Файл: Курсовая работа по дисциплине Нормирование точности в конструкторскотехнологических процессах.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Тульский государственный университет
Политехнический институт
Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Нормирование точности в конструкторско-технологических процессах»
Выполнила: ст. гр. 621871-ПБ Николаев Г.В.
Проверила: к.т.н., доц. Анисимова М.А.
Тула 2020
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Тульский государственный университет
Политехнический институт
Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
по дисциплине «Нормирование точности в конструкторско-технологических процессах»
Вариант № 5
Студент Николаев Г.В. группа 621871
Содержание курсовой работы
Исходя из конструкции, назначения и условий работы узла (вариант задания выдает руководитель) студент должен:
1. Обосновать выбор посадок по сопрягаемым размерам.
2. Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать предельные размеры сопрягаемых деталей, допуски и отклонения, а также предельные зазоры (натяги) посадки.
3. Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений (по указанию руководителя) с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей
4. Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;
5. Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.
6. Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.
Чертежи оформляются в соответствие с требованиями ЕСКД.
Объем расчетно-пояснительной записки – до 20 страниц формата А4
Содержание пояснительной записки курсового проекта:
-
назначение посадок гладких цилиндрических соединений; -
расчет параметров посадок; -
выбор посадок подшипников качения; -
расчет размерной цепи; -
обоснование требований к точности изготовления деталей;
Пояснительная записка должна сопровождаться всеми необходимыми схемами.
Пояснительная записка оформляется в Word.
Срок представления работы к защите «____» _________________________
Руководящие материалы ___________________________________________
( техническая литература, ГОСТы)
__________________________________________________________________
Руководитель _________________ доц., к.т.н., Анисимова М.А.
Задание принял к исполнению __________________«26» февраля 2020 г.
Аннотация
Данная курсовая работа содержит 38 страниц, в том числе 9 таблиц,
5 рисунков, 3 чертежа.
Данная курсовая работа состоит из шести частей:
Часть 1 состоит из назначения посадок гладких цилиндрических соединений;
Часть 2 состоит из расчета параметров посадок;
Часть 3 состоит из построения схемы расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;
Часть 4 состоит из расчетов линейной размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом;
Часть 5 (Приложение 1,2) состоит из разработки конструкторских чертежей двух деталей;
Часть 6 (Приложение 3) состоит из сборочного чертежа.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..…….6
1. Назначение посадок гладких цилиндрических соединений…………….…..7
2 Расчет параметров посадок……………………………………………………11
2.1. Посадка с зазором…………………………………………………………...11
2.2. Посадка с натягом………………………………………………………….13
2.3. Посадка переходная………………………………………………………...16
3. Схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипников и сопряженных с ним деталей…………………………………………………..18
4.Расчет линейных размерных цепей методом полной взаимозаменяемости.19
4.1. Расчет линейных размерных цепей теоретико-вероятностным методом.26
Приложение 1 – Чертеж вала…………………………………………………...33
Приложение 2 – Чертеж втулки………………………………………………...35
Приложение 3 – Сборочный чертеж……………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...37
Введение
При современном развитии науки и техники, при организованном массовой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной деятельности и повышению качества выпускаемой продукции.
Курсовая работа обобщает и систематизирует теоретические знания, учит применять данные знания для решения практических задач, возникающих в производственных условиях.
В процессе выполнения работы студент должен научиться пользоваться необходимой справочной и нормативно-технической литературой, обоснованно назначать допуски и посадки на соединения.
Цель курсовой работы:
-
Сделать обоснованный выбор посадок по сопрягаемым деталям; -
Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать допуски и отклонения, предельные зазоры (натяги) посадки; -
Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус; -
Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико–вероятностным методом; -
Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей; -
Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.
1 Назначение посадок гладких цилиндрических соединений
Одной из задач, решаемых при конструировании любого изделия, является назначение посадок в соединениях его деталей.
