Файл: Памятка для родителей Половое созревание детей и подростков с рас и другими ментальными нарушениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Памятка для родителей

«Половое созревание детей и подростков с РАС и другими ментальными нарушениями»
Изучение сексуальности — это непрерывный, пожизненный процесс, начинающийся с момента рождения. Через наши любовь и заботу дети изучают своё тело, узнают о ласковых прикосновениях и доверии. В детстве начинается осознание себя девочкой или мальчиком, а также того, что в семье или культуре означает быть женщиной или мужчиной. Наблюдая за окружающими, дети узнают о привязанности, уважении и о том, как правильно себя вести.

Многие подростки и молодые люди в спектре аутизма желают романтических отношений. Они хотят встречаться, испытать близость, вступить в брак. Чтобы они сделали правильный выбор, мы — родители — обязаны научить их очень личным темам.

Осмысление мира, понимание того, что им говорят их чувства, большинство взрослых в спектре аутизма оценивает как самый важный навык, который требовалось изучить в детстве. На самом деле, это самый важный навык, который нужно усвоить всем детям. Если ребёнок не понимает, что он видит, слышит, трогает, чувствует, то как он может научиться другим навыкам, необходимым для выживания в современном мире? Навыки общения и взаимоотношений важны тем, что в первую очередь требуют понимания мира, а также осознания своего места в мире.

Иногда во время обучения родители настолько погружаются в социальные ситуации, что недооценивают или забывают о том влиянии, которое сенсорные проблемы могут оказать на способность их ребёнка овладеть социальными навыками и развивать социальную осведомлённость. В совокупности сенсорные и социальные проблемы тормозят обучение. Сенсорные проблемы мешают ребёнку сосредотачиваться и учиться. Тревога из-за сенсорных проблем может быть очень сильной и полностью захватывать сознание. Вот почему любой человек, пытающийся научить ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС) социальным навыкам (даже базовым), сперва должен оценить окружающую среду с сенсорной
точки зрения и устранить сенсорные проблемы, препятствующие способности ребёнка сосредоточиться на социальном уроке. Родители ломают голову и задаются вопросом, почему ребёнок не может освоить базовые социальные навыки или даже не пытается, но чего они ждут, если он попадает в среду, которая причиняет ему боль? Например, люминесцентные лампы могут не беспокоить нас, но для ребёнка в спектре аутизма мерцающий и гудящий шум может оказаться невыносимым.

Помните: даже если ребёнок не может общаться, это не значит, что он не понимает того, что вы ему говорите. И вам всё же нужно поговорить с ним о человеческой сексуальности.

Гигиена

Большинство детей в спектре аутизма познают самостоятельно всё то, что нужно знать о гигиене и уходе за собой. И здесь ваша цель — научить их максимальной независимости в этих вопросах. Для многих такое обучение станет постоянной пожизненной задачей. Обретая навыки гигиены, дети также научатся скромности и ответственности.

Объясните ребёнку, почему нужно выучить правильные процедуры самообслуживания: потребность в хорошей гигиене ради здоровья, социальные аспекты необходимости хорошо пахнуть и выглядеть чистым. Это особенно важно для детей, которые сходу не понимают, почему они должны делать то, что им так трудно.

Поведение публичное и приватное

Ради собственной безопасности всем детям в спектре аутизма необходимо понимать, какие части тела можно показывать на людях, а какие нельзя; разницу между личным и общественным местами; как можно вести себя на людях и как можно вести себя в личном пространстве; что можно говорить прилюдно, а что нет.

Романтические отношения

Считать, что подростки и взрослые в спектре аутизма не хотят вступать в романтические отношения, — ошибка. И люди, владеющие устной речью, и невербальные ясно дают понять, что им нравятся романтические отношения.

Знать, что вы хотите общаться с другими людьми, и знать, как общаться — две большие разницы. С такой проблемой сталкиваются все люди в спектре аутизма, независимо от их уровня функционирования. Как и во всём остальном, трудности могут варьироваться от человека к человеку, но навыкам взаимоотношений необходимо обучать каждого.

Помимо проблем с общением, с которыми сталкивается большинство людей в спектре аутизма, также возможны проблемы поддержания зрительного контакта, распознавания своих собственных эмоций и эмоций других людей, а ещё реакций на интимное прикосновение. Люди с аутизмом не всегда знают, как начать, поддержать или закончить разговор.

Секс

В большинстве своём родители неохотно учат детей и подростков в спектре аутизма вопросам секса. Они предполагают, что их дети не готовы или не заинтересованы в сексе или свиданиях, не понимая, что именно недостаток знаний делает их потенциальными жертвами сексуального насилия.

Часто возникает вопрос: "Будет ли информирование о сексе подростков побуждать их попробовать и экспериментировать?" Ответ: "Нет". Проведённые в разных странах исследования раз за разом показывают, что именно не обладающие достаточной информацией подростки вовлекаются в ранние сексуальные отношения. Те же, кто хорошо информирован, проявляют тенденцию откладывать свои первые половые контакты. И когда они становятся сексуально активными, у них есть уверенность в том, что они сумеют обсудить секс с партнёром и воспользоваться контрацепцией.
Материал подготовлен психологом отделения социальной реабилитации и абилитации Т.В. Кургузовой

с использованием интернет источников

06.02.2020