Файл: Законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии

Год

Код требования

Основные умения и способности действий




1

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:




1.1

методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез:

1.1.1

методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи;

1.1.2

основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, синтетическая теория эволюции, антропогенеза);

1.1.3

основные положения учений путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И. Вернадского о биосфере);

1.1.4

сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического);




1.1.5

сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической пирамиды)




1.1.6

сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека)




1.2

Строение и признаки биологических объектов




1.2.1

клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;




1.2.2

генов, хромосом, гамет;




1.2.3

вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;




1.2.4

вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;




1.3

Сущность биологических процессов и явлений:




1.3.1

обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;







1.3.2

митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений;




1.3.3

оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);




1.3.4

взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного отбора;




1.3.5

действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;




1.3.6

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы




1.4

современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции;




1.5

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведений

2

УМЕТЬ




2.1

Объяснять




2.2

Устанавливать взаимосвязи;




2.3

Решать




2.4

Составлять схемы




2.5

Распознавать и описывать




2.6

Выявлять




2.7

Сравнить ( и делать выводы на основании сравнении)




2.8

Определять




2.9

Анализировать