ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Московский областной колледж информации и технологий» |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по предмету Литература
ТЕМА «Пути в русской литературе»
Автор: обучающийся(-аяся) __ курса, группы Фко-9/21
Педагог физической культуры специальность/профессия
Галкина Варвара Алексеевна
Руководитель:
Рогалева Полина Ивановна
Оценка: ___________/____________/
подпись руководителя
г. Подольск
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Роль пути в произведениях русской классики …………………
1.1. Символическая функция………………………………………………………
1.2. Композиционная и смысловая роли………………………………………..
Глава 2. Эволюция образа дороги………………………………………………..
2.1. Допушкинский период………………………………………………………
2.2. Золотой век русской литературы…………………………………………..
2.3. Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»………..................
2.4. Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги………
Заключение
Список литературы
Введение
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов и многие другие известные нам писатели..
Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.
Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;
- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;
- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;
- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;
- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ материала.
Глава 1. Роль пути в произведениях русской классики
Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.
В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».
Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.
Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики
1.2 Композиционная и смысловая роли образа дороги
В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Мотив дороги вытекает из способа повествования - показа страны глазами героев.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» важная роль принадлежит мотиву дороги . Дорога представляет собой жизненный путь офицера-путешественника, который никак не найдет свое место в жизни и ищет его. Автор повествует нам об интересных историях, в которые попадает главный герой, через записки Печорина. Каждая история заканчивается тем, как он анализирует свои поступки и действия. Мы как бы перемещаемся из одного места в другое и переживаем все то, что чувствует Печорин на протяжении всего романа.
Глава 2. Эволюция образа дороги
2.1 Допушкинский период
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах:
Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.
Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано…
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
2.2 Золотой век русской литературы
Пушкин - «солнце русской поэзии», великий русский национальный поэт. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Поэзию Пушкина отличает широкий размах тем, но очень четко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянется красной ленточкой через все творчество поэта.
Чаще всего возникает образ зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика и тройки
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...
("Зимняя дорога", 1826)
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый
Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти.
2.3. Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»
Пушкин - «солнце русской поэзии», великий русский национальный поэт. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Поэзию Пушкина отличает широкий размах тем, но очень четко можно проследить развитие отдельных мотивов, а образ дороги тянется красной ленточкой через все творчество поэта.
Чаще всего возникает образ зимней дороги и традиционно сопутствующие ему образы луны, ямщика и тройки.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...
("Зимняя дорога", 1826)
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
("Приметы", 1829)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
("Бесы", 1830)
В стихотворении «Зимняя дорога» основной образ сопровождается попутными мотивами грусти, тоски, тайны, блужданий:
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
("Зимняя дорога", 1826)
А сама дорога предстает перед читателем монотонной, скучной, что подтверждается следующими поэтическими строчками:
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…
Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти, тоски, одиночества («Колокольчик однозвучный утомительно гремит…», «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска»)
Динамика зимнего пейзажа в стихотворении «Бесы» подчеркивается размером - хореем. Именно Пушкин прочувствовал в этом размере кружение метели. Дорога в «Бесах» сопровождается бураном, который символизирует неизвестность, неясность будущего, что подчеркивается и мотивом бездорожья («Все дороги занесло»).
Анализируя систему образов стихотворения «Бесы», можно заметить, что здесь присутствуют те же четыре образа, что и в стихотворении «Зимняя дорога»: дорога, тройка, колокольчик и ямщик. Но теперь они помогают создать не чувства грусти и тоски, а смятения, предчувствия перемен и страха перед ними. К четырем образам добавляется ещё один: буря, который и становится ключевым, определяющим поэтическую окраску дороги. Образы, мотивы, сплетаясь в целое, образуют один - нечистую силу:
Закружились бесы разны,
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Как вывод по экспрессионной совокупности мотивов звучат поэтические строчки: «Мутно небо, ночь мутна».
Многообразие дорог создает одно «карнавальное пространство» (термин М.Бахтина), на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и «вдохновенного кудесника» («Песнь о вещем Олеге, 1822), и путника («Таврида», 1822, «Подражание Корану», 1824). На перепутье вдруг появится «шестикрылый серафим» («Пророк», 1826), с дороги в еврейскую хижину «входит незнакомый странник» («В еврейской хижине лампада», 1826), а «рыцарь бедный» «на дороге у креста» видел Марию Деву («Жил на свете рыцарь бедный», 1829).
Попробуем понять, какие дороги создают единое пушкинское «карнавальное пространство». Первая, самая важная, дорога - жизненный путь, дорога-судьба:
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
("Товарищам", 1817)
Стихотворение относится к Лицейскому периоду, периоду юности, становления личности, именно поэтому так явно зазвучал мотив дороги как предстоящего жизненного пути («И каждый смотрит на дорогу»). Стимулом к движению, к духовному росту становится «дальний света шум», который каждому слышится по-своему, ровно, как и предстоящая дорога длиною в жизнь:
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
("19 октября", 1825)
В воспоминаниях о друзьях, о тех, кто дорог и далек, вдруг незаметно, ненавязчиво появилась дорога-судьба («Нам разный путь судьбой назначен строгой»), сталкивающая и разводящая людей.
В любовной лирике дорога -- это разлука или преследование:
За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной.
("Таврида", 1822)
А поэтическая дорога становится символом свободы:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
("Поэту", 1830)
Одна из основных тем в лирике Пушкина - тема поэта и творчества. И здесь мы наблюдаем раскрытие темы путем использования мотива дороги. «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» - говорит Пушкин собратьям по перу. Именно «свободная дорога» должна стать стезей для истинного поэта.