Файл: Регулирование внешнеэкномической деятельности в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

  1. фискальная, которая относится к импортным и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

  2. протекционистские (защитные), связанные с ввозными пошлинами, поскольку с их помощью государство защищает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

  3. балансирование, которое относится к экспортным пошлинам, установленным для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых цен 28.

Классификация таможенных пошлин.

По способу зарядки:

  1. адвалорный - рассчитывается как процент от таможенной стоимости налогооблагаемых товаров;

  2. специфические - начисляются в установленном размере за единицу налогооблагаемых товаров;

  3. комбинированные - комбинируют оба этих вида таможенного налога.



НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на влияние на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не связанных с таможенно-тарифными методами государственного регулирования. 

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются как исключение из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт определенных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;

  • осуществление разрешительной процедуры на экспорт или импорт определенных товаров, которые могут отрицательно повлиять на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственную или муниципальную собственность, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

  • выполнение международных обязательств;

  • введение исключительного права на экспорт или импорт определенных товаров;

  • введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

  • защита общественной нравственности и правопорядка;

  • охрана культурных ценностей;

  • обеспечение национальной безопасности.


Меры прямого ограничения включают лицензирование и квоты.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешней торговли используется в России (СССР) с 1989 года. Лицензирование предполагает, что для экспорта и / или импорта определенных товаров необходимо получить специальное разрешение (лицензию) от соответствующего государства. 

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

  • осуществление разрешительной процедуры на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которые могут отрицательно сказаться на безопасности государства, жизни или здоровье граждан, имуществе физических или юридических лиц, государственном или муниципальном имуществе, окружающая среда, жизнь или здоровье животных и растений; 

  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, оружия, военной техники);

  • выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квота - это ограничение по стоимости или физическим условиям, налагаемое на импорт или экспорт определенных товаров на определенный период времени (например, год, полгода, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты для отдельных стран, сезонные и так называемые добровольные экспортные ограничения. Добровольные экспортные ограничения означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого типа торговых ограничений заключается в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе страны-экспортера, а не страны-импортера.  

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природного и географического положения, руководствуясь национальными и геополитическими интересами, определяет цели и задачи развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной с учетом ее особенностей. Но при любых условиях каждая страна должна отстаивать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения. 



В научной литературе и в деловой практике методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности принято разделять на две группы:  

  1. тарифные методы, включающие импортные и экспортные пошлины и таможенные пошлины;

  2. нетарифные методы, включающие НДС, акциз, а также методы административного регулирования внешнеэкономической деятельности - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.

Выделение тарифных методов в особую группу в определенной степени оправдано той особой ролью, которую таможенные тарифы играют в регулировании внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, приведенная выше классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности представляется недостаточно обоснованной с научной точки зрения и на практике не может ориентироваться на системное решение вопросов регулирования внешнеэкономической деятельности. 

Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акцизов) и административных методов регулирования (квоты, лицензирование и др.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своему характеру аналогичны тарифам, которые также являются экономическими методами регулирования внешнеэкономической деятельности. И те, и другие соответствуют характеру рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых не ослабнет, а будет возрастать. Для их использования в качестве регуляторов внешнеэкономической деятельности необходим комплексный системный подход.      

Во-вторых, административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно остро реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, в определенных ситуациях применение этих мер может стать необходимым, а сами меры незаменимы мерами экономического регулирования. 

В свете вышеизложенного предлагается следующая классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности как наиболее подходящая:

  • экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности, включая таможенные пошлины, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, специальные налоги и акцизы;

  • административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, включая лицензирование, квоты, государственную монополию на экспорт и импорт определенных товаров, сертификацию качества товаров и т. д.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мере развития внешнеторговой деятельности России большое внимание уделяется ее регулированию со стороны государства. Регулирование внешнеэкономической деятельности имеет свою специфику по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена ​​необходимостью для каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.  

В экспорте промышленно развитых стран решающая роль отводится машинам и оборудованию, тогда как в большинстве развивающихся стран (особенно наиболее отсталых) основная роль в экспорте принадлежит сырью, топливу и продовольствию. Многие развивающиеся страны, как правило, зависят от экспорта какого-либо одного товара. Сейчас такая ситуация наблюдается в нашей стране. Более 80% национального экспорта российских товаров приходится на поставки минерального сырья и полуфабрикатов (продуктов первой переработки), а очень незначительную часть (менее 5%) составляют поставки высокотехнологичного сырья. продукты и наукоемкие услуги (машины, оборудование и транспортные средства). Однако высокие темпы роста экспорта связаны, прежде всего, с благоприятной ценовой конъюнктурой.    

В российском импорте в последние годы укрепились позиции потребительских товаров, тогда как доля инвестиционных товаров снизилась.

Российский экспорт в 2011 году составил 516,0 млрд долларов США и увеличился на 30,0% по сравнению с 2010 годом. Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом полностью связано с увеличением средних цен на товары, экспортируемые Россией. 

Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%. Рост стоимостного объема российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом был обусловлен как увеличением его физического объема, так и увеличением среднего индекса цен на импортные товары. 

Тем не менее, несмотря на возникающие трудности, торговля России с зарубежными странами растет, что свидетельствует о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Есть опасность, что Россия превратится в основном в сырьевую страну, то есть в сырьевой придаток промышленно развитых стран.

Необходим решительный поворот в решении стратегических задач, связанных с развитием той части национальной экономики, которая в меньшей степени зависит от сырья
, опирается на высокие технологии и интеллектуальный потенциал общества. Особое внимание следует уделять областям, в которых у России есть определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К этим отраслям относятся образование, культура, военно-промышленный комплекс, фундаментальные конструкторские разработки.  

Необходимо развернуть адресную поддержку производства и продвижения конкурентоспособной готовой продукции на международные рынки. Таким образом, у России, как великой торговой державы, еще есть шанс, однако для этого развитие экспорта и импорта следует рассматривать как задачу общегосударственного значения, что предполагает включение в эту работу федеральных и местных органов власти, бизнеса. союзы и общественные организации, непосредственно экспортеры. Совместными усилиями Россия сможет занять достойное место в международном разделении труда, тем самым способствуя прогрессу всей мировой экономики. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) 

  3. Таможенный кодекс Таможенного союза от 28 мая 2003 г. (В редакции от 01.05.2010 г.)

  4. Астахов В.Э. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности. Учебник. / В.Э. Астахов. — М.: Мини Тайп, 2020. — 390 с

  5. Вологдин А.Л. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2020. — 448 с.

  6. Джабиев А.Ш. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Учебник. — М.: Экономика, 2019. — 480 с

  7. Новиков В.Д., Ревин В.Я., Цветинский М.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. Учебник. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. — 328 с

  8. Постоленко М.Э. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. Учебник. — М.: Форум, 2019. — 480 с