ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
“РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ”
Филологический факультет
Кафедра психологии и педагогики
Общий психологический практикум
«Мышление»
Диагностика уровня развития мыслительных операций
Выполнила студентка:
Дроздова Виктория Олеговна
Группа: ФПСбв-01-20
Студенческий билет: №1032200681
г. Москва
2023
Протокол исследования
Дата исследования: 15.03.2023
Сведения об испытуемом
Ф.И.О.: Дроздова Виктория Олеговна
Пол: Женский
Возраст: 21
Семейное положение: Холост
Социальный статус: Студент
Цель исследования: Выявление уровня развития мыслительных процессов
Методики: Методика «Исключение лишнего», методика «Простые аналоги», методика «Сложные аналоги», методика «Сравнение понятий», методика «Толкование пословиц», методика «Выделение существенных признаков».
Теоретическое обоснование
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.
Объект: Мышление
Предмет: Уровень развития мыслительных операций
Материалы и оборудование: Ручка, бумага, стимульный материал
Полученные данные
После прохождения методик результаты каждого субтеста были занесены в таблицы, приведённые ниже.
Таблица 1
Методика «Исключение лишнего»
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Ср орифм |
Количество баллов 1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Количество баллов 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Таблица 2
Методика «Простые аналоги»
| Количество решенных заданий | ||
| Всего | Правильно | Не правильно |
Числовой показатель | 32 | 32 | 0 |
Процентный показатель | 100% | 100% | 0% |
Таблица 3
Методика «Сложные аналоги»
| Количество решенных заданий | ||
| Всего | Правильно | Не правильно |
Числовой показатель | 20 | 19 | 1 |
Балл | 9 |
Таблица 4
Методика «Сравнение понятий»
| Количество решенных заданий | ||
| Всего | Правильно | Не правильно |
Числовой показатель | 52 | 52 | 0 |
Процентный показатель | 100% | 100% | 0% |
Таблица 5
Методика «Толкование пословиц»
| Количество решенных заданий | ||
| Всего | Правильно | Не правильно |
Числовой показатель | 20 | 20 | 0 |
Балл | 9 |
Таблица 6
Методика «Выделение существенных признаков»
| Количество решенных заданий | ||
| Всего | Правильно | Не правильно |
Числовой показатель | 20 | 20 | 0 |
Балл | 20 |
Анализ и интерпретация
Согласно данным, полученным в таблице 1 мы видим, что респондент прекрасно справился с заданием, набрав максимальный общий средний балл 10. Со всеми заданиями справлялся одинаково хорошо, нигде не наблюдалось спадов баллов. Уровень операции обобщения очень высок, изучаемая характеристика хорошо развита.
Данные, полученные в таблице два, также показывают, что испытуемый идеально справился с заданием. Набран максимальный процент правильно решённых заданий, ошибок не допущено. Хорошо развито умение выделять существенные признаки, процесс мышления стойкий, утомляемость низкая.
В тесте, данные которого представлены в таблице 3, наблюдаются сходные с предыдущими методиками тенденция. Допущена всего одна ошибка, которая существенно не влияет на общий результат. Показатель баллов позволяет предположить, что у испытуемого отлично развито понимание абстракций и сложных логических связей, он легко следует инструкции и не нарушает её.
Таблица 4 показывает что и с данной методикой испытуемый справился идеально, набрав максимальное количество баллов. Респондент отлично выделяет существенные признаки, может мыслить абстрактно, отлично умеет обобщать.
В пятом тесте, который представлен в таблице 5, респондент также показывает идеальные показатели, что говорит о том, что он обладает высшим уровнем развития умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцировать суждения.
Исходя из данных, представленных в таблице 6, можно увидеть, что при выполнении данной методики респондент также набрал самый высокий балл
, не допустив ни одной ошибки. Это говорит о преобладании абстрактно-логического мышления над конкретно-ситуационным, он не поспешен и не импульсивен, чётко и поэтапно решает задания, не затрачивая при этом много времени на ответ. Он легко улавливает абстрактные значения понятий, умеет выделять частные, конкретно-ситуативные признаки.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что общий уровень мыслительных операций находится на высшем уровне. Респондент отлично умеет обобщать и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, у неё довольно подвижное мышление, она не застревает на отдельных стимулах, быстро переключает внимание с одной задачи на другую, процесс мышления стойкий, его трудно нарушить. Респондента невозможно сбить с выполнения конкретного задания. Также она отлично воспринимает и усваивает инструкцию, не нарушает и не меняет её в процессе выполнения заданий. Также хорошо развито абстрактное мышление.