Файл: Международная практика и эффективность введения валютных ограничений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международная практика и эффективность введения валютных ограничений
Правительство каждого государства выбирает национальную инвестиционную стратегию, соответствующую избранным целям и приоритетам экономического развития. Но можно определить следующую закономерность, сложившуюся в конце 80-х гг. в промышленно развитых странах: чем выше уровень экономического развития государства, тем свободнее допуск прямых зарубежных инвестиций.

Напротив, в развивающихся странах тенденция обратная, при которой в государствах более экономически развитых превалирует политика регулирования, когда государство поддерживает национальные компании, обеспечивая им условия более высокой конкурентоспособности на внутренних рынках. В наименее развитых странах действует политика стимулирования иностранных инвестиций, направленная на содействие максимально возможного объема привлечения капитала. Однако из-за нестабильного и неблагоприятного инвестиционного климата, повышенного уровня риска частные инвестиции практически не вкладываются в экономику этих государств.

Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практика она реализуется с помощью разного

рода мер. Одной из общепринятых классификаций мер государственной политики является классификация, разработанная ОЭСР, включающая в себя пять групп мер. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в

рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.

1 группа – меры торговой политики:

-Таможенно-тарифные и количественные ограничения.

- Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта.

-Технические барьеры — национальные стандарты,правила безопасности, здравоохранения и др.

Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.

2 группа – стимулирования инвестиций:

- Налоговые льготы.

- Льготы в таможенно-тарифной области.

- Субсидирование инвестиций.

3 группа – ограничительные меры в отношении иностранных инвестиций


-Установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний.

-Действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПЗИ.

-Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж.

4 группа – меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую практику:

-Меры в отношении раздела рынков.

-Меры в отношении организации тендеров.

-Меры в отношении отказа от дилерских связей.
-Меры в отношении отказа от исключительных дилерских связей

-Меры в отношении установления трансфертных цен.

-Меры в отношении дифференциации цен.

-Меры в отношении фиксации цен.

-Меры по «связанной торговле».

-Меры по поддержанию розничных цен.

5 группа – ограничительные и стимулирующие меры, принимаемые странами базирования ТИК:

-Меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК.

-Налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования.

-Льготное кредитование малых и средних компаний, вкладывающих ПЗИ в экономику главным образом развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

-Система инвестиционного страхования или гарантирования возможных экономических и политических рисков, связанных с изменением общеэкономических условий хозяйствования в принимающей стране.

-Создание специальных органов по поддержке иностранного инвестирования.

-Разработка программ поддержки инвестиций.

-Предоставление информационных услуг по организации выставок, ознакомительных поездок, специальных маркетинговых исследований, рекламы на государственных телеканалах, использование государственных визитов и поездок.

В целом национальная политика принимающего государства влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.

Наличие эффективных правовых условий допуска и функционирования иностранных инвестиций — предварительный критерий оценки инвестиционного климата принимающей страны. Более существенную роль играет наличие следующих макроэкономических факторов:

-емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВНП и среднедушевым доходом.

Привлекательность страны как базы последующего экспорта товаров на внешний рынок

растет, что связано со снижением уровня торговых барьеров, транспортных издержек. Однако практика небольших по емкости внутреннего рынка экономик (Гонконг или Сингапур) подтверждает, что объем экономики не должен быть барьером на пути привлечения зарубежных инвестиций;



-уровень политического риска страны. Этот показатель определяется как специальными подразделениями ТНК

Политический риск страны зависит от уровня политической стабильности и демократического характера политической системы страны. Первым показатель — уровень политической стабильности — определяется правительственной стабильностью, состоянием экономики с точки зрения ожиданий населения.

Демократический характер политической системы определяется уровнем демократического развития страны с точки зрения гарантий гражданских свобод, основных демократических прав человека.

- динамика валютного курса национальной денежной единицы— при повышении валютного курса стимулируется приток зарубежных инвестиций, растет вывоз прибыли по иностранным капиталовложениям; при падении, напротив, — сокращается, так как зарубежным инвесторам невыгоден вывоз прибыли, процентов, дивидендов.

Следует выделить и другие группы факторов:

-географические и природно-климатические факторы;

-оценка предпринимательского климата — издержки производства, специфика налоговой системы и размер ставок корпоративного и других налогов, специфика системы финансовых льгот, стоимость и уровень квалификации рабочей силы, уровень развития транспортной инфраструктуры, стоимость арендной платы и коммунальных

услуг, административные процедуры, помощь местных властей в подборе местных кадров, в получении финансовых стимулов и др.

В последние годы растет важность и других факторов;

-открытость национальной экономики. Более открытая внешнему миру экономика привлекает больше инвестиций

-уровень развития инфраструктуры. Качество инфраструктуры важно для развития мирового производства и торговли, поэтому необходимо содействовать улучшению

транспортной системы, логистики, телекоммуникаций.

Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и

институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.

В последние несколько лет зарубежные исследования по эффективности государственного контроля над движением капитала исходят из двух его форм: контроля над оттоком капитала (яркий пример его эффективности — практика Малайзии, которая


ввела его в середине 1998 г.) и контроля над притоком капитала (примером может служить опыт Чили в период 1991—1998 гг.).

При этом государство контролирует, как правило, краткосрочные, а не долгосрочные капиталопотоки. Аналогичной практики придерживается и Международный валютный фонд.

Большинство экономистов скептически относятся к первой форме контроля, но идея введения ограничений на капиталовложения популярна.

Различают несколько инвестиционных режимов, применяемых межгосударственной практике регулирования капиталопотоков:

-режим наибольшего благоприятствования;

-национальный режим;

-справедливый и равноправный режим;

-режим транспарентности.

Основой инвестиционных договоров является стандартный режим наибольшего благоприятствования(РНБ). Его суть в следующем: принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого

государства. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны и таким образом является решающим при создании равных конкурентных возможностей между инвесторами различных государств.

РНБ позволяет принимающей стране маневрировать в отношении содержания будущих инвестиционных договоров, так как может создать ситуацию большей свободы в том плане, что позволяет принимающей стране расширять на односторонней основе дополнительные права, которые будут предоставлены третьим странам в будущих соглашениях. Глобализация инвестиционной деятельности затрудняет определение национальной принадлежности корпораций и соответствующей законодательной основы для разграничения сфер между компаниями. Это создает трудности определения национальности, тогда как национальность компании получает преимущества от действия РНБ.

Одновременно есть исключения из РНБ. Они различаются как:

- исключения общего плана (например, в отношении национальной безопасности);

- исключения, основанные на взаимных договоренностях (например, вопросы налогообложения, защиты прав интеллектуальной собственности);

- особые исключения, основанные на односторонней основе.

В последние годы распространилась концепция предоставления справедливого и равноправного режима в инвестиционных соглашениях между странами.

Принцип транспарентности,распространившийся в мировой практике сравнительно недавно, требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе через публикацию и/или иной способ доведения информации об инвестиционных режимах, о действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений и др.


С середины 80-х гг. наблюдается беспрецедентный рост зарубежных инвестиций, увеличение доли экспорта и импорта в мировом промышленном производстве, что отражает тенденцию глобализации мировой экономики.

Существенное значение имеет разработка и принятие общего пакета многосторонних правил, регулирующих инвестиционные потоки. Правила должны носить унифицированный характер, быть транспарентными и связывать государства согласованными правами и обязательствами. Первая многосторонняя попытка разработки подобного рода правил предпринята в середине 40-х гг. в связи с созданием Международной торговой организации (МТО), для регулирования не только торговли товарами, но и движением капиталов. Однако вместо МТО было подписано Генеральное

соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), главной целью которого стали проблемы регулирования торговли товарами, но никак ни капиталовложений.

В 90-е гг. предпринята новая попытка заключения Многостороннего соглашения по инвестициям (МАИ). Первые переговоры проводились с 1995 г. в рамках ОЭСР. Но в 1999 г. они были прерваны и переданы в ВТО.

В настоящий период зарубежные инвестиции регулируются:

- национальной инвестиционной политикой;

- двусторонними инвестиционными соглашениями;

- региональными инвестиционными соглашениями, которые действуют или самостоятельно, или включены в региональные интеграционные соглашения (ЕС, НАФТА, Меркосур, АТЭС);

- многосторонними инструментами — в рамках ОЭСР (Кодекс о движении капиталов, Декларация по инвестициям и многонациональным корпорациям, которые носят связывающий характер).

Либерализация внешнеторговой политики различных стран мира стимулировала проведение либерализации инвестиционной политики в целях уменьшения или ликвидации прямых барьеров на пути допуска и функционирования зарубежных капиталов. Относительное сокращение роли прямых инвестиционных барьеров ведет к повышению значения скрытых ограничений, среди которых особо выделяются административные процедуры и сложившаяся практика в инвестиционной сфере.

Ведение валютных счетов физических лиц
Порядок организации безналичных расчетов с участием физических лиц регламентируется Положением Банка России от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».