Файл: Курсовая работа (Теоретические аспекты развития розничной торговли в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в особой важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только быстро реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ розничной торговли на примере предприятия розничной торговли и разработка предложений по её совершенствованию.

Задачи курсовой работы являются:

- Сущность и функции розничной торговли;

- Классификация и характеристика розничных торговых предприятий;

- Тенденции развития розничной торговли в России;

- Анализ развития розничной торговли на примере ПАО «М. видео».

В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров такая как, розничная торговля.

Розничная торговля, розница – это продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли (магазин, торговый киоск и прочее). Сфера розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования. Розничная торговля -это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, которые окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных методов и форм розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

Розничная торговля не стоит на месте и меняется вместе с изменением человеческого общества. Непостоянство потребительского поведения является самым сильным генератором изменений в розничной торговле.


Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России

1.1. Сущность и функции розничной торговли

Торговля – это одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. На сегодняшний день торговля занимает одно из главных мест в экономике государства. Она осуществляет равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что помогает избежать дефицита товаров или избытка предложения. Также торговля является одним из главных источников поступления денежных средств в бюджет страны.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.

Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным покупателям, определяются ее сущностью и заключается:

- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения;

- в формировании торгового ассортимента;

- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;


- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;

- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;

- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром – такие как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;

- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;

- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчётных операций);

- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);

- в оплате поступивших товаров;

- в организации закупок и завоза товаров;

- в осуществлении операций по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги;

- в выполнении расчетов с покупателями;

- в удовлетворении потребностей населения в товарах;

- в поддержании баланса между предложением и спросом;

- в совершенствовании технологии торговли и улучшения обслуживания покупателей.

Функция удовлетворения потребностей населения в товарах осуществляется за счет большого числа предприятий розничной торговли по месту жительства или работы. В зависимости от желаний и потребностей конечного потребителя, товар можно купить как большей партией, так и единично.

В процессе выполнения функции доведения товаров до покупателя предприятия розничной торговли осуществляют транспортировку товаров и их надлежащее хранение.

Одной из основных функций является поддержание баланса между спросом и предложением. Спрос на товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Определение спроса на конкретные виды товаров тесно связано с уровнем цен. Если цена высокая спрос будет падать, при понижении цены спрос будет расти. Также на спрос влияют такие факторы, как:

- качество товара;


- вкусы и предпочтения потребителей;

- доход потребителей;

- цены на родственные товары;

- ожидания потребителей;

- количество потребителей и частота покупок;

- торговая марка;

- реклама;

- насыщенность рынка данным товаров.

Определение предложения на товары, то есть сколько нужно выпускать продукции, прежде всего зависит от спроса потребителей. И также как и спрос, предложение зависит от цены на эту продукцию. Есть и другие факторы, влияющие на предложение:

- наличие товаров заменителей;

- наличие товаров-комплементов (то есть дополняющих);

- уровень технологий;

- объём и доступность ресурсов; размеры рынка;

- налоги и дотации;

- природные условия;

- ожидания (инфляционные, социально-политические);

Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Из определений видно, что при равновесии этих показателей будут удовлетворены потребности как производителей, так и покупателей. Что очень важно для торговли и экономики страны в целом.

Функциями розничной торговли, наряду с перечисленными, также являются:

  • Исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг;
  • Определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
  • Формирование ассортимента товаров и услуг;
  • Целенаправленная продажа этих товаров и услуг конечному потребителю;
  • Рекламные, информационные, торговые и послепродажные услуги.

Исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг помогает узнать возможности товарного рынка, помогает выявлять будущие проблемы, предоставляет исходные данные для сравнения и анализа, а также помогает оценить достигнутые результаты. Что в конечном итоге поможет повысить качество товаров и услуг и выведет торговлю на новый более качественный уровень. Функции розничной торговли и условия работы в ней определяются непосредственным контактом с конечным потребителем: розничный торговец должен предоставлять потребителям такую продукцию, которая лучше всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам. Следовательно, закупка товаров и формирование ассортимента представляют собой весьма нелегкую задачу для розничного торговца, он должен следить за запросами своих покупателей и угадывать их вкусы в момент размещения своих заказов. Производитель товаров получает сведения об изменении спроса именно через розничного торговца.


В свою очередь розничный торговец должен учитывать рекламную деятельность производителей продукции, которая оказывает непосредственное воздействие на потребителей при выборе товаров. Сам торговец также информирует своих покупателей об особенностях и качестве продаваемых товаров; эта функция приобретает особую важность в современном обществе, поскольку всё больше новых товаров появляется на рынке.

Возможности сбыта, которыми располагает розничный торговец, зависят, от того, насколько запас товаров, которые он может предложить покупателям, соответствует их запросам, формирующимся под воздействием рекламы. Однако эти возможности зависят от других факторов, влияющих на выбор покупателями того или иного магазина. В своей совокупности они образуют то, что мы называем услугами, предоставляемыми покупателям. Эти услуги включают в себя как элементы, относящиеся к самим товарам (продажная цена, качество, ассортимент - это набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков), так и другие, не менее важные элементы, которые касаются условий продажи: место расположения магазина и удобная дорога к нему, наличие стоянки для автомобилей внутреннее оформление магазина и выкладка товаров, часы работы, личные отношения покупателей с владельцем магазина или с продавцами и т.д. Подобного рода услуги не предоставляются всеми розничными торговцами единообразно, по одному образцу: одни делают ставку на привлечение покупателей доступными ценами, другие повышают качество предоставляемых услуг, третьи стремятся открывать магазины поближе к месту проживания покупателей.

Чтобы все это реализовать, розничная торговля должна обеспечивать выполнение следующий функций:

- Производить оплату поступивших товаров;

- Осуществлять различные операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

- Оказывать поставщикам и покупателям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги;

- Участвовать в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается благодаря рекламе, стимулированию продаж, а также непосредственной работе работников торговли с покупателями;

Наряду с вышеперечисленными функциями для розничной торговли не маловажное значение имеет создание наиболее благоприятных условий для продажи товаров. Здесь имеется в виду:

- Удобное место расположения торговой точки;

- Благожелательное отношение продавцов к покупателям.