Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1279
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц
Глава 2. СТРУКТУРА ИСЧИСЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
3.2 Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость
В качестве объекта налогообложения имущества физических лиц могут выступать:
- Квартира;
- комната;
- дача;
- гараж;
- жилой дом;
- всевозможные строения, помещения, либо же сооружения;
- или же доля, что состоит в праве общей собственности на имущество, перечисленное в пунктах выше.
В 2002 году порядок исчисления имущественного налога на строения и сооружения потерпел изменения. Такие изменения спровоцировали как раз поправки в Федеральном законе N 168-ФЗ от 17.07.99 в Закон РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Вышеуказанным законом была выявлена определенная инвентаризационная суммарная стоимость как определенная налоговая база для исчисления налога на всевозможные строения, сооружения или же помещения, то есть другими словами, в совокупности сумма всех инвентаризационных стоимостей строений или же сооружений и помещений, что принадлежат одному физическому лицу, и которые также расположены на той территории представительного органа местного самоуправления, что и устанавливает ставку по этому налогу. Этим же законом были установлены и ставки налога в обозначенных пределах, обусловленных суммарной инвентаризационной стоимостью (таблица 1).
Таблица 1
Ставки имущественного налога физических лиц
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, руб. |
Ставка налога, % |
До 300 000 (включительно) |
До 0,1 (включительно) |
Свыше 300 000 до 500 000 (включительно) |
Свыше 0,1 до 0,3 (включительно) |
Свыше 500 000 |
Свыше 0,3 до 2,0 (включительно) |
В этих обусловленных пределах органам местного самоуправления позволено определять разграничение ставок в связи с суммарной инвентаризационной стоимостью, а также с типом использования и по другим характеристикам.
Исходя из ст.219 ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", невзирая на способ получения имущества, право собственности на него вступает в силу лишь в момент государственной регистрации в определенном учреждении юстиции, которое и реализует государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также на сделки с последним. А потому право собственности на объект не имеет никакой действующей силы, пока не пройдена регистрация данного недвижимого имущества, и, следовательно, владелец такой недвижимости не является как собственником, так и налогоплательщиком соответственно.
Обязанность уплаты налога лежит как на гражданах Российской Федерации, так и на иностранных гражданах или же лиц, не имеющих гражданства вовсе, но которые имеют имущество в своей собственности на территории России, что является признанным законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.
Причинами возникновения права собственности могут выступать самые различные ситуации. Именно изначально приобретение права собственности, а конкретно получение жилого помещения в собственность, что раньше не было в частной собственности в принципе. К данной группе причин следует перечислить следующее:
- Договор приватизации жилого помещения;
- получение в собственность заново построенного жилого дома;
- получение права собственности из-за перехода от прошлого собственника на основе всевозможных гражданско-правовых договоров, будь то купля-продажа, дарение или подобные;
- еще одна причина это - получение права собственности после выплаты паевого взноса в жилищно-строительном кооперативе.
На практике же зачастую встречаются случаи, когда граждане после постройки индивидуального жилого дома и уже даже проживания в нем, далеко не спешат оформлять на него регистрацию права собственности. Именно поэтому проводится определенная работа налоговыми органами, задача которых заключается в выявлении таких зданий или же сооружений, владельцы которых по ряду причин или предлогов не спешат проводить процедуру ввода в эксплуатацию построенного уже жилья, а, следовательно, ни коем образом не могут быть подвержены привлечению к налогообложению. Подобная ситуация имеет право на существование достаточно долго время, пока владелец не захочет произвести какого-либо рода сделку с данным объектом.
Физические лица, являющиеся собственниками какого-либо имущества, что признается объектом налогообложения, также признаются в роли налогоплательщиков, а именно плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее будем употреблять данное выражении в качестве сокращения – налоги).
Если рассматривать ситуацию, где имущество, признанное объектом налогообложения, является общей собственностью сразу нескольких лиц на долевой основе, то в таком случае в качестве налогоплательщика выступает каждое из этих лиц пропорционально его доле, указанной в праве собственности. Налог за имущество, являющееся объектом налогообложения и в тоже время находящемся в общей долевой собственности сразу нескольких собственников, подлежит уплате каждым из собственников пропорционально их доле в таком имуществе. А инвентаризационная стоимость такой доли именно в праве общей долевой собственности в данном имуществе рассчитывается как произведение соответствующей доли на инвентаризационную стоимость имущества.
В том случае, если в качестве собственника имущества выступает несовершеннолетний ребенок, то все налоговые уплаты принадлежат и предъявляются родителям, либо опекунам и попечителям.
Но здесь, как и в любом другом правиле, есть свое исключение. Оно заключается в том, что налог на жилые помещения в жилищных или жилищно-строительных кооперативах уплачивается только с момента полного внесения паевого взноса членами кооператива. И тут неважно, зарегистрировано ли право собственности на это имущество или нет. Объяснение такого положения со стороны налоговых орган заключается в том, что "момент возникновения права собственности через государственную регистрацию, что предполагается п.1 ст.131 ГК РФ, в данном контексте для целей налогообложения не имеет никакого существенного значения, ведь в данном случае производится государственная регистрация уже приобретенного права собственности".
Таким образом, исходя из закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", суммарная инвентаризационная стоимость объекта представляет собой налоговую базу для имущественного налога.
