Файл: 1 Теоретические основы коммуникационных каналов в деятельности организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Следует различать 6 позиций или способов взаимоотношений, которые

           представлены на рисунке 1.1.

        Внешний круг показывает конечное состояние. Сверху- вниз: доминирование- подчиненность, вместе- против: совместные действия- сопротивление.
Рисунок 1.1 – Силовое поле для обмена информацией
1)     Передача: предложение, сообщение, предоставление и распоряжение. Тот, у кого что- либо есть, делится имеющейся информацией с другими.

2)     Принятие: получение, прием. При проявлении инициативы для получения информации- запрос, заимствование.

3)     Сокрытие: удержание информации, не предоставление ее для пользования другими.

4)     Пассивность: выжидание, незаинтересованность, ни да ни нет, пропуск информации мимо ушей.

5)     Агрессивность: конфронтация, указание на слабости и ошибки, критика, проверка, обвинение, осуждение.

6)     Отклонение: разграничение сфер, оправдания, протест, несогласие и т.д.

      Каждая из этих позиций может носить как отрицательный характер (как видно из внешнего круга), так и находить конструктивное применение.

      В процессе обмена информацией и при межличностной коммуникации, и при вертикальных и горизонтальных формальных коммуникациях возможны различные способы взаимоотношений (см. рисунок 1.1):

      1) передача, предоставление информации;

      2) принятие информации, или предварительный запрос требуемой информации;

      3) сокрытие, удержание информации;

      4) пропуск информации, пассивность, незаинтересованность;

      5) агрессивность обвинения, критика, проверка информации;

      6) отклонение информации, отказ от пользования, оправдания.

      Взаимоотношения 3- 6 оказывают негативное, даже разрушительное воздействие на коммуникативный процесс. Для осуществления «передачи- принятия» информации требуется определенные коммуникативные умения

[4.-С.323-334].

     Документальный канал коммуникации. Как известно, в состав общекультурного (литературного) языка входят 5 основных стилей: научный, официально- деловой, публицистический, художественный (книжный стили) и разговорный [4 .-С.108].

      Специфика делового общения в его наиболее отчетливой форме проявляется в письменном тексте, документе. Создатель документа предстает в этом случае как исполнитель определенной социальной роли: президента компании и водителя, менеджера и охранника и т.д. Сама должность предполагает набор полномочий и обязанностей, который требует умения составить определенный круг документов, предполагает профессиональное владение различными жанрами служебного общения.


      Письменные жанры, особенно ориентированны на юридическую правомочность, сознательно лишаются эмоционального и всякого другого личностного начала. Зато объемные документы по замыслу и исполнению подчинены требованиям объективности, логичности, ясности, смысловой исчерпанности, композиционной упорядоченности и других качеств устоявшейся письменной традиции. Речевая воля составителя документа направлена не только на реализацию общей установки (доказать, заявить, доложить и т.п.), но и на воплощение стандарта. При этом требуются твердые навыки владения письменными жанрами.

      При всем многообразии официальной и неофициальной переписки для управленца важна эффективность документа. Именно расчет на максимально возможный результат и заставляет менеджера мобилизовать свои знания и навыки на создание делового письма, способность вызвать нужную реакцию [4 .-С. 20-21].
 

1.2 Формы использования коммуникационных каналов
     Отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал не пригоден для физического воплощения символов, передача не возможна. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать 2 или большее число средств коммуникаций в сочетании. Когда взаимодействуют друг с другом коммуникационные каналы, образуются другие смешанные каналы и средства, это взаимодействие показано на рисунке 1.2 [5. -С. 43].                                                                                                               

     


Рисунок 1.2- Система коммуникационных каналов и средств
     Устная коммуникация. Она представляет собой словесное взаимодействие сторон. Такая коммуникация осуществляется с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Язык, как знаковая система, является оптимальным средством выражения человеком мышления и средством общения. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как в коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соотв