяет ей эффективно функционировать в течение длительного периода времени. Это возможно только при условии, что инициативное мышление станет основой для управления организацией, а предпринимательство станет философией управления, которую можно охарактеризовать как «меньше управления, больше предпринимательства». Несмотря на то, что при таком подходе возникает много непредсказуемых, неожиданных и необычных ситуаций, событий и поведения, предпринимательское управление основывается на систематической, преднамеренной деятельности, связанной с реализацией функции планирования, организации, руководства и контроля. Необычность такого управления заключается в изменении роли этих функций [19, С.503-505].
Роль прогнозирования и стратегического воображения возрастает, а роль системного планирования уменьшается. Реализация организаторских функций требует повышенных усилий менеджеров, направленных на адаптацию структуры организации к реализации новых идей. Лидерство направлено на формирование поведения инициативного, инновационного и инициативного характера. Предварительное управление средой и процессами, реализуемыми в организации, наряду с систематическим анализом возникающих возможностей имеют очень большое значение.
Пытаясь стимулировать творчество своих сотрудников, Стив Джобс, соучредитель и президент компании Apple компании, расположил великолепный рояль и автомобиль BMW в центральном коридоре компании. Рядом с ними он написал на обоях следующее предложение: «Я считаю, что великие идеи приходят в голову людям, когда они смотрят на великие шедевры».
Предпринимательская организация рассматривается как объединение предпринимателей, которое требует фундаментальных изменений в мышлении и поведении каждого работника. Каждый человек рассматривается как предприниматель, который осознает и разделяет одни и те же цели, имеет право самостоятельно принимать решения и использовать все необходимые ресурсы и информацию. Предопределенные правила, процедуры и принципы не всегда используются при принятии решения. Такой процесс всегда сопровождается активным поиском решений, предвидением проблем, пониманием риска. Благодаря этому они принимают и реализуют смелые решения, зачастую основанные на интуиции, а не на рациональных расчетах. Знания сотрудников и их личные контакты играют очень важную роль [20, С. 56-58].
Предпринимательская организация характеризуется гибкостью и отношением к осуществлению изменений во всех сферах деятельности. Эти изменения являются реакцией на возникающие экологические симптомы, а также попыткой сформировать потребности рынка. Это было бы невозможно без органических структур и надлежащего стиля управления и стимулирования сотрудников через систему поощрения и вознаграждения, надлежащую систему обучения и совершенствования.
Таким образом, предпринимательство сотрудников особенно важно и желательно. Именно они в контактах с клиентами видят возможности внедрения новых продуктов и услуг. Именно они совершенствуют способы реализации организационных процессов, что способствует повышению конкурентоспособности организации. Большинство ресурсов, даже тех очень важных таких, как узкоспециализированных кадров, является легко доступным и поэтому он не может определить конкурентные преимущества организации. Такое преимущество создается потенциалом отношений и предприимчивых действий отдельных работодателей. Копировать его чрезвычайно сложно из-за его уникальности, необычности и необычности.
Выводы по Главе 1
Организации должны научиться приобретать предпринимательскую компетентность, внедрять инновации и развиваться в гибкие и динамичные организации. Предпринимательская организация способна «организовать тяжелую работу предпринимателя», чтобы впитывать инновации и воспринимать изменения как возможность, являющуюся шансом, а не угрозой. Такая организация также характеризуется надлежащей атмосферой, позволяющей работникам предпринимать предприимчивые действия. Это позволяет организации выжить на рынке.
Глава 2. Особенности современных концепций менеджмента
2.1 Инновационный потенциал менеджмента
Крупные организации, которые стабильно функционируют в течение длительного периода времени, трудно преобразовать в предпринимательские организации. В них развивается консервативный подход, а также самоудовлетворение членов организации и игнорирование инициатив. Обладая достаточными ресурсами, они ограничены в своем развитии жесткой бюрократизированной структурой, медленным распространением информации, принципами и традициями. Это предотвращает проведение эффективных действий в среде, которая подвергается быстрым, радикальным изменениям. Таким образом, необходимо реализовать «инициативный дух» и создать условия для реализации сотрудниками творческих, инициативных действий.
Инновационные решения могут касаться вывода на рынок новых продуктов и услуг, использования новых методов производства. Поиск новых источников финансирования, упорядочение организационных структур, совершенствование информационных систем и систем принятия решений, расширение знаний и навыков сотрудников [21, С.102-104].
В крупных организациях работает много специалистов с различной квалификацией, навыками, образованием. Их потенциал знаний огромен и должен обеспечивать сохранение динамического баланса с окружающей средой. Они могут использовать весь спектр современных концепций управления, созданных в крупных промышленных организациях. Каждые два года, начиная с 1993 года, консалтинговая компания Bain & Co проводит исследования среди менеджеров крупных международных корпораций по использованию современных средств управления и удовлетворенности от их внедрения. В 2018 году рейтинг выглядел следующим образом:1. Бенчмаркинг.2. Стратегическое планирование.3. Заявления о миссии и видении.
4. Управление взаимоотношениями с клиентами.5. Аутсорсинг.6. Сбалансированная система показателей.7. Сегментация клиентов.8. Реинжиниринг бизнес-процессов.9. Основная компетенция.10. Слияния и поглощения [22, C.205-206].
Наиболее часто используемая концепция управления - это бенчмаркинг. Его использовали 76% исследованных компаний.
