Файл: Особенности рассказа М. М. Зощенко Галоша.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Особенности рассказа М. М. Зощенко «Галоша»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок анализа литературного произведения, включающего следующие методические приёмы:

  1. вступительное слово учителя;

  2. чтение произведения;

  3. выяснение значения незнакомых слов;

  4. постановка проблемных вопросов;

  5. беседы с учащимися;

  6. исследовательская работа учащихся;

  7. обращение к нравственным понятиям.

Цели урока:

Образовательные

  • создать условия для знакомства с личностью М.М. Зощенко;

  • помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического рассказа;

  • познакомить с некоторыми особенностями метода писателя (особенности жанра, речи, композиции)

Развивающие

  • продолжить работу по формированию умения анализировать и сопоставлять художественные произведения разных авторов;

  • повторить определение понятий «рассказ», «сказ», «юмор», «композиция».

Воспитательные

  • продолжить формирование личностных качеств как активность, самостоятельность;

  • учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к волоките и бюрократизму.


Оборудование и наглядность к уроку:

  • портрет М. М. Зощенко;

  • выставка книг писателя

  • текст произведения

  • таблички с основными понятиями

  • толковый словарь С. И. Ожегова

  • на доске записаны проблемный вопрос «Чем рассказы М. М. Зощенко отличаются от рассказов А. П. Чехова?» и эпиграф к уроку:

«Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». М. М. Зощенко


Литература:

  1. В. Акимов «Михаил Зощенко и его книги// Зощенко М. Избранное». Л., 1984

  2. В. П. Полухина «Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература 6 класс» -М.; Прсвещение,1992.

  3. А. Н. Старков «Михаил Зощенко: Судьба художника». –М.: Советский писатель, 1990.


Предварительная подготовка к уроку

  1. Индивидуальные сообщения о биографии М. М. Зощенко;

  2. Из воспоминаний Л. Утесова о Зощенко выписать в тетрадь цитаты, характеризующие писателя как человека.



Ход урока
Учитель:

Ребята, сегодня у нас очередной урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,

  • познакомимся с творчеством этого необыкновенно талантливого писателя;

  • прочитаем его рассказ;

  • попытаемся раскрыть своеобразия его произведений.


(запись темы урока)
Мотивация урока
Учитель:

Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.

Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.

«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».

Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».

Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…

В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».


Актуализация
Давайте познакомимся с М. Зощенко поближе. Посмотрим, как складывалась его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.

( рассказ ученицы о его жизни)

? Ребята, а ведь вам уже знакомо имя М. М. Зощенко. Какие его произведения мы уже читали?

(«Золотые слова», «Великие путешественники»).

? Что такое рассказ?

? Как называются веселее рассказы, вызывающие смех?

( юмористические)

? Что такое юмор?

? Чьи юмористические рассказы мы уже изучили в этом году?

( А. П. Чехова)

Дома вы прочитали воспоминания о М. М. Зощенко его современника Л. О. Утёсова.

? Каким предстал перед вами писатель в этих воспоминаниях?

( зачитываются тезисы из статьи учебника).
Объяснение нового материала
Ребята, вглядитесь в портрет писателя.

? Какой человек смотрит на нас с портрета?

(задумчивый, серьёзный).

Учитель

Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

С другой стороны - мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.
А сейчас сядьте поудобнее. Вам предстоит послушать рассказ М. Зощенко «Галоша».

Слушать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос.

? Похож ли рассказ М. Зощенко «Галоша» на изученные ранее юмористические рассказы А. П. Чехова? Если похож, то чем?

(учителем читается рассказ Зощенко «Галоша». Потом ответы учащихся).

  • Юмористический рассказ, небольшой по объёму (соответствующая таблица вывешивается на доску).

  • Простое, предельно краткое заглавие.

  • Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка (галоша пропала – галошу без справки не дают – галошу выдали)

  • Предельно краткая завязка.

  • Диалоговое построение рассказа.


Учитель

Ребята, если так много общего, то может быть в учебнике опечатка, и рассказ написал не Зощенко, а Чехов?

Проблемный вопрос: Чем рассказ Зощенко отличается от рассказа Чехова?
Анализ рассказа

? Ребята, от какого лица ведётся повествование?

(от первого)

? Как называется произведение, повествование в котором ведётся от лица, непосредственно участвовавшего в событии?


(сказ)
Но у Зощенко – это не просто сказ. Это комический сказ. Его могли принять за анекдот, маленькую сценку.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетрадь)
В сказе рассказчик передаёт не только личные впечатления, но и выступает от лица всего народа.

Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может привлечь внимания.
? Что же в нём особенного?

(начинается с вводного слова «конечно»)
Учитель

Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

Найдите в тексте вводные слова.

( главное, может, гляжу, думаю, дескать)

Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
? Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

(да, малокультурные, речь неправильная).

  • Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

? Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

(знал)
Учитель

И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

Трудно пройти мимо такой особенности рассказа, как настойчивое повторение слова «говорить», - ремарки, которая сопровождает высказывания действующих лиц.


  • Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

(простые)

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть поэтому у меня много читателей».

( М. Зощенко)

? Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

(одно из действующих лиц, из-за неё весь «сыр бор»)
? Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

  • Прочитайте её описание.


? Что же мы видим?

Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью».
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
? Как вы понимаете это слово?
Учитель

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

( М. Зощенко)
? Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

? Как Л. О. Утёсов ответил на этот вопрос?

Образ рассказчика позволяет автору создать иллюзию непричастности к содержанию сказа. На самом деле это не так. Сказитель проводит одни взгляды, автор склоняется к другим, прямо противоположным.
? Ребята, как вы думаете, как автор относится к происходящему?

  • Подтвердите строчками из текста!

Авторская ирония – ещё один излюбленный приём М. Зощенко. Рассказ М. Зощенко направлен против волокиты и бюрократизма.
? Знакомы ли вам эти слова?
(работа со словарём).
? Как писатель высмеивает волокиту и бюрократизм?
Учитель

Если писатель высмеивает, разоблачает отрицательные стороны жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде, то это уже не юмор. Так как смех добрым уже не назовёшь.
? Что же получается? Значит рассказ «Галоша» не юмористический. А какой же тогда?
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Итог урока

Итак, мы с вами выяснили, что рассказы Зощенко существенно отличаются от рассказов А. П. Чехова. Как вы думаете, какая же главная отличительная особенность рассказов Зощенко?