Файл: Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»

Родительское собрание во 2 классе

на тему: «Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»

Разработала и провела

Студентка 4/5 группы

Устюгова Елизавета


г.Челябинск, 2023г.

Добрый вечер, дорогие родители! Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда.

Благодарю Вас за терпение, ответственность, за активную жизненную позицию.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. (на 2 слайде)

К.Д. Ушинский

В любой школе: маленькой или большой; в любом классе есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании и обучении самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка.

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.


Уважаемые родители! Я предлагаю вам пройти небольшой тест самопроверки «Какой вы родитель?»


Тест самопроверки (для родителей): «Какой вы родитель?»

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

4. И в кого ты только уродился?        – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

7. Я в твоё время…        – 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

10. О чём ты только думаешь?!        – 2

11. Какая ты у меня умница!        – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и посмотрите оценку результатов на слайде. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас. (на 3 слайде)

Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

Ребёнок должен стать главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

У родителей часто недостает времени поговорить с ребёнком. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребёнок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда

обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям вправе интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

-Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми  пожеланиями. (4 слайд)

Дорогие родители, сейчас мы с вами поговорили о том как важно приучать детей к чтению. Хотелось бы провести с вами викторину , чтобы выявить то , насколько хорошо вы усвоили стихотворения начальной школы.

Литературная викторина для родителей

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой 
(С.Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.

(Н.Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя 
(А.Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой. 
(И.Суриков “Детство”)

Хорошо, спасибо за ваши ответы!

Сейчас хочу предложить вам поговорить о значении памяти в интеллектуальном развитии школьника. Мы часто сетуем: память – как решето, куда улетучиваются знания? Оказывается, многие из них хранятся в нашей памяти, надо только найти к ним доступ.

«У меня фотографическая память, но порой я забываю снять крышку объектива». Это, конечно, шутка. Но она очень часто отражает суть. По утверждению специалистов, слова «Я совершенно забыл» - явное преувеличение. Причиной неэффективной памяти они называют в первую очередь не способность вспоминать факты, а не запоминать их.

Сейчас мы с вами поговорим о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог развить её с помощью специальных упражнений, а вы, родители, ему бы в этом помогли. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

Есть несколько способов запоминания, важнейшими из которых являются – повторение, ассоциация, визуализация. (слайд 9 )

Метод ассоциации – хорошее подспорье в повседневной жизни. Помогите ребёнку запоминать прочитанное, сравнивая с какими то образами.

Визуализация – на помощь памяти придёт образное мышление. Метод заключается в том, что специфические объекты, которые нужно запомнить, (например – даты) помещаются в привычный визуальный контекст.

Улучшение памяти может стать весьма увлекательным занятием. Предлагаю вам проверить вашу память. Все упражнения мы с детьми выполнили на классном часе. Потом сравните ваши результаты и результаты детей. Давайте выполним некоторые из них.

Упражнение 1.

Я прочитаю вам пары слов, а вы попробуйте их запомнить. А потом мы устроим проверку: я буду говорить первое слово, а вы, вспомните и запишете другое.


Пары слов связанных по смыслу: стол - писать, корова- телёнок, дом-строитель, машина – мотор, нога – сапог, тетрадь- ученик. лопата-копать, муравей-жук, вода-мёд. (10 слайд)

Упражнение 2

Проверим вашу зрительную память.

Сейчас вы прочитаете список слов, который записан на слайде экрана. Затем по памяти запишите то, что запомнили.

Слова: мак, ежевика, манго, лимонад, пирожное, слива, тесто, креветка, овсянка, яйцо, колбаса, фундук, молоко, майонез. (12 слайд)

Главное условие работы с ребёнком - это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок захочет. Чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо уверенней. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, пока вы не получите результат. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

Уважаемые родители! А сейчас предлагаем вашему вниманию проблемную ситуацию, решение которой вы сейчас должны определить. (14 слайд)

Перед летними каникулами учитель дала классу список литературы. НО девочке по имени Маша она дала список побольше, на что, Маша негативно отреагировала, расплакалась и вечером рассказала родителям что учитель её не любит, относится к ней предвзято. Родители услышав это, на следующий день пошли к директору недовольством и недоумением. Почему Маше дали больше книг чем другим?

Как бы Вы поступили на месте родителей?

Какой совет Вы бы дали им?

Уважаемые родители, в заключение нашего родительского собрания я бы хотела показать вам видеоролик «Как привить ребёнку любовь к чтению» Обратите пожалуйста внимание на экран.(15 слайд)