Файл: Курсовая работа по дисциплине Нормирование точности в конструкторскотехнологических процессах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Тульский государственный университет

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Нормирование точности в конструкторско-технологических процессах»

Выполнила: ст. гр. 621871-ПБ Николаев Г.В.

Проверила: к.т.н., доц. Анисимова М.А.

Тула 2020

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Тульский государственный университет

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по дисциплине «Нормирование точности в конструкторско-технологических процессах»

Вариант № 5

Студент Николаев Г.В. группа 621871

Содержание курсовой работы

Исходя из конструкции, назначения и условий работы узла (вариант задания выдает руководитель) студент должен:

1. Обосновать выбор посадок по сопрягаемым размерам.

2. Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать предельные размеры сопрягаемых деталей, допуски и отклонения, а также предельные зазоры (натяги) посадки.

3. Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений (по указанию руководителя) с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей

4. Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

5. Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.

6. Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.

Чертежи оформляются в соответствие с требованиями ЕСКД.

Объем расчетно-пояснительной записки – до 20 страниц формата А4


Содержание пояснительной записки курсового проекта:

  • назначение посадок гладких цилиндрических соединений;

  • расчет параметров посадок;

  • выбор посадок подшипников качения;

  • расчет размерной цепи;

  • обоснование требований к точности изготовления деталей;

Пояснительная записка должна сопровождаться всеми необходимыми схемами.

Пояснительная записка оформляется в Word.

Срок представления работы к защите «____» _________________________

Руководящие материалы ___________________________________________

( техническая литература, ГОСТы)

__________________________________________________________________

Руководитель _________________ доц., к.т.н., Анисимова М.А.

Задание принял к исполнению __________________«26» февраля 2020 г.

Аннотация

Данная курсовая работа содержит 38 страниц, в том числе 9 таблиц,

5 рисунков, 3 чертежа.

Данная курсовая работа состоит из шести частей:

Часть 1 состоит из назначения посадок гладких цилиндрических соединений;

Часть 2 состоит из расчета параметров посадок;

Часть 3 состоит из построения схемы расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

Часть 4 состоит из расчетов линейной размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом;

Часть 5 (Приложение 1,2) состоит из разработки конструкторских чертежей двух деталей;

Часть 6 (Приложение 3) состоит из сборочного чертежа.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..…….6

1. Назначение посадок гладких цилиндрических соединений…………….…..7

2 Расчет параметров посадок……………………………………………………11

2.1. Посадка с зазором…………………………………………………………...11

2.2. Посадка с натягом………………………………………………………….13

2.3. Посадка переходная………………………………………………………...16

3. Схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипников и сопряженных с ним деталей…………………………………………………..18

4.Расчет линейных размерных цепей методом полной взаимозаменяемости.19

4.1. Расчет линейных размерных цепей теоретико-вероятностным методом.26

Приложение 1 – Чертеж вала…………………………………………………...33

Приложение 2 – Чертеж втулки………………………………………………...35

Приложение 3 – Сборочный чертеж……………………………………………34



Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………...37

Введение

При современном развитии науки и техники, при организованном массовой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной деятельности и повышению качества выпускаемой продукции.

Курсовая работа обобщает и систематизирует теоретические знания, учит применять данные знания для решения практических задач, возникающих в производственных условиях.

В процессе выполнения работы студент должен научиться пользоваться необходимой справочной и нормативно-технической литературой, обоснованно назначать допуски и посадки на соединения.

Цель курсовой работы:

  • Сделать обоснованный выбор посадок по сопрягаемым деталям;

  • Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать допуски и отклонения, предельные зазоры (натяги) посадки;

  • Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

  • Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико–вероятностным методом;

  • Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей;

  • Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.

1 Назначение посадок гладких цилиндрических соединений

Одной из задач, решаемых при конструировании любого изделия, является назначение посадок в соединениях его деталей.

Известны и используются при конструировании три метода назначения посадок:

  1. Метод аналогов заключается в том, что конструктор назначает посадку на основании опыта эксплуатации подобной по конструкции машины, где имеется аналогичное соединение. Метод приемлем только в случае полной тождественности условий работы соединения. Если это условие не соблюдается, то нельзя гарантировать, что назначенные посадки будут оптимальными.

