Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
по дисциплине « »
на тему: Противодействие коррупции любых стран
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Зарубежный опыт противодействия коррупции……………………………..5
1.1 Борьба с коррупцией в США………………………………………………...6
1.2 Борьба с коррупцией в Японии……………………………………………...9
1.3 Борьба с коррупцией в Турции……………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы
Введение
Все страны мира в той или иной степени вовлечены в борьбу с коррупцией, которая препятствует функционированию государственных институтов, тормозит экономическую деятельность и деформирует политическую систему, иногда до неузнаваемости.
Явление коррупции всегда сопровождало развитие государственных институтов, независимо от социокультурной специфики, экономических и политических особенностей того или иного государства.
Коррупция имеет более глубокое воздействие, эффект задержки, когда выгоды, упущенные в результате использования коррупционных механизмов, то есть косвенные эффекты, намного превосходят прямые нарушения антикоррупционного законодательства. Важно отметить, что коррупция также может сформировать своего рода "корпоративную псевдокультуру", адаптируясь к новой правовой среде и затрагивая практически все социальные институты. В первую очередь от появления коррупционных механизмов страдает экономика. Однако политическая система и социальная сфера также входят в число "жертв" коррупции. Практически все общественные институты, такие как экология, природопользование, общественная безопасность и продовольственное обеспечение граждан, подвержены коррупции и могут серьезно пострадать от использования коррупционных механизмов. Поэтому вопрос борьбы с ней - это вопрос национальной безопасности. В то же время коррупция влияет не только на внутреннюю политику государства, но и на его имидж на международной арене. Она также имеет негативные последствия с точки зрения установления международных связей в экономической, политической и социокультурной сферах.
Рассмотрим следующие вопросы:
1. рассмотреть международный опыт борьбы с коррупцией
2. рассмотреть антикоррупционные методы, используемые в США
3. рассмотреть методы борьбы с коррупцией, используемые в Японии.
4. рассмотреть методы борьбы с коррупцией на примере Турции.
Международный опыт борьбы с коррупцией
Все страны, будь то развивающиеся или развитые страны Запада или Азии, сталкиваются с коррупцией. Согласно Индексу восприятия коррупции 2017, подготовленному Transparency International, государства с наилучшими результатами в борьбе с коррупцией - это государства с хорошо развитой экономической и политической системой, в некоторых из которых лоббизм узаконен. [5]
Несмотря на субъективность рейтинга (который основан на экспертных оценках и комментариях), он также дает общее представление о том, кто является мировыми лидерами в борьбе с коррупцией.
Опыт стран, занимающих верхние строчки этого рейтинга, показывает, что при разработке антикоррупционных мер правительства проводили многосторонний анализ ситуации, основываясь как на социальных, так и на институциональных факторах.
США, как одна из наиболее развитых правовых систем, уделяют особое внимание развитию законодательства в борьбе с коррупцией. В уголовном праве США понятие преступной коррупции трактуется более широко, чем в европейских странах. Например, согласно законодательству США, государственные служащие различных ведомств не имеют права принимать подарки свыше определенной суммы. Этот опыт применяется и в других странах, например, в Великобритании и Сингапуре.
Последний считается одним из лучших примеров практической реализации борьбы с коррупцией. Помимо стандартных механизмов, интересной мерой является использование в стране "коллективной ответственности" за взяточничество. Если чиновник обвиняется в коррупции, его коллеги также становятся мишенью и должны быть уволены.
Другие заметные меры, принятые в Азии, включают в себя гонконгскую "презумпцию коррупции", которая означает, что чиновники должны доказать законный источник своих активов. В Гонконге также создана Независимая комиссия по борьбе с коррупцией, в состав которой входят независимые наблюдатели, включая общественных деятелей и бизнесменов. Сотрудники созданного органа высоко оплачиваются.
