Файл: Тема Основы контрактной системы принципы и терминология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Путем принятия нормативного правового акта, содержащего решение, закрепляются конкретные функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения. В частности, в решении указываются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе выполнять функции по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов.

При этом не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение НМЦК, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Порядок взаимодействия уполномоченного органа, уполномоченного учреждения с заказчиками также определяется решением о создании (наделении полномочий) (Приказ Министра обороны РФ от 23.08.2012 № 2450 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при размещении государственных заказов на поставки това­ров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил РФ путем проведения торгов (конкурсов, аукционов в электронной форме), запроса котировок цен»).

Предусмотрена также возможность централизации уполномоченным органом, уполномоченным учреждением субъекта РФ закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ (п, 4 ст. 26 Закона о контрактной системе).

Относительно моделей централизации выделяют четыре модели в соответствии с комплексом полномочий на осуществление полномочий заказчика:

• осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (нецентрализованные закупки с возможностью принятия решения о централизации закупок подведомственными заказчиками самостоятельно);

• наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения (нескольких органов, учреждений) полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (частичная централизация используется только на этапе размещения закупок);

• наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки результатов, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков (комплексная централизация, полностью охватывающая цикл осуществления закупок);


• осуществление органами исполнительной власти (на федеральном уровне, уровне субъекта РФ, местном уровне) в отношении подведомственных заказчиков полномочий на а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков; б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных результатов, для подведомственных заказчиков (ведомственная централизация).

Важно: До 2017 г. продлен срок принятия решения о централизации закупок органами власти в отношении подведомственных заказчиков в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона о контрактной системе.

Функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения могут быть расширены за счет централизации закупок субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 4, ч. 6—8 ст. 26 Закона о контрактной системе). Например, Правительство РФ вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если условием предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, является централизация закупок. При этом финансовое обеспечение закупки может полностью или частично осуществляться за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета. Если источником межбюджетных трансфертов является бюджет субъекта РФ, соответствующее решение о наделении полномочиями уполномоченного органа, уполномоченного учреждения принимает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Кроме того, на основании соглашения между субъектом РФ и муниципальным образованием уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений.

    1. Особенности закупок бюджетными учреждениями в соответствии с Законом о контрактной системе.

Закон о контрактной системе устанавливает для бюджетного учреждения возможность осуществлять закупки в порядке, предусмотренном названным законом, и в порядке, предусмотренном Законом о закупках (ст. 15 Закона о контрактной системе). В соответствии с Законом о закупках осуществление закупок бюджетными учреждениями за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, происходит в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.



При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала календарного года в ЕИС, данное бюджетное учреждение вправе будет осуществлять в соответствующем году закупки в порядке, определенном Законом о закупках (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе). Данное решение бюджетное учреждение принимает до 1 апреля текущего года (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе). Принятое решение не может быть изменено в текущем году, но бюджетное учреждение может внести изменения в утвержденный документ, регламентирующий правила закупки, — положение о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения про­цедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (п. 2 ст. 2 Закона о закупках).

При соблюдении этих условий бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Закон о закупках предусматривает ряд особенностей управления закупками бюджетными учреждениями при осуществлении бюджетных инвестиций. Эти особенности затрагивают деятельность не только бюджетных учреждений, но и автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий. В частности, при осуществлении бюджетных инвестиций бюджетные учреждения, которые осуществляют закупки в пределах переданных им государственными, муниципальными заказчиками полномочий на основании соглашений, обязаны руководствоваться нормами Закона о закупках. Этот случай затрагивает бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность. Кроме того, если средства бюджетов предоставлены этим юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, то при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств они также обязаны руководствоваться нормами Закона о контрактной системе. Также на них распространяются положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.