Инвентаризационная стоимость - это своего рода реабилитационная стоимость объект при учете того, что присутствуют износ и динамика роста цен как на строительную продукцию, так и на работы с услугами. Суммарная инвентаризационная стоимость включает в себя сумму совокупности стоимостей строений и всевозможных сооружения, что являются объектами налогообложения и принадлежат также одному физическому лицу, а также располагаются на территории представительного органа местного самоуправления, каковой и устанавливает ставки по этому налогу соответственно.
Каждый год до 1 марта все организации технической инвентаризации должны предоставить в налоговые органы сведения для исчисления налога на строения и всевозможные помещения с сооружениями.
А эти организации технической инвентаризации обязаны в свою очередь направить данные сведения, касающиеся инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, что располагается на подведомственной территории, а также его владельце или владельцах если таковые имеются, уже в налоговые органы по месту своего нахождения.
Вся информация, касающаяся инвентаризационной стоимости объектов, подверженных налогообложению, заполняются с учетом данных технических паспортов.
В том случае, если технический паспорт объекта недвижимого имущества отсутствует, либо инвентаризация такого объекта не было произведена и вовсе за последние пять лет, то организации технической инвентаризации должны предоставить информацию, основываясь на результаты массовой оценки такого объекта, которые впоследствии могут быть скорректированы по окончанию полной паспортизации объекта и последующего предоставления определенной выписки в налоговый орган о его непосредственной инвентаризационной стоимости.
Если же на момент представления информации объект налогообложения не стоит на техническом учете, то организации технической инвентаризации предоставляют информацию, основываясь на результаты исключительно визуального наблюдения. Такие результаты в конечном счете могут быть скорректированы после полной паспортизации объекта и представления выписки в налоговый орган уже о его непосредственной инвентаризационной стоимости.
Исходя из такой инвентаризационной стоимости всего здания и происходит оценка одного квадратного метра жилья. И исходя из конструкций и строительных материалов, что использованы при строительстве, определяется стоимость квадратного метра, с учетом процента износа соответственно.
В Законе "О налогах на имущество физических лиц" прописаны категории граждан, свободных от уплаты имущественных налогов, к ним относятся:
- Герои Советского Союза, Герои РФ и лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп или же инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, а также других боевых операций по защите СССР, входящих в число военнослужащих;
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие штатные должности в учреждениях, что входят в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны;
- лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- военнослужащие либо граждане, что были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а также по состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий, продолжительность военной службы которых достигает 20 лет и более;
- лица, участвующие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
- пенсионеры;
- граждане, уволенные с военной службы или выполнявшие интернациональный долг в странах, где велись боевые действия;
- родители и супруги военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Если возникло право на льготу, то перерасчет налога идет в течение одного календарного года с месяца, в котором и возникло это право. Чтобы получить льготы на уплату налогов, то физические лица с правами на них должны сами предоставить все обязательные документы в соответствующие налоговые органы. После утраты права на льготу за год исчисление этих налогов происходит с того месяца, что идет следующим за утратой этого права. Также перерасчет суммы налогов идет не более чем за три последних года, основываясь на письменном заявлении самого налогоплательщика, в том случае, если обращение за предоставлением льготы имело несвоевременный характер.
Вообще налоговые органы каждый год производят исчисление налога на имущество, и уведомление об уплате такого налога налоговые органы отправляют гражданам не позднее чем за 30 рабочих дней до 1 ноября соответственно. Стоит отметить, что все платежи по имущественному налогу физических лиц по итогу зачисляются в бюджет муниципального образования непосредственно по месту нахождения объекта налогообложения.
Так же законом предусмотрены определенные правила исчисления, а также уплаты налога.
Имущественный налог предъявляется к уплате изначальному собственнику начиная с 1 января этого года и до начала месяца, когда он утратил право собственника на это имущество, это в том случае, если строение было отчуждено на протяжении года самим собственником в результате какого-либо договора (купля-продажа, дарение или др.). А уже новому собственнику налог предъявляется в момент вступления в право собственности на это имущество и до момента его отчуждения.
За всевозможные строения, которые перешли по наследству, налог берется именно с наследников в момент открытия наследства, точнее с момента смерти предыдущего правообладателя. Если же наследник не уплатил налог, то далее платеж предъявляется наследнику уже за весь год.
При приобретении квартиры в рассрочку собственники становятся плательщиками налога в процессе оформления документов, что подтверждают право собственности.
Если строение было вновь возведено, то налог уплачивается с самого начала года, что следует за его возведением, то есть сдачей в эксплуатацию.
Если строение было полностью уничтожено или разрушено, то в таком случае взимание налога останавливается с того месяца, когда именно оно было уничтожено, основываясь, опять-таки, на документе, выданном коммунальными органами, что подтверждает данный факт.
Если налог не был уплачен в установленные сроки, то начинается начисление пеня, а далее на совсем недобросовестных налогоплательщиков и вовсе подаются иски в судебные органы.
Физическому лицу также может быть дана отсрочка или рассрочка по уплате налога, если его имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты имущественного налога. В таком случае ему надо обратиться в финансовый орган с заявлением по месту непосредственного нахождения имущества.
Налоговый орган, исчисливший сумму налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа должен направить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, налоговое уведомление, в котором указываются размер налога, расчет налоговой базы и срок уплаты. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, налоговый орган вправе направить его по почте заказным письмом. По истечении шести дней с даты направления заказное письмо считается полученным.