Следует отметить, что высокие уровни вознаграждения и поощрения также являются важным инструментом в борьбе с коррупцией. Швеция, например, пошла по этому пути и быстро повысила зарплаты своим государственным служащим. Со временем зарплаты были снижены, но сокращение коррупционных связей сохранялось. В Нидерландах чиновники могут получать финансовое вознаграждение за отсутствие коррупционных связей или за сотрудничество в расследовании таких связей.
Самое строгое антикоррупционное законодательство действует в Китае, где закон гласит, что любой коррупционер может быть приговорен к смертной казни.
Несмотря на широкий спектр антикоррупционных мер в разных странах мира, страны, занимающие верхние строчки рейтинга Transparency International, придерживаются общей стратегии в борьбе с коррупцией, используя общепринятые механизмы. К ним относятся:
- Упрощение бюрократии и других административных процедур;
- совершенствование антикоррупционного законодательства; и
- Усиление наказаний за коррупцию, как на законодательном уровне, так и на уровне общественного осуждения (например, публикация списков коррумпированных бюрократов); и
- Повышение независимости судебной системы в преследовании коррумпированных государственных служащих; и
- Изменить кадровую политику государственной службы;
- Разделение полномочий государственных служащих;
- Усиление аудита и регулятивных мер по борьбе с коррупцией.
При этом правительства лидеров антикоррупционного рейтинга руководствовались как мировым опытом, так и индивидуальными социально-экономическими и политическими особенностями своих стран, формируя соответствующие меры по разрушению коррупционных механизмов.
1. Зарубежный опыт противодействия коррупции
1.1 Борьба с коррупцией в США
Соединенные Штаты провозгласили себя ведущими величайшую войну с коррупцией в 20 веке. Ее суровость определяется скорее широким определением коррупции, чем строгостью правил. С другой стороны, в США процветает лоббизм, причем законодатели часто действуют в интересах небольшого сегмента общества, а не в интересах своих избирателей. Регулярные громкие скандалы и разоблачения, в том числе против высокопоставленных чиновников США, показывают, что страна не смогла полностью избавиться от политической коррупции, объем которой настолько велик, что может соперничать с Европейским союзом, где ежегодный объем "коррупционных денег" достигает полутриллиона евро (по разным оценкам) Конституция США 1787г, гласит, что взяточничество является очень серьезным преступлением.
Согласно этой Конституции, президент США может быть подвергнут импичменту за подобные правонарушения. [2] Это положение стало мощным инструментом во внутриполитической борьбе страны. Однако начало организованной борьбы с коррупцией относится к 1970-м годам, когда было принято несколько важных национальных законов. В течение 20-го века коррупция, как на низовом, так и на высшем уровне, стала серьезной проблемой в США. Проблемой считались не только взяточничество и кумовство, но и деятельность мафиозных семей, прибывших из Италии и обосновавшихся в основном в Нью-Йорке. До этого борьба с коррупцией велась с помощью ряда специальных мер, а отдельные законы не оказывали существенного влияния на борьбу с коррупцией.
Среди специальных мер следует отметить разработку и успешное проведение специальной операции под названием "Шейх и пчела", в ходе которой агенты ФБР проникали в коррупционные сети, выдавая себя за посредников - арабских миллионеров - и предоставляли крупные суммы денег правительственным чиновникам и законодателям для содействия их коммерческим интересам.
Первые законодательные меры, заложившие основы современной модели борьбы с коррупцией в США, были впоследствии приняты в Германии, Италии, Нидерландах и Японии после скандала с компанией Lockheed.
В 1977 году был принят Закон о коррупционной практике за рубежом5 , согласно которому гражданам и компаниям США запрещалось давать взятки иностранным чиновникам. Этот закон, кстати, является экстерриториальным. Это означает, что иностранные компании, желающие вести бизнес в США, а также с американскими компаниями, подвергаются очень тщательной проверке со стороны потенциальных партнеров.
Закон не без критики со стороны американского сообщества. Обоснование заключается в том, что американские компании начали терять свои конкурентные преимущества в коррумпированных зарубежных странах. В исследовании журнала The Economist за 2016 год сообщалось, что только за два года американские компании упустили около 100 контрактов за рубежом на сумму около 45 миллиардов долларов США.6 Таким образом, международное участие США в борьбе с коррупцией не отменило закон у себя дома, но начало оказывать давление на зарубежных партнеров, чтобы они приняли аналогичные меры. Она начинает оказывать давление на иностранных партнеров, чтобы те сделали то же самое. [4]
Еще интереснее то, как США "разбираются" с организованной преступностью в своей собственной стране - с тем самым итальянским мафиозным кланом, который обосновался в Нью-Йорке в середине XX века. В этом случае США разработали модель, которая является одним из глобальных примеров борьбы с коррупцией в этом секторе. Более того, эта модель породила несколько принципов, которые применяются в этой стране и сегодня, даже если не имеют прямого законодательного закрепления: в 1970 году был принят "Закон о борьбе с организованной преступностью 1970 года". Раздел IX этого закона, "Закон о коррумпированных организациях" ("Закон РИКО "8), как говорят, "извлек" экономическую базу из мафии. Следует понимать, что речь шла не просто о местных взятках и обогащении отдельных семей, а о полностью коррумпированной системе в городе, где вся полиция была частью одной большой ОПГ, со "своими" судьями, адвокатами и прокурорами. важным аспектом Закона РИКО является то, что он распространяется на всю преступную организацию, а не только на получающих взятку лиц, которые их получают, т.е. коррумпированных (их легко заменить другими), в том, что он не направлен против коррумпированных". [7]
Короче говоря, поскольку коррупция во власти всегда воспринимается как клановость, введенные правила направлены на конфискацию имущества не только обвиняемых, но и семей членов организованной преступности, которые не сотрудничают со следствием. Как будто коррумпированные люди должны выбирать между обнищанием собственных семей и сотрудничеством. Закон RICO имеет много аспектов и тонкостей, но принцип таков: "Если ты берешь взятку (или нарушаешь правила), твои близкие тоже страдают". Первая особенность борьбы с коррупцией в США заключается в том, что регулирование является разнообразным и многоуровневым. Вторая особенность заключается в том, что, как и в других областях права в США, принятие решений децентрализовано.
Основные антикоррупционные законы (наряду с упомянутыми выше) содержатся в Кодексе США. Однако не все законы применимы во всех штатах. Например, подкуп частных лиц официально запрещен уголовным законодательством только в 37 штатах. В других штатах, однако, возможно преследование за мошенничество при коммерческом подкупе.
Другими словами, по сути одно и то же поведение подпадает под разные законы и разные формулировки: только 29 из 50 штатов утвердили законы RICO. Штаты могут принимать собственные правила и так далее. Другие законы включают Кодекс этики государственных служащих, принятый в 1958 году, дополненный в 1978 году Законом об этике государственных служащих, который был реформирован в 1998 году. Наконец, существует Указ Президента США № 12731 "Принципы этического поведения государственных чиновников и служащих". Все эти законы действуют и сегодня и служат важным руководством для государственных служащих. [9] Третьей особенностью является широкое толкование понятия коррупции и взяточничества и строгость наказаний за правонарушения. Например, помимо прямого подкупа, законодательство США определяет пассивный подкуп. В этом случае для совершения преступления не требуется, чтобы взятка была дана самому должностному лицу. В этом случае взятка не обязательно должна быть дана самому должностному лицу, но может быть дана другому лицу или организации, назначенной должностным лицом. Отдельные наказания предусмотрены за "откаты" ("вознаграждение", выплачиваемое в связи со сделкой). Согласно 18 U.S.C. ст. 201, штраф за положительную или отрицательную взятку составляет трехкратную сумму взятки или до 15 лет лишения свободы (до 20 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах).
1.2 Борьба с коррупцией в Японии