Файл: Тема Основы контрактной системы принципы и терминология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ст. 104 Закона о контрактной системе);
8) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году;
9) совместные конкурсы и аукционы — способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проводимый в форме конкурса или аукциона в интересах нескольких заказчиков, имеющих потребности в одной и той же продукции (ст. 25 Закона о контрактной системе);
10) способы закупок — правила определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним контракта (ст. 24 Закона о контрактной системе);
11) конкурс — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе);
12) аукцион — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе);
13) открытый аукцион в электронной форме — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе);
14) запрос котировок — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в EИC извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе);
15) запрос предложений — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в продукции для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в EИC извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в продукции (ч. 1 ст. 83 Закона о контрактной системе);
16) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполни- теля) представляет собой неконкурентный способ закупки, осуществляемый по основаниям, предусмотренным ст. 93 Закона о контрактной системе, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю);
17) комиссия в сфере закупок — коллегиальный орган, создаваемый заказчиком или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 39, ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе). Допускается создание единой комиссии (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе данная система базируется на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принцип открытости и прозрачности означает, что в России обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Информация, размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной (ст. 7 Закона о контрактной системе).
Принцип обеспечения конкуренции означает, что контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).
Принцип профессионализма заказчика означает, что контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализирован- ной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Закона о контрактной системе).
Принцип стимулирования инноваций означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона о контрактной системе). Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона о контрактной системе).
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок означает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе и НПА, указанными в ч. 2 и 3 ст. 2 Закона о контрактной системе (ст. 12 Закона о контрактной системе).
Все участники контрактной системы оказывают влияние на ее функционирование и развитие. Функционал каждого из участников специфичен и зависит от деятельности иных участников контрактной системы. Взаимная обусловленность деятельности участников между собой по осуществлению действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и составляет ядро контрактной системы.
Органы исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 Закона о контрактной системе). Таким органом на федеральном уровне является Министерство экономического развития РФ. Федеральными органами исполнительной власти, признаваемыми участниками контрактной системы, также являются Президент РФ, Правительство РФ, они наделены правом в случаях, предусмотренных законодательством, принимать НПА, регулирующие контрактные отношения в сфере закупок.
На уровне субъектов РФ функционируют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок). Они уполномочены на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок, по организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки, для обеспечения нужд субъекта РФ. На местном уровне функционируют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок в пределах предоставленных им полномочий. В частности, принимать правовые акты в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе и осуществлять мониторинг в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 97 Закона о контрактной системе.
Контрольные органы. Принято различать органы, осуществляющие контроль в сфере закупок (контроль в сфере закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере закупок (финансовый контроль в сфере закупок).
Контрольные органы в сфере закупок функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, является ФАС России. На данный орган возложены также функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. На уровне субъекта РФ функции контроля в сфере закупок осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ. На местном уровне — органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа.
Специальными функциями финансового контроля в сфере закупок наделены органы на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, местном уровне. К органам финансового контроля в сфере закупок отнесено, в частности, Казначейство РФ, осуществляющее правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казначейство РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок. Данные органы вправе передать указанные полномочия Казначейству РФ на основании соглашений (п. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе).
Централизованные закупки — это закупки, осуществляемые одним или несколькими уполномоченными органами (учреждениями) (государственными, муниципальными органами, казенными учреждениями) на основании решения об их создании (ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе). Правовое регулирование контрактных отношений предоставляет возможность выбора подхода и модели централизации в лице одного или нескольких органов исполнительной власти, одного или нескольких казенных учреждений.
Существуют следующие подходы к централизации закупок:
• путем создания государственного, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (создание нескольких органов, казенных учреждений);
• путем возложения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков на один государственный, муниципальный орган, одно казенное учреждение (несколько органов, казенных учреждений) из числа существующих.
Создание (наделение полномочиями) таких органов (учреждений) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. В целях централизации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления принимают решение об осуществлении полномочий заказчика, как в отношении самих этих органов, так и в отношении их территориальных органов или учреждений (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений).
8) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году;
9) совместные конкурсы и аукционы — способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проводимый в форме конкурса или аукциона в интересах нескольких заказчиков, имеющих потребности в одной и той же продукции (ст. 25 Закона о контрактной системе);
10) способы закупок — правила определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним контракта (ст. 24 Закона о контрактной системе);
11) конкурс — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе);
12) аукцион — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе);
13) открытый аукцион в электронной форме — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе);
14) запрос котировок — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в EИC извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе);
15) запрос предложений — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в продукции для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в EИC извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в продукции (ч. 1 ст. 83 Закона о контрактной системе);
16) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполни- теля) представляет собой неконкурентный способ закупки, осуществляемый по основаниям, предусмотренным ст. 93 Закона о контрактной системе, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю);
17) комиссия в сфере закупок — коллегиальный орган, создаваемый заказчиком или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 39, ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе). Допускается создание единой комиссии (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе данная система базируется на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принцип открытости и прозрачности означает, что в России обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Информация, размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной (ст. 7 Закона о контрактной системе).
Принцип обеспечения конкуренции означает, что контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).
Принцип профессионализма заказчика означает, что контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализирован- ной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Закона о контрактной системе).
Принцип стимулирования инноваций означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона о контрактной системе). Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона о контрактной системе).
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок означает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе и НПА, указанными в ч. 2 и 3 ст. 2 Закона о контрактной системе (ст. 12 Закона о контрактной системе).
-
Участники контрактной системы
Все участники контрактной системы оказывают влияние на ее функционирование и развитие. Функционал каждого из участников специфичен и зависит от деятельности иных участников контрактной системы. Взаимная обусловленность деятельности участников между собой по осуществлению действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и составляет ядро контрактной системы.
Органы исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 Закона о контрактной системе). Таким органом на федеральном уровне является Министерство экономического развития РФ. Федеральными органами исполнительной власти, признаваемыми участниками контрактной системы, также являются Президент РФ, Правительство РФ, они наделены правом в случаях, предусмотренных законодательством, принимать НПА, регулирующие контрактные отношения в сфере закупок.
На уровне субъектов РФ функционируют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок). Они уполномочены на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок, по организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки, для обеспечения нужд субъекта РФ. На местном уровне функционируют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок в пределах предоставленных им полномочий. В частности, принимать правовые акты в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе и осуществлять мониторинг в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 97 Закона о контрактной системе.
Контрольные органы. Принято различать органы, осуществляющие контроль в сфере закупок (контроль в сфере закупок), и органы, осуществляющие финансовый контроль в сфере закупок (финансовый контроль в сфере закупок).
Контрольные органы в сфере закупок функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, является ФАС России. На данный орган возложены также функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. На уровне субъекта РФ функции контроля в сфере закупок осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ. На местном уровне — органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа.
Специальными функциями финансового контроля в сфере закупок наделены органы на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, местном уровне. К органам финансового контроля в сфере закупок отнесено, в частности, Казначейство РФ, осуществляющее правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казначейство РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок. Данные органы вправе передать указанные полномочия Казначейству РФ на основании соглашений (п. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе).
-
Централизация закупок в контрактной системе.
Централизованные закупки — это закупки, осуществляемые одним или несколькими уполномоченными органами (учреждениями) (государственными, муниципальными органами, казенными учреждениями) на основании решения об их создании (ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе). Правовое регулирование контрактных отношений предоставляет возможность выбора подхода и модели централизации в лице одного или нескольких органов исполнительной власти, одного или нескольких казенных учреждений.
Существуют следующие подходы к централизации закупок:
• путем создания государственного, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (создание нескольких органов, казенных учреждений);
• путем возложения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков на один государственный, муниципальный орган, одно казенное учреждение (несколько органов, казенных учреждений) из числа существующих.
Создание (наделение полномочиями) таких органов (учреждений) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. В целях централизации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления принимают решение об осуществлении полномочий заказчика, как в отношении самих этих органов, так и в отношении их территориальных органов или учреждений (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений).