Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
До 1990-х гг. чиновники в стране влияли на бизнес не с помощью письменных приказов, а с помощью устных директив. Складывались особенные отношения между бюрократией и бизнесменами, пытавшимися избежать различных наказаний – инспекций и непродления лицензий. В результате во второй половине XX века стала формироваться спайка бюрократии и бизнеса. Японская государственная служба предполагает очень медленное продвижение по карьерной лестнице и ранний уход с государственной службы (примерно в 50 лет), что является одним из факторов коррупции. Чиновники уходят рано, даже успешные, и им надо где-то устроиться.
До того как уйти, они вынуждены завязывать особенные отношения с курируемыми их ведомством компаниями, которые потом, после их ухода с государственной службы, пристраивают бывших чиновников на хорошие места советниками, иногда заместителями руководителей. Вот этот переход с государственной службы в частные компании означает – амакудари (в переводе означает «сошествие с небес»94). Небеса – это, соответственно, государственная служба. Чиновник готовит для себя все условия, завязывая отношения и сохраняя тесные личные связи со всеми коллегами. Компании в этом как раз и заинтересованы, потому что боятся санкций и на будущее страхуются, принимая к себе на работу ушедшего чиновника. Происходит переплетение интересов чиновников и частных компаний. 93 Подробнее см.: Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. – М., 2002. 94 О практике амакудари подробнее см.: Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. – М., 2002. С. 119–127. – прим. А.М. 140 Одни говорят, что это хорошо, другие считают, что это питательная почва для коррупции. В японском обществе это долгое время не рассматривалось как нечто негативное.
Уровень зарплат государственных служащих во второй половине XX века был на 30-50% ниже, чем в частном секторе. Устройство в частные компании оценивалось как справедливое вознаграждение. Что касается политических кампаний, то в Японии проведение избирательной кампании – это затратное мероприятие и одновременно база для создания особых отношений между претендентами на парламентский мандат, частным бизнесом и даже якудза. Победивший кандидат вознаграждает спонсорские кампании, давит на чиновников, чтобы они создали все условия для получения спонсорами выгодного государственного заказа и т.д. Высокий уровень вмешательства государства является одной из предпосылок для сохранения коррупции в Японии.
Огромные средства выделяются на общественные работы, строительство дорог, сооружений. Частные строительные компании, как правило, тесно связаны с чиновниками того или иного ведомства, что естественно, ведет к сговору между претендентами на государственный заказ и чиновниками. Такие конкурсы – не настоящие, а фиктивные. Возникают железные треугольники, связывающие бюрократию, политиков и частных предпринимателей. Особенно благодатная почва для формирования треугольников была создана во время политического доминирования Либерально-демократической партии в 1955–1993 гг. В 1993 г. эра безоговорочного господства этой партии заканчивается, однако связи её противников, той же Демократической партии Японии, с определенными кругами частного бизнеса и бюрократами также весьма значительны. Если говорить о борьбе с коррупцией, то сравнительно недавно был принят акт об информации95, согласно которому любой гражданин, даже иностранец, может потребовать от японского государства раскрытия интересующих его сведений, относящихся к деятельно95 Имеется в виду Закон №42 «О доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти» 1999 г. См. также текст Закона: Савинцева М.И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества в Японии; Частные компании фактически «подкупают» чиновников разнообразными услугами: покупают им членство в престижных гольф-клубах, возят в особые рестораны и бары, оплачивают путешествия за границу и т.п. Коррупционные скандалы серьезно влияют на политическую борьбу в Японии, и они не остаются только достоянием прессы. Приход к власти Либерально-демократической партии и ее поражение в 1993 г. были во многом обусловлены коррупционными скандалами, которые в стране происходят постоянно. Частое появление в прессе информации о коррупционных скандалах означает настоящую борьбу с коррупцией.
Чиновники расплачиваются за свои недальновидные действия карьерой, репутацией и лишением свободы, что является, в свою очередь, одним из признаков эффективности борьбы с коррупцией. В дополнение необходимо отметить еще немаловажные факты: • в Японии существует контроль над расходами чиновников; • санкции за коррупцию затрагивают обе стороны коррупционной сделки, а также ее посредников; • действует запрет для чиновников устраиваться в частные компании после ухода с государственной службы. Подводя итоги, можно со всеми основаниями утверждать, что борьба против коррупции в Японии ведется успешно и эффективно, хотя и остается ряд нерешенных проблем.
1.3 Борьба с коррупцией в Турции
В 20 веке коррупция постепенно стала частью жизни в Турции; в 1980-х и 1990-х годах коррупция в Турции стала обычным явлением; в 2005 году начинается новый этап борьбы с коррупцией в Турции: введение в действие нового Уголовного кодекса Турции, принятого в 2004 году. Уголовный кодекс 1926 года определяет коррупцию как использование должностным лицом (как сказано в тексте: "чиновником") своего служебного положения для достижения незаконной цели в силу предоставленных ему полномочий. И этот текст просуществовал в основном до начала 2000-х годов. Однако в Законе 2004 года было дано новое толкование: слово "должностное лицо" было заменено на "государственный служащий", в то время как остальная часть формулировки осталась практически без изменений. Также было добавлено, что "государственные служащие могут использовать свои полномочия в ущерб себе или тайно воспользоваться ошибками других". Ранее под действие этого Уголовного кодекса подпадали только государственные служащие, но теперь Закон о борьбе с коррупцией применяется более широко. Одно из пояснений этого Уголовного кодекса гласит, что "государственные служащие - это все люди, обладающие властью в любой форме". Будь то руководитель какого-либо фонда, глава общественной организации или государственный служащий. И это способствовало тому, что государство смогло контролировать эту новую и важную сферу деятельности некоммерческих организаций и таким образом влиять на общественные отношения. Сам закон включен в статью 250(4) Уголовного кодекса Турции "Преступления против функций и авторитета государственной администрации".
Принятие этого закона также происходило на фоне внутренних политических конфликтов среди турецкой элиты. В частности, закон был использован для устранения высокопоставленных военных и достаточно сильных оппозиционных сил правящей партии, которые формировали определенное общественное мнение через ряд СМИ и НПО. Закон был принят под лозунгом гармонизации законодательства с европейскими нормами и правилами. Параллельно с расширением сферы действия антикоррупционного законодательства были также либерализованы наказания за экономические преступления: Уголовный кодекс Турции, принятый 26 сентября 2004 года, был утвержден законом № 5237 и вступил в силу 1 июня 2005 года; в 2007 году был принят закон
, позволяющий людям делать пожертвования государственным чиновникам для ускорения рассмотрения определенных дел. Был принят закон, разрешающий это.
Другими словами, взятки теперь рассматриваются как некая дополнительная услуга за вознаграждение. Размер таких пожертвований или взносов фиксирован и не может превышать минимальную зарплату в 4 года в 2007 году, а в настоящее время (2012 год) - в 5 лет. Несмотря на эти меры, коррупция в Турции существует в различных формах. В турецком языке существует два термина для обозначения коррупции. Первый термин - "irtikap", который является юридическим, а второй - "rüşvetçilik - взятка", который является одной из наиболее распространенных форм. Взяточничество выражается не только в даче денег. В целом, коррупция тесно переплетается с кумовством и существует на фоне многочисленных и сложных отношений с клиентами и патронажем, личных и семейных связей. Коррупция также тесно связана с религиозными и политическими аспектами турецкой действительности.
Сторонники некоторых духовных лидеров (например, Ф. Гюлена) также довольно активно используют взятки и дорогие подарки для продвижения своих сторонников на министерские и муниципальные посты, пытаясь увеличить свой политический вес и усилить влияние. Однако следует отметить, что такая форма коррупции является турецкой традицией и нормой жизни. Поэтому турецкие власти не всегда охотно осуждают коррупцию и иногда избирательно применяют законы страны против своих политических оппонентов. Например, в 2014 году дела о предполагаемых злоупотреблениях были возбуждены против 54 известных турецких журналистов.12 В зависимости от того, как определяется правонарушение, наказание варьируется.
Если речь идет о злоупотреблении властью, то наказание составляет от шести до 12 лет. Если это злоупотребление властью, то наказание составляет от четырех до шести лет; если это неправомерное использование власти, то наказание составляет от двух до четырех лет. Однако, поскольку опубликованных статистических данных о судебных процессах по делам о коррупции найти не удалось, из-за отсутствия данных трудно привести конкретные примеры. В большей или меньшей степени крупные коррупционные скандалы касались высокопоставленных турецких чиновников, начиная от премьер-министра и заканчивая мэром муниципалитета.
Один из крупнейших коррупционных скандалов последнего времени в Турции связан с договорными матчами. Однако, поскольку один из владельцев "Фенербахче" был членом Народно-республиканской партии, оппозиционной партии (Партии справедливого развития), находящейся у власти в парламенте, здесь можно предположить, что это была скорее политическая акция, направленная на то, чтобы поставить футбольный клуб и окружающую его организацию болельщиков под контроль правящей партии. Одной из мер по борьбе с коррупцией была реорганизация полиции.
Когда Эрдоган пришел к власти, многие сельские молодые люди, отличающиеся высокой религиозностью и моральным сознанием, были переведены на низовые и средние должности в полиции, особенно в крупных городах, таких как Стамбул, Анкара и Измир. Несмотря на то, что в Турции даже обнародованные случаи коррупции часто остаются вне поля зрения общественности, факты организованной коррупции часто становятся достоянием гласности. Утечка информации о коррупции в прессу особенно ярко проявляется во время избирательных кампаний в Турции, где все кандидаты максимально используют черный пиар. Например, во время муниципальных выборов 2009 года ряд газетных сообщений утверждал, что мэр Анкары, действующий член Партии справедливости и развития (ныне правящей партии), потратил огромные суммы на рекламу и наружное освещение в городе, часть из которых пошла ему в карман. Однако никаких организационных или административных последствий от этой серии публикаций не последовало, и они даже не были расследованы. Лоббизм в Турции также очень развит и наиболее ярко проявляется в военно-промышленном комплексе. Однако детальный анализ лоббизма в военно-промышленном комплексе весьма затруднителен, поскольку такие сферы, как закупка вооружений и военной техники, непрозрачны. В целом, несмотря на попытки расширить сферу действия антикоррупционного законодательства и частично легализовать взяточничество в органах власти на национальном и низовом уровнях, коррупция остается традиционным и широко распространенным явлением в Турции. Однако скудость и сокрытие фактической информации делает очень сложной точную оценку уровня коррупции в Турции.
Заключение
Итак, коррупция как социально-экономическая категория выражает поиск, установление и поддержание коррупционных отношений, складывающихся между должностными лицами и физическими и юридическими лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб третьей стороне (обществу, государству, фирме).
Коррупция может нанести огромный вред экономике. Из-за нее резко снижаются объемы инвестиций в связи с потенциальной возможностью произвольных действий со стороны государственных чиновников. Она также сокращает конкуренцию из-за выдачи разрешений скорее более крупному просителю, чем наиболее эффективному потребителю.