ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Древнегреческий философ Эмпедокл
Эмпедокл (примерная дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры) был греческим философом, поэтом, политиком и врачом, известным своими постулатами, которые находились между рациональностью и мистицизмом. Он приобрел репутацию мага, целителя и правдивого. Наиболее выдающийся вклад Эмпедокла - это идея четырех элементов, составляющих человека, космический цикл и теория происхождения живых существ.
Родившись во влиятельной семье, он сумел получить высшее образование в различных областях, занимаясь философией, изучением природы и политикой.
На протяжении всей своей жизни он занимал разные государственные должности и путешествовал, чтобы передавать свои идеи. Ему удалось свергнуть олигархию, царствовавшую в его родном Агридженто, и попытаться восстановить демократию.
Основное качество его философского вклада - его стиль написания стихов и стихотворений, который еще больше укрепляет мистицизм, который всегда окружал его. Ему приписывают многие ранние идеи о двойственности разума и чувства, естественном отборе и борьбе за демократию.
Философия Эмпедокла
Эпедокл, говорит, что нет ни внешнего вида, ни исчезновения: Внешний вид — это только сочетание веществ, исчезновение — это только их разделение; а бытие вечно и неизменно.
Но когда он говорит о существовании, он понимает под этим словом вещество; по его представлениям вещество вечно, и есть четыре его первобытных класса. Четырем вечным стихиям он дал аллегорические имена помимо простых мирских, мифологических: огонь — это всепроникающий Зевс, воздух — Гера Белебер, земля, темная родина духов — эта Аида, за четвертую стихию, воду, сам Эмпедокл составил аллегорическое имя: Нестис. Этими четырьмя элементами управляют две движущие силы: любовь и ненависть.
Первоначально элементы находились в состоянии гармонии и спокойствия, образуя сферу, «божественную сферу»; из этого спокойствия они были вытеснены действием ненависти: борьба ненависти с любовью порождает ряд связей и разделений различных элементов. Этот процесс изменения привел к нынешнему устройству Вселенной. Переход от примитивного блаженного состояния к этому процессу, согласно учению Эмпедокла, представляет собой отступление от истины; изменение происходит по законам природы; а изначально тела формировались только действием случайностей: от этих случайных результатов порядок постепенно складывался, в той или иной мере, по какой-то причине.
Чтобы объяснить происхождение одних тел от других, Эмпедокл предполагает, что все тела состоят из бесконечно малых частиц: каждая частица принадлежит тому или иному из четырех элементов. Жизнеспособность человеческого организма находится в крови; самосознание возникает из определенных комбинаций составляющих частиц; одно и то же сочетание может повторяться много раз; это лежит в основе учения Эмпедокла о бессмертии и возрождении. Способность человека знать все проистекает из того, что он состоит из всех элементов, и что в нем действуют обе движущие силы, так что он является микрокосмосом, — маленьким миром, в котором отражается вселенная.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.
Эмпедокл как астроном
Как и большинство других древнегреческих мыслителей, Эмпедокл объединил свои философские домыслы с научными исследованиями. В этой области он предложил много любопытных гипотез.
Согласно Эмпедоклу, два полушария движутся по кругу вокруг земли — одно целиком из огня, а другое из воздуха с небольшой примесью огня. Второе полушарие, вращающееся, производит ночную тьму.
Солнце не было рассмотрено Эмпедоклом как реальный предмет, но только как отражение элемента пожара (подобно тому, что от воды). Луна была создана из воздуха, притягиваемого огнем вверх и конденсирующегося в небе, подобно тому, как капли воды конденсируются в град. Светом луны, согласно теории Empedocles, будет только отражение света солнца.
Бытие считалось Эмпедоклом сфероподобным, но оно несколько вытянуто и напоминает скорее не сферу, а лежачее яйцо. Из-за этого удлинения горизонтальная протяженность земли больше, чем расстояние от нее до неба.
Согласно Эмпедокулу, небосвод сделан не из воздуха, а из кристаллического твердого тела льда. Позднее греческие ученые вывели из этой доктрины теорию Вселенной как серию прозрачных концентрических кристаллических сфер, на которых вращаются все небесные тела вокруг Земли.
Однако сам Эмпедокл считал, что к «небесному кристаллу» прикреплены только звезды, в то время как планеты свободно передвигаются.
Эмпедокл осознавал разницу между планетами, меняющими свое положение на небе, и «неподвижными» звездами.
Эмпедокл справедливо увидели причину солнечных затмений по мере того как луна иногда загораживает солнце.
Эмпедокл как физик
Эмпедокл считал, что свет движется не мгновенно через пространство, а с конечной скоростью.
Эта точка зрения сильно противоречила общепринятым теориям греческой физики и впоследствии была отвергнута даже великим Аристотелем.
Экспериментальное подтверждение существования определенной скорости света было получено только западным ученым XVII века Олафом Рёмером при наблюдении затмений спутников Юпитера на самых больших и малых расстояниях от Земли. Определяя значение скорости света, Рёмер доказал, что в споре между двумя древними научными гениями был прав не Аристотель, а Эмпедокл.
Эмпедокл как биолог
В области биологии Эмпедокл выдвинул фантастический тезис о том, что животные и растения зарождались как комбинации отдельных органов, которые изначально существовали самостоятельно, без своих «хозяев», в свободном пространстве. Все живые организмы возникли в результате случайных комбинаций таких органов. Первые сложные существа состояли из уже расплавленных частей, но все еще имели целостность. Затем возникла целостность, и, наконец, живые индивидуумы перестали формироваться из обезличенных органов, но начали рожать друг друга. Их виды делились по «темпераментам»: одни стремились жить в воде, другие хотели дышать воздухом и иметь в себе больше огня, а третьи, более тяжелые, оставались на земле.
Эмпедокл также разработал идею преференциального выживания видов, которая оказалась целесообразной, что некоторые из них сравнили с «естественным отбором» Дарвина. По мнению Эмпедокла, в периоды доминирования любви появляются (поначалу совершенно случайно) части животных — головы, руки, ноги.
Затем они были объединены как случайным образом, так и механически, образуя воображаемые комбинации, как тела человека и животных. Но в конце концов, выжили только те комбинации, которые доказали свою жизнеспособность.
Аристотель писал, что, согласно Эмпедокулу, «части, в которых все [совпадало], как если бы они были сформированы для определенной цели…». выжили», в то время как все остальные погибли.