Метод заключается в сравнении внутренних решений данной организации с решениями других организаций, которые имеют наилучшие результаты или задают направления развития. Это также состоит в том, чтобы адаптировать их хорошие идеи, чтобы улучшить процесс.
Причина такой огромной популярности метода проста: он помогает совершенствовать бизнес-процессы относительно быстрым и менее дорогим способом. Это инновационная деятельность, требующая от сотрудников таких функций, как креативность, умение получать и анализировать информацию, умение делать выводы и устанавливать отношения в общении с другими людьми. Их реализация развивает «инициативный дух» в организации и заставляет сотрудников предпринимать творческие действия.
Следующие две позиции - это методы стратегического управления, а именно: стратегическое планирование и формулировка миссии и видения. Они используются последовательно 67 и 65% организаций. Удовлетворенность их реализацией оценивается очень высоко, и ее рейтинг достигает 4,01 и 3,917. Они представляют собой комплексные процессы определения того, что должна делать организация, и каковы средства наилучших способов достижения желаемой позиции в будущем. Они способствуют созданию культуры предпринимательства благодаря конкретизации видения и постоянному поиску возможностей и шансов для развития.
Новая концепция возникла в ответ на новые условия и модели поведения клиентов: управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), которое ставит потребности клиентов в центр интересов организации. 63% компаний внедрили этот метод и оценили удовлетворенность в 3,83.
Вышеупомянутый подход предполагает необходимость создания индивидуальных, длительных контактов с клиентом, которые рассматриваются не как группа отдельных эпизодов, а как процесс, на который можно повлиять. Это приводит к много измеримых выгод, которые организация получает от постоянных клиентов, и это резко улучшает сотрудников творчества. Они вынуждены искать творческие решения проблем, возникающие на протяжении всего цикла отношений с клиентом: от первого контакта до регулярного сотрудничества. Они должны понимать свои потребности и поведение и затем корректировать предложение организации для целевых сегментов. Принудительное предпринимательство в сфере обслуживания клиентов распространяется по всей организации, превращая его в предпринимательскую организацию [21, С.102-104].
Аутсорсинг, как и бенчмаркинг, резко вырос в рейтинге за предыдущие годы. В основном это связано с тем, что эти концепции позволяют значительно снизить затраты. Аутсорсинговые решения были внедрены 63% организаций, при этом уровень удовлетворенности оценивается в 3,79.
Метод заключается в передаче реализации задач, функций и процессов сторонней компании, специализирующейся на данной дисциплине. Благодаря аутсорсингу организация может сосредоточить свои ресурсы, в том числе финансовые, на тех сферах, которые являются основой ее деятельности и, в первую очередь, на которых она получает конкурентное преимущество.
Многие организации во всем мире передали отдельные услуги (компьютерные, бухгалтерские, финансовые и аналитические, интернет, юридические, маркетинговые, транспортные, административные, сохранение чистоты, защита имущества), а также целые процессы (цепочки поставок, тренинги, персонал). выдает услуги, финансы и бухгалтерский учет, управление взаимоотношениями с клиентами) сторонним компаниям.
Несомненно, аутсорсинг - это инициативный инструмент создания конкурентного преимущества организации на рынке.
Сбалансированная система показателей - это инструмент, помогающий управлению организацией в области планирования, реализации, мониторинга и контроля реализации стратегии. В этой концепции используется единая система финансовых и нефинансовых показателей эффективности функционирования организации. Эти ставки позволяют контролировать прошлые события, а также прогнозировать будущие результаты.
Шестое место в рейтинге - это успех, учитывая тот факт, что это одна из самых новых концепций. 53% компаний внедрили его и оценили уровень удовлетворенности на 3,83. Карта результатов позволяет консолидировать усилия, связанные с управлением стоимостью организации и финансовыми результатами, инвестированием в сотрудников и будущим развитием, повышением активности на рынке и эффективности и качества внутренних процессов.
Таким образом, это помогает объединить предприимчивые действия, предпринятые в различных функциональных областях организации, и направить их на реализацию общих целей.
Седьмое место в рейтинге занимает концепция сегментации клиентов. Он был реализован 53% исследованных организаций и имеет высокий уровень удовлетворенности 3,95. Метод заключается в разделении рынка на отдельные группы клиентов, имеющих сходные особенности, выявлении неудовлетворенных потребностей и создании для них очень привлекательных продуктов и услуг. Как и в концепции CRM, создание предприимчивой организации начинается с поиска инновационных маркетинговых решений.
Концепция реинжиниринга бизнес-процессов (BPR) - это фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка процессов в организации, приводящая к критическому увеличению достигнутых результатов (таких как затраты, качество, обслуживание и скорость).
BPR основывается на четырех общих принципах: удовлетворять потребности клиентов, анализировать процессы внутри организации, учитывать существующие ограничения и мыслить иначе. Применение к каждому из этих правил требует новаторского подхода, мужества, сотрудничества всех членов организации. Сотрудники должны не только выполнять команды управления, но и проявлять уверенность в своих силах и творческий подход, чтобы внести максимально возможный вклад в процесс, в котором они участвуют. Реализация концепции требует огромных затрат времени и усилий, но обеспечивает следующее: руководство организации получает способность улучшать работу, сотрудники получают лучшую организацию работы, нацеленную на реальные результаты, и клиенту предоставляется лучшее качество продукции и обслуживания и лучшие стандарты обслуживания. Уровень удовлетворенности от реализации концепции BPR составляет 3,85, и его используют 50% исследованных организаций [18, С. 402-406].