Файл: Сравнительный анализ конституций Японии 1889 года и 1947.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Доклад

по дисциплине:
на тему:

«Сравнительный анализ конституций Японии 1889 года и 1947»
Выполнил:

город – 2023



1. Конституция Японии 1889 г.
Конституция Японии 1889 г. была первой в истории страны. Она действовала до 1947 г., то есть до вступления в силу нынешней Конституции 1946 г. Первая Конституция Японии была конституцией только номинально, так как «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»1.

Конституция Японии 1889 г. обладает специфическими чертами:

  • Эта Конституция является октроированной, что означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха.

  • Принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха.

  • Не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте.

  • Субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; список и содержание их прав и свобод ограничены.


С принятием конституции Япония преобразовалась в подлинно конституционную монархию. Однако императорская и правительственная власти занимали в ней преобладающее, сравнительно с представительством народа, место.

Таблица 1. Конституция Японии 1889 г.



1.2. Конституция Японии 1947 г.
Середина XX века ознаменовала кризис японской государственности и практическое ее разрушение, что было вызвано поражением Японии во Второй мировой войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.). «Страна была оккупирована американскими войсками. Все государственные полномочия перешли к главнокомандующему войсками США, при котором был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая. Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевавших с Японией государств»2.

Общеполитические преобразования требовали пересмотра номинально действовавшей в Японии Конституции 1889 г. Планы по ее реформированию включали отказ от основных преимуществ правительства и целого ряда традиционно-аристократических институтов в пользу расширения прав представительства (расширения полномочий Палаты депутатов, уничтожения права вето Палаты пэров, императорского вето, установление ответственности правительства перед Палатой). После обнародования оккупационными властями плана реформирования Конституции, основные политические партии выступили со своими предложениями.


10 апреля 1946 г. прошли первые послевоенные выборы в парламент. Большинство мест в Палате получили Либеральная (30%), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии. Первые две партии сформировали новое правительство. Проект конституции был одобрен Тайным советом, а затем императором. В течение августа – октября 1946 г. проект обсуждался и был одобрен Палатой представителей и Палатой пэров. 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императором, и с 3 мая 1947 г. она вступила в силу, тем самым заложив основы нового государственного уклада в Японии.
Таблица 2. Конституция Японии 1947 г.


3. Сравнительный анализ конституций Японии 1889 года и 1947
На Конституцию Японии оказало влияние англосаксонское право. Например, четко прослеживается влияние Конституции США на закрепление прав и свобод, особенно личных прав и свобод в Японской конституции.
Если мы сравним тексты двух Конституций (1889 и 1947 годов), то заметим, что наблюдается преемственность в расположении глав.

Главы по порядку Конституции 1889 года: «Об императоре», «О правах и обязанностях подданных», «О Парламенте», «О министрах и Государственном совете», «О судебной власти», «О финансах», «Дополнительные положения»

Разделы действующей Конституции Японии: «Преамбула» (в тексте не имеет названия), «Император», «Отказ от войны», «Права и обязанности народа», «Парламент», «Кабинет», «Судебная власть», «Финансы», «Местное самоуправление», «Поправки», «Верховный закон», «Дополнительные положения».

Конституция Японии 1947 года отличается по содержанию от предшествующей Конституции Японии 1889 года и выделяется среди зарубежных Конституций такими характерными чертами, как провозглашение народного суверенитета, закрепление широкого круга прав и свобод и ярко выраженный пацифизм.

При этом в Конституции 1947 г. весьма заметен также и идеологический оттенок: обширная преамбула Конституции включает в себя провозглашение общих принципов строения государства, а ряд статей закрепляют некоторые концептуальные ценности.

Ранее в японской конституционной истории принцип народного суверенитета как основы государственной власти не существовал. По Конституции 1947 года такой основой стал народ.

Акты первой Конституции устанавливали следующее:



1) «Империя Великой Японии находится под нерушимым на вечные времена господством и управлением династии императоров» (ст. 1)

2) «Особа императора священна и неприкосновенна» (ст. 3)
3) «Император — глава государства. Он обладает верховной властью и осуществляет ее согласно постановлениям этой Конституции» (ст. 4)

4) «Император осуществляет законодательную власть в согласии с Парламентом» (ст. 5)

По действующей Конституции в Японии установлена конституциональная монархия, поэтому принцип божественного происхождения императорской власти исключен, глава государства – «символ государства и единства нации», а его действия на уровне государства принимаются лишь с совета и согласия Кабинета. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Чем же можно объяснить столь разительные перемены в понимании роли императора? Это все объясняется историческими условиями принятия Конституции 1947 года и ролью императорской фамилии при возникновении, ведении и окончании Второй мировой войны. Теперь в Японии существует контроль (прежде всего юридический) за всеми тремя ветвями государственной власти: периодическое избрание Парламента, подотчетность Правительства нижней палате Парламента, ответственность судей в порядке импичмента перед Парламентом, голосование при назначении или возможность смещения судей Верховного суда путем голосования избирательного корпуса страны. Это так называемая система сдержек и противовесов, есть она и в России.

В учрежденной Конституцией 1947 года структуре органов государственной власти чувствуется влияние Великобритании. Статья 41 гласит, что Парламент – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства и что он состоит из двух неравноправных палат, причем нижняя — Палата представителей— в своих полномочиях имеет заметный перевес по сравнению с верхней — Палатой советников. Правительство несет ответственность перед нижней палатой; предусмотрено право роспуска нижней палаты по предложению Кабинета; формально это право осуществляет глава государства.

Основные права и свободы личности неотделимы от принципа народного суверенитета. Теперь личность не пассивный элемент авторитарного правопорядка, а активный носитель прав и свобод (более подробно все прописано в самой конституции).


Конституция 1947 г. гарантирует «нерушимость и вечность» основных прав граждан (ст. 11 и 97), что резко контрастируют с прежним Основным законом, согласно которому только к императору страны относились термины «нерушимость династии», а его особа была «священна и неприкосновенна» (ст. 1 и 3).

Другими словами, в Конституции 1947 г. права и свободы граждан рассматриваются как присущие им от рождения, которые не могут нарушаться даже Парламентом путем издания соответствующего закона. Такой подход к правам и свободам заимствован из правовой доктрины США и западноевропейской теории естественного права.

Особенным отличием Конституции 1947 года является отчетливо выраженный пацифизм: японский народ заявляет, что «отказывается от войны как суверенного права нации»; а в статье 9 говорится о разоружении страны, так как «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны».

Интересен тот факт, что именно японцы, а не американцы предложили это нововведение. Эта идея была предложена премьер-министром Японии Сидэхара. Но американский генерал Макартур, командующий оккупационными силами в Японии, первоначально колебался: утвердить ли указанное предложение, считая, что последствия его реализации могут нарушить интересы США на Дальнем Востоке.

На самом деле, это и неудивительно, ведь именно на долю японского народа выпали ужасы атомных бомбардировок: 6 августа 1945 г. атомная бомба была сброшена на Хиросиму, а тремя дня спустя — на Нагасаки.

Впервые в истории человечества принцип отказа от войны был закреплен в декрете Учредительного собрания 22 мая 1790 г. в период Великой французской революции. Затем он был неоднократно повторен в ряде актов Франции. Отказ от агрессивной войны содержался и в ряде других актов: в конституциях Бразилии 1891 г. и 1946 г., в Конституции Испании 1931 г., Таиланда 1932 г., Филиппин 1935 г. Этот принцип закреплен и в нескольких основных законах, принятых после Второй мировой войны (например, в Конституции Италии 1947 г.)., при этом наличие сходных норм в конституциях ряда государств отнюдь не умаляет значения упомянутой девятой статьи Конституции Японии 1947 г.

В то же время отказ от войны и содержания вооруженных сил создает для Японии определенные проблемы:


1) Трудно представить без армии страну, причем являющейся одной из промышленных держав мира.

2) Существующие международные обязательства (членство в ООН, например) могут потребовать ее участия в комплектовании международных вооруженных сил.

3) Не исключена возможность ведения оборонительной войны.

Заключение
Конституция 1947 года сохранила многие положения первой, консервативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему.

В отличие от конституции 1889 года она провозглашает принцип народного суверенитета. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Отменялось обожествление императорской особы.

Также в отличие от конституции 1889 г., конституция 1947 г. содержит принципиально новые антивоенные положения.

Конституция 1947 года содержит более широкий перечень прав и свобод граждан, в отличие от предыдущей конституции.

Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобода слова, объединения и др.) конституция закрепляет некоторые социально-экономические права (на труд, образование и др.).

Новая конституция придает большое значение принципу равноправия граждан, преодолевая прежние традиции японского общества.

Статьей 20 конституцией 1947 года была отделена религия от политики и государства. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом провозглашен парламент.

Парламент также остается двухпалатным; Палата пэров переименовывается в Палату советников. Если заседатели Палаты пэров состояли из членов императорской фамилии и из дворян, то заседатели Палаты советников избирались на 6 лет, но с обновлением ½ палаты каждые 3 года. Законопроекты, по конституции 1947 года, вступали в силу после принятия его двумя палатами.

Полномочия парламента по конституции 1947 года существенно были увеличены. Ликвидируется Тайный совет, обсуждавший наиболее важные государственные дела при императоре. Исполнительная власть, по двум конституциям, осуществляется Кабинетом во главе с премьер-министром. Конституция 1947 года устанавливает систему органов государства и их отношения, характерные для конституционной монархии. По форме территориально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.