Файл: Факторы, определяющие геополитическое место России в мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(НИУ «БелГУ»)





Тема «Факторы, определяющие геополитическое место России в мире»

Практическое занятие № 3

Выполнил: студент Мохамед хани хаири гр. 03012226


Факторы, определяющие геополитическое место России в мире
Что из себя представляет термин «Геополитическое положение» ?
Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами.
Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ.
Особое значение имеет наличие или отсутствие выходов в Мировой океан, легкость или, наоборот, затрудненность таких выходов, а также среднее расстояние от основных центров страны до морского побережья.

Политический аспект понятия геополитического положения наиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) к данной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне ее международного авторитета.
Процесс становления внешней политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Современные международные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.
Роль России в мировом сообществе государств.
Распад СССР привел к существенным изменениям в геополитической раскладе международных сил. Эти изменения в целом неблагоприятны для России (что, разумеется, автоматически не означает требования возврата к прежнему положению): по сравнению с Советским Союзом ее геополитические возможности сократились.

Отечественный геополитик Н.А. Нартов приводит обстоятельный перечень геополитических потерь, связанных с распадом СССР. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн. кв. км территории. Среди потерь: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россия получила новые, не обустроенные границы. Численность населения современной Российской Федерации и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Также потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией, которыми располагал Советский Союз. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Поэтому в геополитическом смысле расстояние между Россией и Европой увеличилось, поскольку увеличилось число государственных границ, которые необходимо пересечь на пути в Европу. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила те возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имел Советский Союз. Возможности России в немалой степени определяются транспортногеографическим фактором.

Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса. Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала.
Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. "Тюркский" и "исламский" фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский. В восточном направлении российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве "сверхдержавы" сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия. И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах. Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы. Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике не очень велика. Она не сравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний мало отражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимой мере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение в России, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировое сообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества с точки зрения воздействия на мир в целом - наличие у России ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее - возможность утраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойства относительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средства доставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов или международных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падению военного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадок воинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического, финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии. Политическое значение России находится в тесной зависимости от экономического и других названных выше аспектов. Таким образом, относительно незначительная объективная роль России в мире конца 90-х годов XX в. - начала первого десятилетия XXI в. не позволяет уповать на то, что по причине ее особого положения весь мир будет помогать ей. Действительно,

нельзя отрицать того, что определенная помощь со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций ряда западных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениями стратегической безопасности, главным образом, в смысле контроля над российским оружием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касается финансовых займов со стороны международных финансовых организаций и правительств богатых стран, то они строились и продолжают строиться на чисто коммерческой основе. После распада Советского Союза произошло изменение международного положения качественного характера. Фактически мир вступил в принципиально новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конец противоборства двух противоположных общественных систем - "капиталистической" и "социалистической". Это противоборство определяло основные черты международного климата на протяжении нескольких десятилетий. Мир существовал в двухполюсном измерении. Одни полюс был представлен Советским Союзом и странами-сателлитами, другой - Соединенными Штатами Америки и их союзниками. Противоборство двух полюсов (двух противоположных общественно-политических систем) накладывало отпечаток на все стороны международных отношений, определяло взаимные отношения всех стран, заставляя их делать выбор между двумя системами. