ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
§ 13. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ К
КАЧЕСТВУ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА. СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА.
Качество – совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Объект – это продукция, услуги, процесс.
Качество технической продукции оценивается показателями ее технического уровня (уровня качества, уровня технического совершенства) на всех этапах жизненного цикла изделия: при проектировании и конструировании, при изготовлении и в процессе эксплуатации.
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся экономические показатели качества продукции и качество технологии ее изготовления, эксплуатационные характеристики (показатель технологичности), а также показатели назначения продукции и надежности (в первую очередь это безотказность и долговечность), материалоемкости, энергоемкости, показатель стандартизации и унификации, латентно-правовые показатели, показатели безопасности.
Выделяются следующие показатели качества продукции:
1) функциональная пригодность, характеризующая области применения продукции и функции, которые та предназначена выполнять;
2) надежность, характеризующая способность продукции сохранять свои потребительские свойства
(безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность);
3) эргономичность, характеризующая продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
4) эстетичность, характеризующая информационную выразительность
(рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида);
5) технологичность, характеризующая прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции;
6) уровень потребления ресурсов при изготовлении продукции;
7) безопасность, обеспечивающая жизнедеятельность человека при потреблении или использовании продукта;
8) экологичность, характеризующая уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве продукции;
9) классификационные показатели – отражают принадлежность продукции к определенному классу.
Оценка качества – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Уровень качества – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении (соотношении) значений показателей свойств, отражающих техническое совершенство продукции, с соответствующими значениями лучших отечественных и зарубежных (базовых) образцов техники. Оценка уровня
26 качества продукции состоит в установлении соответствия продукции мировому, региональному (например, европейскому), национальному уровню качества или уровню качества отрасли.
Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.
Система качества создается и внедряется на предприятии для достижения поставленных целей в области качества и представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процедур и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества документируется. В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для их выполнения разрабатываются соответствующие инструкции.
Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:
- оценки уровня качества имеющихся па рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;
- прогнозирования и планирования уровня качества;
- разработки стандартов;
- проектирования качества в процессе конструирования изделия и разработки технологии изготовления продукции;
- контроля качества исходных сырья и материалов;
- контроля в процессе производства изделия и его приемочного контроля;
- контроля качества изделия в условиях эксплуатации;
- анализа отзывов и рекламаций покупателей.
Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях, а также адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки.