Файл: Семёнова О. А. Кто такой садовник в России на рубеже xixxx вв. История повседневности. 2020. 1 (13).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семёнова О.А. Кто такой садовник в России на рубеже XIX-XX вв.? // История повседневности. 2020. №1 (13).
В публикации описывается работа огородника в пореформенной России. Автор ставит перед собой следующую цель – ответить на вопросы: кто мог быть садовником, что входило в его обязанности, на каких условиях работали, какую заработную плату получали, как «жилось» прислуге, где учили быть «садовником». Историографической опорой данной темы были работы, посвященные прислуге в широком смысле слова (В.А. Веременко, Е.В. Бурлуцкая (Банникова), Л.А. Самарина), дачному отдыху / дачам и дачникам (З.А. Михеева, Г.С. Вараксин, Т.А. Нефодина), сельскохозяйственному образованию в России (Ю.В. Чудновец, П.Н. Алешин).
Главная идея статьи – описать деятельность садовника в России на рубеже XIX- XX вв.
Труды Веременко В.А. и Бурлуцкой Е.В. показывают, что в России к середине XIX в. садоводство стало популярным. Чтобы стать профессиональным садоводом, нужно было отучиться в специализированном учебном заведении. Заработная плата садовников в учреждениях была крайне низкой, и они находились в штате по сезону.
Например, садовник Александровского училища получал 10 рублей в месяц, за эти деньги, помимо сада, он также присматривал за подвалом и погребом, а также выполнял функции кочегара.
В работе Самариной Л.А. отмечено, что в середине XIX в. в России основными были Школа садоводства в Москве, Пензенское училище садоводства, Никитское училище садоводства и виноделия, Уманское училище садоводства, Московская земледельческая школа, земледельческое училище в Харькове.
Чудновец Ю.В. пишет о том, что Российское общество садоводства в Санкт-Петербурге занималось усовершенствованием способов разведения садовых и полезных растений, производством опытовых растений, поиском и распространением растений русской флоры, развитием «вкуса к изящному расположению и украшению садов» и содействовали получению высшего образования.
Примечательно, что садовниками могли стать как самоучки, так и закончившие профильное заведение. Зачастую к самоучкам относились бывшие крепостные, у которых была практика элементарного ведения сада и огорода. У опытных профессиональных садовников в подчинении могли быть помощники, рабочие и мальчики. Садовников условно разделяли на две категории: первая – непосредственно «садовник», вторая – «огородник», человек имеющий знания только по уходу за огородом. Заработная плата варьировалась от 180 р. до 600 р. в год. Это зависело от категории, опытности, образования и вида работы. Найм садовника был постоянный (годовой), сезонный (лето), либо на оказание конкретной услуги.
Писатель подводит читателя к мысли о том, что, если рассматривать садовника в качестве прислуги, надо отметить, что, по сути, он был хозяином на своей территории. Даже в 1905 г и 1917 г. нельзя сказать, что они активно боролись за свои экономические права и с произволом работодателя. Так, например, садовник в Александровском саду был занят своей одинокой работой – коренастый мужчина лет пятидесяти. Старательно и молчаливо он убирал опавшие прошлогодние листья и мусор с дорожек и клумб, а также сметал свежий снег. Он не проявлял ни малейшего интереса к суматохе, которая кипела вокруг него, и оставался глух к завываниям клаксонов, к крикам, песням и выстрелам.
Обращу внимание на то, что данный вид труда был востребован. Об этом говорит увеличение мест, где можно было освоить эту профессию. Вдобавок, садовники имели свои объединения, сообщества и вспомогательные кассы.