Файл: Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством дидактических игр 37 лет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перспективный план работы в старшей группе
| «Мир животных» | «Растительный мир» | «Неживая природа» | «Человек и природа» |
ОСЕНЬ | ||||
С Сентябрь | Дидактическая игра «Угощение для жителей леса» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в лесу, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. | Дидактическая игра «Опиши, а я отгадаю» Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам. | Дидактическая игра «Догони свою тень» Цель: познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. | Настольно-печатная игра «Прогулка в лес» Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. |
Октябрь | Дидактическая игра «Наши друзья». Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. | Дидактическая игра «Где растет?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинирован- ность. | Дидактическая игра «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. | Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Цель:Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. |
Ноябрь | Дидактическая игра «Рассели животных по домам». Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. | Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко». Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. | Дидактическая игра «Расположи планеты правильно». Цель: закрепить знания об основных планетах. | Дидактическая игра «Природа и человек» Цель: систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам. |
ЗИМА | ||||
Декабрь | Дидактическая игра «Кто во что одет» Цель:Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). | Дидактическая игра «Знакомство с Дедом-Витаминоедом» Цель: сформировать знания у детей о растениях витаминах и их пользе для здоровья человека. | Дидактическая игра с мячом «Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. | Дидактическая игра «Береги природу» Цель: воспитывать чувство любви к родной природе; |
Январь | Настольно-печатная игра «Зоологическое лото». Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих животных. | Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде растений. Развивать память, речь. | Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе. | Что вредно и полезно для природы (воды)? (Игра с перфокартами.) Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Февраль | Дидактическая игра «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. | Настольно-печатная игра «Ботаническое лото». Цель:Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем). | Дидактическая игра «Поезд времени» Цель: Учить выстраивать линию развитие объекта рукотворного мира от начала токи возникновения | Дидактическая игра "С чем нельзя в лес ходить?" Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу. |
ВЕСНА | ||||
Март | Дидактическая игра «Поезд» Цель: Расширять и систематизировать знания детей о диких животных разных стран. | Дидактическая игра «С какой ветки детки?». Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. | Дидактическая игра «Разложи карточки» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных. | Дидактическая игра "Можно-нельзя" Цель: сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе. |
Апрель | дидактическая игра «Путешествие в интересный мир флоры и фауны» Цель: Учить ребенка наблюдать, анализировать, обобщать, понимать закон единства живого и неживого, беречь и охранять природу, находить в ней интересное и прекрасное. | Дидактическая игра «От зернышка до булочки» Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн. | Дидактическая игра Игра-забавы с ветром. Цель:Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики. | Дидактическая игра "На лугу гуляли мы…." Цель: Уточнение и закрепление правил поведения на лугу. |
Май | Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель:закреплять знания детей о насекомых. Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: | «Вершки корешки» Цель:Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. | Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года - Круглый год». Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год». | Дидактическая игра «Почему меньше?» Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев. |
ЛЕТО | ||||
Июнь Июнь | Дидактическая игра «Кого не стало?» (домашние животные) Цель: развивать наблюдательность, закреплять названия домашних животных | Дидактическая игра «Да или нет» Цель: закрепить знания детей о частях растения, дерева. | Дидактическая игра «Когда это бывает» Цель: учить по словесному описанию, находить нужные картинки. | Дидактическая игра «Как человек вредит природе» Цель: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы |
Июль | Дидактическая игра «Найди, о ком расскажу». Цель: воспитывать умение находить животное по его характерным признакам. | Дидактическая игра «Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький) | Дидактическая игра "Изобрази". Цель: закрепить знания о неживой природе. | Дидактическая игра «Чем человек может помочь природе» Цель: расширить знания детей о природоохранных организаций. |
Август | Дидактическая игра «Родственники» Цель: закрепить знания о животном мире. | Дидактическая игра «Опиши, мы отгадаем» Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам. | Дидактическая игра «Весной, летом, осенью». Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. | Дидактическая игра «Радость и огорчение» Цель: Формировать осознанное отношение к природе. |
Планирование в подготовительной группе
Месяц | Название игры, программные задачи | Месяц | Название игры, программные задачи |
Сентябрь | «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду. «Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых. «Созрело - не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. «Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. «Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. «Угадай на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький) « Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период. | Октябрь | «Что за птица» - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство. «Кто где живет» - «Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. «Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды. «За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды. «Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира. «Как сделали томатный сок»(последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока. « Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах. |
Ноябрь | «Лес – многоэтажный дом» (расселение животных)- закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. «Как лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку. «Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы. «Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения. «Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. «Что может делать вода» - закреплять свойства воды «Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления. | Декабрь | «Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей. «Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам. «Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. «Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов. «Природа и человек» - « Угадай от какого дерева - семена» - учить по виду семени, определять дерево. «Птицы, рыбы, звери» «Времена года» - проверить умение детей последовательно называть времена года. |
Январь | «Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное. «Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару. «Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная – корешки. «Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и не природы. «Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных. «Отгадай, что за растение» (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение. «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания о процессе формирования лягушки. «Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. | Февраль | «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе. «От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. «Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные) «Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания. «Растения и животные Красной книги» - закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения. «Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира. «Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных. « Назови меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных. |
Март | «Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения. «Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах. «Четвертый лишний»- учить различать месяцы в году. « Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет. «Где что растет» (лото) - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых. «Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям. | Апрель | «Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений. «Угадай по описанию» (перелетные птицы) – «Почтальон принес посылку» - «Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. «Цветочный магазин»- учить детей описывать нужное им растение. «Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания о процессе формирования бабочки. «Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. «Загадай, а мы отгадаем» - |
Май | «Кормушка для птиц»- воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними «Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их. «Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. «Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево. «Четвертый лишний» (домашние животные)– учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. «Летающие семена» - учить классифицировать семена: на косточковые и летающие. «Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы. | | |
Список литературы
-
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», 6-е издание, учебное пособие, Москва 2012 -
Л. Н. Прохорова, Н. В. Кузнецова, Л. С. Скрипченко, Т. А. Балакшина, Е. В. Тукмакова, Л. М. Степанова «Экологическое воспитание дошкольников», Практическое пособие, Москва 2010 -
Т. А. Серебрякова «Экологическое образование в дошкольном возрасте», учебное пособие, Москва 2011 г. -
О. А. Соломеменникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа, Москва 2015 -
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, Москва 2015 -
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» старшая группа, Москва 2015 -
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет, Москва 2014 -
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» 4-7 лет, Москва 2014 -
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», № 8 (73) октябрь 2011