Известны и используются при конструировании три метода назначения посадок:
-
Метод аналогов заключается в том, что конструктор назначает посадку на основании опыта эксплуатации подобной по конструкции машины, где имеется аналогичное соединение. Метод приемлем только в случае полной тождественности условий работы соединения. Если это условие не соблюдается, то нельзя гарантировать, что назначенные посадки будут оптимальными. -
Метод подобия является развитием метода аналогов. Он возник в результате классификации деталей по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для использования этого метода нужно выявить аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы с признаками, указанными в справочниках. Недостатком методов аналогов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия. -
Расчетный метод это метод, при котором в соединениях деталей назначают посадки, обеспечивающие получение зазоров или натягов, определенных расчетным путем. Этот метод является наиболее объективным и точным методом назначения посадок, но и наиболее трудоемким. Последнее обстоятельство ограничивает область его применения наиболее ответственными, определяющими эксплуатационные характеристики изделия соединениями.
В зависимости от служебного назначения и условий эксплуатации изделия соединения деталей имеют различный характер. Они могут быть подвижными (обеспечивающими возможность относительного перемещения соединяемых деталей) и неподвижными.
Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки называют посадкой.
Различают посадки: с зазором, с натягом и переходные.
-
Посадки с зазором характеризуются наличием зазора S в соединении вала и отверстия сопрягаемой с валом детали , величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с зазором диаметр отверстия всегда больше диаметра вала (рис. 1.1, а); чем больше диаметр отверстия и меньше диаметр вала, тем больше зазор. Для каждого конкретного соединения и определенных условий его эксплуатации есть оптимальный зазор, обеспечивающий требуемое качество изделия. В посадках с зазором на схемах полей допусков поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала. -
Посадки с натягом характеризуются наличием натяга N в соединении вала и отверстия, величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с натягом до сборки диаметр вала всегда больше диаметра отверстия; чем больше диаметр вала и меньше диаметр отверстия, тем больше натяг в соединении деталей. На схемах полей допусков посадок с натягом поле допуска вала располагается выше поля допуска отверстия. -
Переходные посадки это такие посадки, в которых в зависимости от действительных размеров деталей в соединении получают или зазор, или натяг. Для этих посадок характерно наложение поля допуска вала на поле допуска отверстия, вследствие чего в соединении получают зазор, если действительный размер отверстия больше, чем действительный размер вала; в противном случае в соединении получают натяг.
Единая система допусков и посадок (ЕСДП) предусматривает образование посадок в системе отверстия и в системе вала.
-
Посадки в системе отверстия это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия. -
Посадки в системе вала это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.
При выполнении курсовой работы, исходя из конструкции, назначения и условий работы деталей, используя метод подобия были назначены посадки на все соединения узла. Выбранные посадки представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Выбор посадок
№ поз. | Наим.детали | Хар-р соедин. | № р-р соедин. | Сис-ма обр. посадки | Реком. посадки | Выбр. посадки |
3-9 | Вал-шкив | Переход. | 44 | Система вала | с.322 H7/n6, Js7/h6, K7/h6 | Ø44 |
4-5 | Шестерня-втулка | С натягом | 55 | Система отверстия | с.342, рис.1.74 H7/u6 | Ø55 |
3-5 | Вал-втулка | С зазором | 45 | Система отверстия | с.300 H8/f9, H9/f9, H8/f8 | Ø45 |
3-6 | Вал-подшипник | С натягом | 45 | Система отверстия | с.340, рис.1.70 Js7(Пп),K6(Нп) | Ø45n6 |
2-3 | Полумуфта-вал | С зазором | 45 | Система вала | с.299 H7/H6, с.306 H8/f8, F8/h8, h8/f9, f9/h8 | Ø45 |
3-8 | Вал-кольцо | С зазором | 55 | Система вала | с.299 H7/H6, с.306 H8/f8, F8/h8, h8/f9, f9/h8 | Ø55 |
3-10 | Вал-гайка | Резьбовое | 40 | Система вала | с.181 M24-6H, M24LH-6H, M24x2-6H | М40-6H |
6-7 | Подшипник-корпус | С зазором | 90 | Система вала | с.299 H7/h6, с.304 H7/f7, F8/h6, H8/f8 | Ø90H7 |
1-3 | Штифт-вал | С натягом | 8 | Система отверстия | с.345 H7/u7, H8/u8, u8/L7 | Ø8 |
7-11 | Крышка-корпус | С зазором | 90 | Система отверстия | с.299 H7/h6, с.306 H8/f8, F8/h8, H8/f9 | Ø90 |