ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эволюция регулирования валютного курса рубля
Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.
Различают твердо фиксированный и "плавающий" курсы. До 1973 г. применялись фиксированные курсы валют, с 1973 г.- свободно "плавающие", которые определяются на валютном рынке под влиянием спроса и предложения той или иной валюты. В валютной практике продажа валюты обычно осуществляется по несколько более высокому курсу (курс продавца), а покупка - по более низкому курсу (курс покупателя). Разница между двумя уровнями валютного курса (маржа) составляет доход банка по валютным операциям.
Официальный валютный курс устанавливается центральным банком страны или специальным государственным органом и законодательно фиксирует содержание национальной валюты в других денежных единицах при строгом ограничении колебаний рыночных курсов.
Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение, исходя из задач валютной политики, и опосредуется формированием валютного курса.
Характер изменения валютного курса и его волатильность являются важными показателями состояния национальной экономики. Если наблюдается его сильная изменчивость и постоянное ослабление, то обычно это свидетельствует о неустойчивой или слаборазвитой экономике.
В России официальный валютный курс ежедневно Центральный банк РФ. С одной стороны, он исходит при этом из рыночных курсов, в первую очередь определяемых в результате торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), с другой — с точки зрения реализации определенных целей валютной политики.
Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Эти принципы означают стремление правительства создать механизм валютного регулирования и валютного контроля в качестве составного элемента системы регулирования национальной экономики.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
В условиях сильного платежного баланса, сложившегося в 2003 году, Банк России при реализации курсовой политики использовал режим управляемого плавания. Дополнительно Банк России предпринял ряд системных шагов для того, чтобы предотвратить искусственное укрепление национальной валюты. Во-первых, с 1 декабря 2002 года была существенно либерализована система обязательной продажи валютной выручки. Экспортеры получили возможность реализовывать валютную выручку в рамках обязательной продажи как на биржевом, так и на внебиржевом валютном рынке. Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка России были снижены до уровней, ограничивающих приток капитала в рублевые портфельные активы. Кроме того, после принятия поправок к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставивших Банку России право самостоятельно устанавливать норматив обязательной продажи в пределах 30%, с 10 июля 2003 года Совет директоров Банка России установил значение этого норматива на уровне 25%.
В итоге удалось за довольно короткий промежуток времени обеспечить сближение краткосрочных показателей доходности основных активов, номинированных в иностранной валюте и рублях. Это позволило Банку России сбалансировать к началу лета потоки краткосрочного капитала и существенно сократить свое участие на валютном рынке, повысив уровень его саморегулируемости.
Относительная стабильность номинального обменного курса рубля способствовала притоку иностранных инвестиций и техническому переоснащению производства. В 2004 году Банк России проводил курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного курса, в соответствии с которым не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля к иностранным валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные действием фундаментальных экономических факторов. Основным инструментом политики валютного курса Банка России остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики.
Важным этапом в деле либерализации валютных отношений явилось сокращение норматива обязательной продажи валютной выручки на внутреннем рынке с 25% в 2004 г. до 10% в течение 2005г . до 6 мая 2006 г., когда этот норматив по решению Банка России был доведен до нуля.
Не смотря на все позитивные стороны валютного законодательства, в нем все же существуют некоторые недостатки. Так при проведении курса на либерализацию валютных отношений Законе № 173-ФЗ не предусмотрено положение о срочной реализации антикризисных мер в экономике и на валютном рынке России. В этой связи следовало было бы обратиться к международному опыту. Так в Кодексе Организации экономического сотрудничества и развития о либерализации движения капиталов 1961 г. указывается на допустимость принятия любых мер в сфере валютного регулирования при возникновении угрозы национальной безопасности. В свою очередь, статьи Соглашения Устава Международного валютного фонда 1944 г. предусматривают возможность осуществления контроля за капитальными операциями в любых формах и, более того, в чрезвычайных ситуациях с одобрения МВФ даже допускают введение ограничений на текущие. Подобное изменение экономической конъюнктуры может возникнуть, например, в связи с резким падением мировых цен на
топливно-энергетические товары и услуги и в преддверии, и после апреля 2008 г. Может возникнуть срочная необходимость возврата к практике продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (отказ от подобной практики имел место в мае 2006 г.). К тому же требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в настоящее время в 74 развитых и развивающихся странах, входящих в МВФ, из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки, и в 32 странах действует требование частичной продажи экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.
В наилучших интересах России - валютная устойчивость, при которой колебания курсов минимальны. Этому способствовала бы система фиксированных валютных паритетов. Такая система существовала до 1961г., когда валюты впервые в истории пустились в свободное плавание. Но в ближайшее время такая реформа (ее иногда называют новым Бреттон-Вудсом) маловероятна, так как против нее выступают Соединенные Штаты, поэтому России приходится приспосабливаться к тому, что есть, каким бы плохим оно ни было, и искать наиболее выгодный, наименее проигрышный для нее вариант. Но нынешняя валютная политика - далеко не самая лучшая.
Рассматривая валютный контроль в системе регулирования Российской Федерации, необходимо отметить, что он, включая валютные ограничения и государственные мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету, решает вполне конкретные задачи, которые руководство страны ставит перед ним в тот или иной момент экономического развития страны.
Несомненно, что при дальнейшем улучшении экономического положения страны должна адекватно меняться и правовая база, определяющая валютные ограничения в России, что повлечет за собой и соответствующие изменения в сторону смягчения или отмены применяемых государством административных мер, в том числе мер валютного контроля.
Достаточно позитивным для российской валюты было и начало 2011 года. Но последние события привели к тому, что и валютный рынок РФ поддался всеобщей панике. Ничего удивительного в этом нет, поскольку серьезные проблемы в зоне евро (в том числе и понижение рейтинга Италии) вынуждают инвесторов уходить из рискованных вложений в безопасные активы. Это значит, что растет спрос на валюты – убежища: доллар США, японскую иену и швейцарский франк. А вот рубль в это когорту не входит. В результате, чтобы ослабление национальной валюты было управляемым, ЦБ РФ вынужден продавать иностранную (только за сентябрь в рамках валютных интервенций было продано 8 млрд. долларов). Это значит, что валютный рынок России 2011 уже не так независим и стабилен, как в 2010 году.
Прогнозировать, каким будет развитие валютного рынка в России в ближайшем будущем, и как поведет себя курс валюты сейчас дело неблагодарное. Да, это важная составляющая экономики, но все же на пороге очередной волны кризиса не это должно волновать инвесторов. С уверенностью можно сказать только одно: с учетом все возрастающей интеграции экономики России в мировую российский валютный рынок и в 2012 году будет оставаться под влиянием не только национальных, но и внешних факторов.
Система корреспондентских отношений между банками
Межбанковские корреспондентские отношения включают в себя различные формы сотрудничества между банками, основанные на осуществлении банками платежей и расчетов по поручению друг друга.
Постоянное увеличение объемов банковских операций, расширение их видов при одновременном увеличении рисков по подобным операциям приводит к постепенному изменению традиционных взглядов на корреспондентские отношения. Из второстепенного, чисто технического аспекта банковской деятельности корреспондентские отношения в настоящее время всё больше превращаются в мощный инструмент по снижению операционных рисков, важный источник получения дополнительной прибыли.
В рамках работы по развитию корреспондентских отношений банки разрабатывают и реализуют свою политику по отношению к другим банковским учреждениям, определяют, с какими банками, в каких областях и на каких условиях развивать операции. Эта работа включает в себя анализ финансового положения банков-корреспондентов, их репутации и платежеспособности, разработку мер по обеспечению интересов банков, защите от риска неплатежа по операциям с корреспондентом, совершенствование условий межбанковских расчетов и повышение их эффективности.
В результате понятие "корреспондентские отношения" в настоящее время вышло за традиционные рамки только договоренности между банками о порядке совершения взаимных операций и распространилось практически на все сферы банковской деятельности, включая широкий комплекс межбанковских взаимоотношений, работу по совершенствованию практики международных расчетов, качество банковского обслуживания клиентуры. Повсеместное внедрение новейших и непрерывное развитие перспективных технологий позволяет банкам успешно решать такие задачи как: