Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа С. Посёлки Кузнецкого района имени героя Советского Союза И. Ф. Кузьмичёва
Проект на тему:
«Вклад многонациональной России в мировую культуру»
Выполнила: ученица 9 «Б» класса
Заглядина Арина
Руководитель по технологии:
Торопыгина Т.В.
2023 год
Содержание
Введение
Виды росписей
-
Палехская -
Хохломская -
Гжельская -
Жостовская -
Городецкая
Заключение
Введение:
Одно из ярких явлений русской культуры – русское народное творчество, история которого насчитывает столько же веков, сколько живёт на земле человек.
Русское декоративно-прикладное искусство, народные промыслы – явления самобытные, не имеющие аналогов в мировой культуре. Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрала самые яркие и известные из них.
Проблема: Снижение популярности и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: изучить виды художественной росписи.
Задачи:
-
Изучить виды художественной росписи; -
Изучить значение росписи в современной моде.
История возникновения:
Первоначально народной росписью занимались уникальные мастера. Подобные изделия были очень редки и роскошны. Потом народная роспись начала активно развиваться и приобрела производственные масштабы. Такие расписные разделочные доски или тарелки можно встретить во многих домах. Российские мастера вручную изготавливают изделия в традициях народных промыслов. Делают каждую работу уникальной и неповторимой.
Русские Народные промыслы — ремёсла, которые основываются на ручном изготовлении изделий из разных материалов, таких как глина, дерево, металл, с последующим нанесением ручной росписи. Совершенствование ремёсел происходило вместе с изобретением новых инструментов, появлением новых материалов для изготовления. Процесс создания остаётся неизменным — изделия также расписываются собственноручно мастерами с помощью красок и кистей.
Виды росписей:
Существует много видов росписей. Вот некоторые из них: Палехская роспись, Хохломская роспись, Гжельская роспись, Жостовская роспись, Городецкая роспись.
Расскажу немного о каждой.
-
Палехская роспись.
Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области. Само слово Палех относится к финно-угорской группе, носители которой оставили в воспоминаниях о своей языковой культуре лишь географические названия — Палех. Село Палех основали на месте выжженого леса.
Особенности Палехской росписи:
-
миниатюрное письмо -
орнаментальная изысканность рисунка -
фоны темных тонов -
живописность каждой детали -
узорчатость письма -
разнообразие цветовых переходов -
деревья с натуралистичной листвой -
строгановская удлинённость и хрупкость фигур; -
роспись золотом
-
Хохломская роспись.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке с левой стороны Волги. Деревня Хохлома являлась лишь центром сбыта, куда свозили готовые изделия из других деревень. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино.
Свою знаменитость на весь мир хохлома приобрела именно на выставке во Франции, в 1899 году.
Существует легенда: старообрядцы-иконописцы научили крестьян технике росписи.
Хохломская роспись особо прославилась своими запоминающимися ложками. Главным отличием хохломы является золотистая основа. Цветовая гамма: красный, золотой, черный, зеленый. Главными и традиционными элементами Хохломы являются красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.
-
Гжельская роспись.
Гжель — занимает одно из мест в списке знаменитых видов русской росписи по фарфору. Фарфор — один из видов керамики, получаемый из смеси глины, кварца и каолина.
Название росписи произошло от местечка, состоящего из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Узор создается кобальтом, который при термообработке даёт синий цвет. Краска разбавляется водой, узоры выполняются мазками, а в орнаменте появляются элементы растений. Узор наносится на поверхность точно и быстро. Характерные черты росписи:
-
глазурирование; -
белоснежный фон; -
сине-голубой узор; -
неизменно ручная работа; -
растительный узор, выполненный в русском народном стиле.
Роза-самый любимый узор гжельских мастеров.
-
Жостовская роспись.
Ещё одним видом росписи является жостовская роспись. Это техника росписи на металлическом подносе.
В данной технике используется цветочный орнамент. Собранный букет, букет в раскидку, венок и гирлянда- четыре основных вида композиций.
Родиной данного вида росписи является деревня Жостово, отсюда и название. Прообразом стала тагильская роспись. Изначально рисунки наносились на фигуры из папье-маше, но со временем стали расписывать железные подносы.
Подносы бывают круглой или овальной формы, а также прямоугольной или восьмиугольной формы.
Краски используются масляные на скипидарной основе.
Сейчас в деревне Жостово таблички с номерами домов в виде подносов.
-
Городецкая роспись.
Городецкая роспись — это роспись по дереву. Данный вид искусства появился в Нижегородской губернии в 19 веке. Изначально это была резьба по дереву. Делали прялки и игрушки к ним из разных пород деревьев. Вырезали различные орнаменты и рисунки. Позже на изделия стали частично наносить краску, а полностью раскрашенные изделия считались праздничными. Чуть позже стали использоваться в повседневной жизни.
Для того чтобы изделия изготавливались быстро и просто, мастера отказались от резьбы. Рисунками стали покрывать многие деревянные предметы интерьера. Основными сюжетами росписи являются изображения животных, цветов, эпизодов из жизни. В наше время самыми узнаваемыми считаются изображения чёрного коня и птицы.
Первые краски на основе яйца не отличались особой яркостью. Для придания цвета использовали красители из ягод и трав.
Были времена, когда из-за внешнего вида эту роспись считали простой, а сложность техники не была оценена по достоинству. Но с точки зрения исполнения эта техника является одной из сложнейших
, так как мастера очень точно выводили каждую линию.
Заключение
Россия и её народное творчество имеет весомое значение в мировой культуре. Такие изделия как жостовские подносы, гжельская и хохломская посуда известны всему миру. Они являются одной из визитных карточек России, их часто берут в качестве сувениров.
С резким и стремительным развитием новых технологий, в настоящее время ручной труд заменили на машинное производство. Изделия, получаемые с помощью автоматизированного оборудования, получаются высокого качества и в больших объёмах.
Но несмотря на это, сегодня техники росписи пользуются колоссальной популярностью. В своём творчестве их часто используют мировые художники и дизайнеры интерьеров. Данными техниками не только расписывают посуду, предметы мебели, но и стены, элементы декора, всевозможные аксессуары и сувениры. Они позволяют создавать настоящие произведения искусства из обычной посуды, мебельных каркасов и аксессуаров, привносят в интерьер ноты таинственной старины и домашнего уюта. Изделия, созданные руками, заряжены энергией мастера. Они индивидуальны, не похожи друг на друга.
Сегодня это не просто народные узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве посуды, но также при оформлении интерьера и даже в одежде. Все чаще известные дизайнеры применяют народные мотивы в создании модных коллекций благодаря неподдельной художественности.
Именно ручная работа делает каждое изделие в такой технике народным шедевром. Считается, что найти совершенно одинаковое изделие просто невозможно, поэтому оно всегда эксклюзивно!
Народные промыслы не потеряли свой актуальности до сих пор, а техники росписи применяются в новых сферах.
Сейчас отмечается тенденция к возобновлению и развитию народных промыслов. Я рада этому, ведь это не просто ремесла — это наше наследие.