Файл: Организация закупочной работы коммерческой организации (Сущность, содержание, современные подходы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. И она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное функционирование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. Главной целью функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Итак, закупочная логистика – грамотное управление материальными потоками, обеспечивающее поставки материальных ресурсов на предприятие.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время многие крупные торговые предприятия региона ведут серьезную работу по модернизации и совершенствованию своей закупочной деятельности. Правильность организации закупочной деятельности является основой успешной деятельности любого торгового предприятия. Закупочная деятельность представляет собой приобретение товаров различного назначения для их конечной реализации. В этом случае торговые предприятия являются эффективным помощником для производителей товаров, так как помогают наиболее полно и точно удовлетворять потребности конечного потребителя. Правильно организуя закупочную деятельность, предприятие не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

Основные задачи работы: организации закупочной деятельности на предприятии как научной дисциплины, как в теоретическом, так и в практическом аспекте; ознакомление с работой конкретного торгового предприятия и изучение основных направлений совершенствования закупочной деятельности на нем.

Предмет исследования – закупочная деятельность предприятия.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации закупочной деятельности. Во второй главе выявляются особенности организации закупочных работ на торговом предприятии ООО «Adidas».


Глава 1. Теоретические основы организации закупочной деятельности на предприятии

1.1 Сущность, содержание и основные понятия закупочной деятельности

Любое современное торговое предприятие сталкивается с проблемами в попытках организовать эффективную закупочную логистику. Под закупочной логистикой принято понимать весь комплекс мероприятий по обеспечению предприятия качественными товарами. Построение и развитие закупочной логистики – основное направление и приоритет развития торговых компаний.

Перед руководством и линейным персоналом компании на регулярной основе выставляются задачи и цели по повышению эффективности закупочной логистики компании, так как это обеспечивает и повышает конкурентоспособность компании и повышает ее прибыльность.

Основные задачи, которые решает транспортная логистика на сегодняшний момент–построение оптимального управления товарными, информационными и денежными ресурсами. Для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки товара в нужные сроки, в нужное месте и с минимальными издержками в пересчете на единицу товара.

Сегодня, в России, в силу объективных экономических причин, развитие закупочной, транспортной логистики практически остановилось. Это связано напрямую с уходом с российского рынка сильных зарубежных игроков, с теми трудностями, которые претерпевает иностранный бизнес в России. Стоит отметить, что в той форме, в которой осуществляется транспортная и закупочная логистика в нашей стране, а именно прямая или непрямая дистрибуция, во всем мире осуществляется лишь небольшой сегмент доставок и закупок – 10% всех поставок.

В зарубежных странах, основную нагрузку по поставкам на себя взяли очень крупные логистические организации, которые способны осуществлять бесперебойные поставки в пределах региона, страны.

Данные логистические центры являются посредником между производителем и покупателем в части именно доставки. Они осуществляют у себя складское хранение продукции, обрабатывают заказ, формируют схему доставки, работают с претензиями по доставке. Они не закупают товар у производителя с целью его дальнейшей перепродажи. Количество товара, который хранится на территории логистического центра, определяется самим производителям, исходя из истории продаж, заявок и потребностей контрагентов. Подобная схема позволяет исключить увеличения цены товара, так отсутствует товарная наценка дистрибутора.[1]


Выигрывает от этого, прежде всего, конечный потребитель, так как основная задача транспортной и закупочной логистики – максимально полное и эффективное удовлетворение потребностей потребителей и покупателей. В современные российские ритейлы данная тенденция оформилась в виде создания собственных Распределительных центров (ЗАО «Тандер» – «Магнит», «Лента», «КДВ-Групп» – «Ярче!»). Примечательно, что, организация транспортной и складской логистики таким образом, вывела данные предприятия в национальные лидеры данного сегмента экономики. Данные предприятия демонстрируют самые высокие темпы развития, роста товарооборота, прибылей. ЗАО «Тандер», лидер российского ритейла, первыми начали работать при помощи РЦ. За 10 лет работы, они расширили географию своей деятельности практически на всю страну. В сети сейчас уже 10558 магазинов разных форматов, их обслуживают всего 15 распределительных центров! Некоторые торговые предприятия в регионах, предпринимают попытки создания собственных распределительных логистических центров, с целью наращивания конкурентных преимуществ перед приходом в регионы федеральных игроков. Но высокий уровень первоначальных затрат, отсутствие специалистов в данной сфере, трудности с приобретением необходимого оборудования, нежелание банков кредитовать данные проекты, во многом объясняет приостановку данных проектов.

Специалисты оценивают отставание России в сфере правильного и эффективного построения логистики на всех уровнях в 15-20 лет от стран Европы, США, Китая. В текущих политических и экономических условиях, это отставание не будет преодолено. Основными проблемы в развитии закупочной логистики России, следующие:

1. Отсутствие развитой транспортной и складской инфраструктуры (коммуникации, склады класса А и т. д.).

2. В условиях нестабильного и высокого курса иностранных валют закупка и текущее обновление данного ПО становятся очень дорогими.

3. Серьезный дефицит инвесторов, желающих вложиться в данный сектор национальной экономики. В рамках реализации федерального проекта, государство предпринимало попытки самостоятельно создать и развивать систему логистических центров в регионах. На деле это привело к реализации данных мероприятий «для галочки». Созданные логистические центры в действительности не удовлетворяли потребностям региона, были построены не в нужных местах, не были до конца укомплектованы.

4. Серьезный дефицит специалистов высокого класса в данной области.


5. Большая территория нашей страны, административные барьеры.

6. Низкий спрос на логистические услуги со стороны крупных розничных игроков и компаний ввиду их неразвитости.

Такая ситуация продлится не более 3-5 лет. В нашей стране сейчас действуют по различным подсчетам порядка 10000-12000 дистрибьюторских компаний, им необходимо в срочном порядке перестраивать свою работу, исходя из новых политических и экономических реалий. С приходом сюда крупных мировых операторов эту задачу будет

выполнить крайне сложно. В настоящее время фиксируется серьезное сокращение дистрибьюторских компаний, из-за их нежелания перестаивать свою экономическую политику и отказаться от своих прежних схем работы.

Современный торговые предприятия работают с достаточно высоким уровнем издержек, который составляет 6-15% от товарооборота. При этом, в тех российских торговых компаниях, которые перестроили свою складскую и закупочную логистику по образцу зарубежных стран, уровень издержек составляет всего 3-7%. Эти цифры позволят им в дальнейшем успешно конкурировать с развитыми логистическими компаниями и крупными игроками рынка, приход которых неизбежен. Процесс совершенствования закупочной деятельности идет непрерывно, постоянно. Одним словом, весь это процесс, можно охарактеризовать как «глубинную многоуровневую интеграцию» поставщика и закупщика. На определенном этапе развития, интересы обоих сторон настолько пересекаются, что залогом успеха становится взаимная помощь и поддержка друг друга на всех этапах сделки. В настоящее время можно рассмотреть следующие направления развития:

а) Управление цепочками поставок (SCM). Термин SCM (Supply Chain Management – SCM) – это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.

Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций. Управление цепочкой поставок включает в себя следующие этапы: планирование (определяется источник поставок, объем и ассортимент); закупки (оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками); производство; доставка (управление заказами, складами и транспортировкой); возврат (организация процесса возврата товара по различным причинам и сервисного обслуживания). Аналитики полагают, что благодаря внедрению SCM компании получают следующие конкурентные преимущества: увеличение прибыли; уменьшение стоимости и времени обработки заказа; сокращение времени выхода на рынок; сокращение закупочных издержек; уменьшение складских запасов; сокращение производственных затрат.


б) Заказ на закупку. Заказ на закупку – внешний документ компании, который сформирован из утвержденного запроса на закупку путем назначения поставщика и цены товара или услуги по договору с данным поставщиком. Он является основанием для оприходования и последующей оплаты. Также РО можно рассматривать как соглашение между поставщиком и покупателем. Скорость оформления закупок увеличилась благодаря тому, что решение на закупку принимают напрямую сотрудники-исполнители (без участия топ- менеджеров компании). Кроме того, сокращение «бумажной волокиты» способствует экономии времени пользователей и эффективному его использованию. РО помогает предприятию иметь полную прозрачную картинку по всем видам закупок и лучше планировать будущие поставки, складские остатки и оплату, так как все закупки проходят через электронный документооборот.

Основные преимущества использования данного инструмента:

- ускорение оформления прихода на склад;

- автоматическое формирование реестра на оплату;

- лучшее планирование будущих расходов, прозрачность закупок;

- снижение рисков, возможность отслеживания инициатором этапа согласования, на котором находится его запрос.

в) Внедрение «системы автозаказа». Основное направление модернизации закупочной деятельности на современном торговом предприятии – автоматизация, или внедрение системы «автозаказа». Многие крупные игроки рынка видят во внедрении автозаказа просто спасение от всех бед, эффективный способ снижения затрат, эффективный инструмент борьбы с коррупционной составляющей в реализации закупочной деятельности. Однако, на практике, успешных примеров внедрения данной системы очень немного. До конца устранить «человеческий фактор» из системы закупок сетевого ритейла не удается. Основные преимущества внедрения автозаказа:

1. Документ на закуп товара – заказ формируется автоматически системой, по результатам продаж, с условием наличии потребности. Объем закупки определяю 3 компонента: переходящий товарный остаток; контрактные условия поставки (представленность на полке, объём закупа и прочее), иначе – наполняемость; товарный запас, индивидуальный для каждой торговой категории (от 7-28 календарных дней).

2. Исключается влияние субъективных факторов, элементарных ошибок, невнимательности, погрешностей, и т.д.

3. Исключение коррупционной составляющей (сговора поставщика и закупщика; завышения объемов закупок за вознаграждение и пр.).

Недостатки автозаказа: