Файл: Добровольчество в образовании включение детей и молодежи в добровольческую деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Добровольчество в образовании:
включение детей и молодежи
в добровольческую деятельность
АКТУАЛЬНОСТЬ
Роль добровольчества особенно велика в социальном развитии общества. Во многих странах правительство финансирует добровольческие проекты для реализации государственных программ, а также программы по поддержке молодежи в решении общественных проблем. По оценкам различных исследователей в XXI веке во всем мире потребность в добровольческой помощи будет все более нарастать. Волонтерское движение в школах и вузах России стало масштабно развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Если углубиться в историю, то истоки волонтерства можно найти и раньше — в послевоенные годы существовали различные службы милосердия, общества охраны памятников и природы. Были и тимуровцы, и пионеры.
Добровольческая деятельность помогает учащейся молодежи в определении своего жизненного пути, способствует выработке у них гражданской позиции, карьерного плана и широкого кругозора, позволяет создавать платформы для расширения сети знакомств и ведения новой самостоятельной проектной деятельности, а также налаживать процесс обучения этой деятельности «изнутри». Добровольческая деятельность ‒ один из самых эффективных путей всестороннего саморазвития.
Юридическое определение понятия "волонтер" закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация.
У слова "волонтер" есть синоним – "доброволец". Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией.
Сферы деятельности
Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, - это:
-
Работа с социально незащищенными категориями граждан (престарелые, инвалиды, сироты). -
Развитие проектов, способствующих укреплению социальной терпимости. -
Помощь в уборке территории.
Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример.
Сложности
К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения.
Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера.
Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру:
-
Пропаганда здорового образа жизни среди подростков. -
Профилактика безнадзорности, беспризорности, детской преступности. -
Развитие творческого потенциала детей.
В числе ожидаемых результатов могут быть:
-
Уменьшение количества факторов, приводящих к употреблению спиртных напитков, курению. -
Формирование понимания преимуществ здорового образа жизни. -
Грамотная организация досуга детей. -
Создание творческих кружков, секций, объединений, вовлечение в них максимального количества подростков. -
Привлечение детей к общественно полезной деятельности.
Нормативно-правовая база добровольческой деятельности
Нормативно-правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
-
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); -
Конвенция о правах ребенка (1989 г.); -
Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); -
Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); -
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); -
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р; -
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; -
Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; -
Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Личные качества добровольца
Природа личности добровольца проистекает из самого поступка. Безвозмездная помощь – это способность к состраданию. Человек понимает, насколько тяжело его ближнему. Он как бы сам переживает боль или страдания. Это состояние души – высшее проявление гуманистического начала человека. Однако сострадание как первый шаг может не привести к самому поступку. Его можно в себе подавить. Отсюда проистекают два противоположных процесса – эгоизм и альтруизм. Альтруизм – это путь добровольца. На этом пути ему нужна ещё решимость к тому, чтобы предложить свою помощь. От желания помочь как разовой акции лежит путь к желанию решить проблему. Решение проблемы – это системный подход к оказанию помощи. На этом пути нужны союзники, знания и умения. Для того, чтобы иметь союзников, нужны честность, открытость, терпимость и умение общаться. Для обладания знаниями нужны настойчивость и целеустремлённость. Для приобретения умений и навыков нужна практика. Доброволец, сумевший воспитать в себе такие качества, приобретает уважение со стороны своих союзников и партнёров. Всё это на определённом этапе превращает добровольца в лидера. Он становится образцом для подражания. Его опыт и знания обладают организационной силой. И на этом этапе добровольцу нужны особые качества – ответственность, самокритичность, уважение к чужому мнению, мудрость и простота.
Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Доброволец действительно выбирает путь альтруизма, у которого нет пределов восхождения. Но, по большому счёту, в бескорыстных действиях на пользу других всегда есть польза и отдающему. Он приобретает знания и умения, он обретает новых союзников и друзей, готовых прийти в трудной ситуации к нему на помощь. Он создаёт среду обитания. Сознательно ли он это делает? На определённом этапе он не может не осознавать, что его деятельность – это благо для всех.
Коммуникативность – способность, склонность к установлению контактов, связей. В трактовке гражданского образования коммуникативность – это готовность к сотрудничеству, социальному партнёрству, межсекторному взаимодействию. Опросы, проводимые среди участников добровольческих программ, представителей некоммерческих организаций, демонстрируют открытость к сотрудничеству, межсекторному взаимодействию; каждый третий из числа опрашиваемых подтвердил готовность к сотрудничеству с кем-либо без предварительных условий.
Знания и умения – постижение действительности познанием, совокупность сведений, способность к деятельности, приобретённая на основе знаний и опыта. Никакая помощь не может быть оказана без знаний и умений. Поэтому добровольцы постоянно учатся и используют свою деятельность в качестве учебной практики под контролем квалифицированных специалистов. Помощь не может быть оказана без знания существа проблемы и правильного использования технологии её решения. В процессе обучения и участия в практической деятельности добровольцы достигают профессионального роста, осуществляя восхождение от простых заданий к более сложным. Причём для эффективной реализации программ добровольцы должны обладать не простыми знаниями и умениями, а самыми современными, а значит владеть и современными информационными технологиями. Именно поэтому НКО являются одновременно центрами информации о самых насущных социальных проблемах.
Настойчивость и целеустремлённость – упорность, твёрдость в достижении цели и обладание ясностью и определённостью цели и стремление к её достижению. В деле оказания помощи нуждающимся всегда необходимо достигать цели. Невозможно взяться за оказание помощи и бросить человека, отказавшись от него. Такая «помощь» приносит больше вреда. Нуждающийся, при таком отношении со стороны «помощника», приобретает ещё большую степень дезадаптированности. Он теряет веру в то, что цель может быть достигнута. Он теряет веру в добровольческую помощь. Поэтому добровольческие программы разрабатываются на основе определённых и ясных целей и неуклонно стремятся к их достижению.
Ответственность – осознание необходимости отвечать за свои действия. Как уже говорилось выше, мало одного желания помочь нуждающимся людям, необходимо знать, кому требуется эта помощь и как её организовать и осуществить. Берясь за оказание помощи, доброволец берёт на себя ответственность за результат своих действий. Конечно, ответственность в процессе организации услуги (помощи) ложится на всех участников, вовлечённых в её осуществление. Немаловажен и фактор ответственности как со стороны добровольца, вызвавшегося помочь в том или ином деле, так и по отношению к нему (как со стороны благополучателя, так и государства, конкретной организации и т.д.).
Многих добровольцев мотивирует бескорыстное желание помочь человеку, который в этом нуждается. Рассматривая добровольческую деятельность с этой точки зрения, можно говорить о бескорыстной мотивации и опираться на гипотезу сопереживания альтруизма Д. Бэтсона. То есть доброволец ощущает эмпатию по отношению к тому, кто нуждается в помощи.
В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других.
В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы.
Волонтерство в России: современные тенденции
В РФ с 1998 г. действует ассоциация World4U. Это объединение участвует в реализации студенческих обменных программ, оказывает содействие в обеспечении молодежи авиабилетами. World4U является членом "Движения за Мир", партнером многих других добровольческих организаций.
В столице работает волонтерская группа "Доноры детям". У этого объединения нет обязательного членства, его состав постоянно меняется. Участники группы организуют акции, детские конкурсы, походы детей и их родителей в театры, а также сборы средств на поиск доноров и лекарств. Зачастую волонтеры приходят в больницы просто поиграть с детьми, пообщаться с родителями.
В 2002 г. при содействии НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМЕ им. Н. Н. Блохина по инициативе граждан, в том числе и иностранцев, был создан фонд "Настенька". Цель этого объединения – оказать содействие в повышении качества диагностики и лечения онкобольных детей, помочь их семьям.
В России также работает объединение "Отказники.Ру". Оно оказывает помощь детям, вынужденным все детство находиться в больнице. У каждого медучреждения есть свой куратор. У проекта есть собственный сайт – платформа для сбора средств. Волонтерское объединение собирает для детей вещи, питание, деньги, в общем, все необходимое. На сайте постоянно обновляется перечень больниц. Объединение всегда открыто для всех желающих помочь.
В России также работает волонтерская группа "Мир в ладошках". Это некоммерческое добровольное объединение, оказывающее поддержку социальным учреждениям, работающим с детьми.