  2. Метод подобия является развитием метода аналогов. Он возник в результате классификации деталей по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для использования этого метода нужно выявить аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы с признаками, указанными в справочниках. Недостатком методов аналогов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия.

  3. Расчетный метод  это метод, при котором в соединениях деталей назначают посадки, обеспечивающие получение зазоров или натягов, определенных расчетным путем. Этот метод является наиболее объективным и точным методом назначения посадок, но и наиболее трудоемким. Последнее обстоятельство ограничивает область его применения наиболее ответственными, определяющими эксплуатационные характеристики изделия соединениями.


В зависимости от служебного назначения и условий эксплуатации изделия соединения деталей имеют различный характер. Они могут быть подвижными (обеспечивающими возможность относительного перемещения соединяемых деталей) и неподвижными.

Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки называют посадкой.

Различают посадки: с зазором, с натягом и переходные.

  • Посадки с зазором характеризуются наличием зазора S в соединении вала и отверстия сопрягаемой с валом детали , величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с зазором диаметр отверстия всегда больше диаметра вала (рис. 1.1, а); чем больше диаметр отверстия и меньше диаметр вала, тем больше зазор. Для каждого конкретного соединения и определенных условий его эксплуатации есть оптимальный зазор, обеспечивающий требуемое качество изделия. В посадках с зазором на схемах полей допусков поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала.

  • Посадки с натягом характеризуются наличием натяга N в соединении вала и отверстия, величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с натягом до сборки диаметр вала всегда больше диаметра отверстия; чем больше диаметр вала и меньше диаметр отверстия, тем больше натяг в соединении деталей. На схемах полей допусков посадок с натягом поле допуска вала располагается выше поля допуска отверстия.

  • Переходные посадки  это такие посадки, в которых в зависимости от действительных размеров деталей в соединении получают или зазор, или натяг. Для этих посадок характерно наложение поля допуска вала на поле допуска отверстия, вследствие чего в соединении получают зазор, если действительный размер отверстия больше, чем действительный размер вала; в противном случае в соединении получают натяг.

Единая система допусков и посадок (ЕСДП) предусматривает образование посадок в системе отверстия и в системе вала.

  • Посадки в системе отверстия  это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия.

  • Посадки в системе вала  это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.

При выполнении курсовой работы, исходя из конструкции, назначения и условий работы деталей, используя метод подобия были назначены посадки на все соединения узла. Выбранные посадки представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Выбор посадок


№ поз.

Наим.детали

Хар-р соедин.

№ р-р

соедин.

Сис-ма обр.

посадки

Реком.

посадки

Выбр.

посадки

3-9

Вал-шкив

Переход.

44

Система вала

с.322 H7/n6, Js7/h6, K7/h6

Ø44

4-5

Шестерня-втулка

С натягом

55

Система

отверстия

с.342, рис.1.74

H7/u6

Ø55

3-5

Вал-втулка

С зазором

45

Система

отверстия

с.300 H8/f9,

H9/f9, H8/f8

Ø45

3-6

Вал-подшипник

С натягом

45

Система

отверстия

с.340, рис.1.70

Js7(Пп),K6(Нп)

Ø45n6

2-3

Полумуфта-вал

С зазором

45

Система вала

с.299 H7/H6,

с.306 H8/f8,

F8/h8, h8/f9,

f9/h8

Ø45

3-8

Вал-кольцо

С зазором

55

Система вала

с.299 H7/H6,

с.306 H8/f8,

F8/h8, h8/f9,

f9/h8

Ø55

3-10

Вал-гайка

Резьбовое

40

Система вала

с.181 M24-6H,

M24LH-6H,

M24x2-6H

М40-6H

6-7

Подшипник-корпус

С зазором

90

Система

вала

с.299 H7/h6,

с.304 H7/f7,

F8/h6, H8/f8

Ø90H7

1-3

Штифт-вал

С натягом

8

Система

отверстия

с.345 H7/u7,

H8/u8, u8/L7

Ø8

7-11

Крышка-корпус

С зазором

90

Система

отверстия

с.299 H7/h6,

с.306 H8/f8,

F8/h8, H8/f9

Ø90