ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Особенности рассказа М. М. Зощенко «Галоша»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок анализа литературного произведения, включающего следующие методические приёмы:
-
вступительное слово учителя; -
чтение произведения; -
выяснение значения незнакомых слов; -
постановка проблемных вопросов; -
беседы с учащимися; -
исследовательская работа учащихся; -
обращение к нравственным понятиям.
Цели урока:
Образовательные
-
создать условия для знакомства с личностью М.М. Зощенко; -
помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа; -
познакомить с некоторыми особенностями метода писателя (особенности жанра, речи, композиции)
Развивающие
-
продолжить работу по формированию умения анализировать и сопоставлять художественные произведения разных авторов; -
повторить определение понятий «рассказ», «сказ», «юмор», «композиция».
Воспитательные
-
продолжить формирование личностных качеств как активность, самостоятельность; -
учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к волоките и бюрократизму.
Оборудование и наглядность к уроку:
-
портрет М. М. Зощенко; -
выставка книг писателя -
текст произведения -
таблички с основными понятиями -
толковый словарь С. И. Ожегова -
на доске записаны проблемный вопрос «Чем рассказы М. М. Зощенко отличаются от рассказов А. П. Чехова?» и эпиграф к уроку:
«Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». М. М. Зощенко
Литература:
-
В. Акимов «Михаил Зощенко и его книги// Зощенко М. Избранное». Л., 1984 -
В. П. Полухина «Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература 6 класс» -М.; Прсвещение,1992. -
А. Н. Старков «Михаил Зощенко: Судьба художника». –М.: Советский писатель, 1990.
Предварительная подготовка к уроку
-
Индивидуальные сообщения о биографии М. М. Зощенко; -
Из воспоминаний Л. Утесова о Зощенко выписать в тетрадь цитаты, характеризующие писателя как человека.
Ход урока
Учитель:
Ребята, сегодня у нас очередной урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,
-
познакомимся с творчеством этого необыкновенно талантливого писателя; -
прочитаем его рассказ; -
попытаемся раскрыть своеобразия его произведений.
(запись темы урока)
Мотивация урока
Учитель:
Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.
Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.
«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».
Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».
Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…
В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».
Актуализация
Давайте познакомимся с М. Зощенко поближе. Посмотрим, как складывалась его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.
( рассказ ученицы о его жизни)
? Ребята, а ведь вам уже знакомо имя М. М. Зощенко. Какие его произведения мы уже читали?
(«Золотые слова», «Великие путешественники»).
? Что такое рассказ?
? Как называются веселее рассказы, вызывающие смех?
( юмористические)
? Что такое юмор?
? Чьи юмористические рассказы мы уже изучили в этом году?
( А. П. Чехова)
Дома вы прочитали воспоминания о М. М. Зощенко его современника Л. О. Утёсова.
? Каким предстал перед вами писатель в этих воспоминаниях?
( зачитываются тезисы из статьи учебника).
Объяснение нового материала
Ребята, вглядитесь в портрет писателя.
? Какой человек смотрит на нас с портрета?
(задумчивый, серьёзный).
Учитель
Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.
С другой стороны - мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.
О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.
А сейчас сядьте поудобнее. Вам предстоит послушать рассказ М. Зощенко «Галоша».
Слушать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос.
? Похож ли рассказ М. Зощенко «Галоша» на изученные ранее юмористические рассказы А. П. Чехова? Если похож, то чем?
(учителем читается рассказ Зощенко «Галоша». Потом ответы учащихся).
-
Юмористический рассказ, небольшой по объёму (соответствующая таблица вывешивается на доску). -
Простое, предельно краткое заглавие. -
Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка (галоша пропала – галошу без справки не дают – галошу выдали)
-
Предельно краткая завязка. -
Диалоговое построение рассказа.
Учитель
Ребята, если так много общего, то может быть в учебнике опечатка, и рассказ написал не Зощенко, а Чехов?
Проблемный вопрос: Чем рассказ Зощенко отличается от рассказа Чехова?
Анализ рассказа
? Ребята, от какого лица ведётся повествование?
(от первого)
? Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?
(сказ)
Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ. Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетрадь)
В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.
Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.
? Что же в нём особенного?
(начинается с вводного слова «конечно»)
Учитель
Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.
Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.
Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.
Найдите в тексте вводные слова.
( главное, может, гляжу, думаю, дескать)
Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
? Можно ли охарактеризовать героев по их речи?
(да, малокультурные, речь неправильная).
-
Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.
? Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?
(знал)
Учитель
И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.
Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…
Трудно пройти мимо такой особенности рассказа, как настойчивое повторение слова «говорить», - ремарки, которая сопровождает высказывания действующих лиц.
-
Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?
(простые)
« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть поэтому у меня много читателей».
( М. Зощенко)
? Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?
(одно из действующих лиц, из-за неё весь «сыр бор»)
? Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?
-
Прочитайте её описание.
? Что же мы видим?
Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью».
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
? Как вы понимаете это слово?
Учитель
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».
( М. Зощенко)
? Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?
? Как Л. О. Утёсов ответил на этот вопрос?
Образ рассказчика позволяет автору создать иллюзию непричастности к содержанию сказа. На самом деле это не так. Сказитель проводит одни взгляды, автор склоняется к другим, прямо противоположным.
? Ребята, как вы думаете, как автор относится к происходящему?
-
Подтвердите строчками из текста!
Авторская ирония – ещё один излюбленный приём М. Зощенко. Рассказ М. Зощенко направлен против волокиты и бюрократизма.
? Знакомы ли вам эти слова?
(работа со словарём).
? Как писатель высмеивает волокиту и бюрократизм?
Учитель
Если писатель высмеивает, разоблачает отрицательные стороны жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде, то это уже не юмор. Так как смех добрым уже не назовёшь.
? Что же получается? Значит рассказ «Галоша» не юмористический. А какой же тогда?
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Итог урока
Итак, мы с вами выяснили, что рассказы Зощенко существенно отличаются от рассказов А. П. Чехова. Как вы думаете, какая же главная отличительная особенность рассказов Зощенко?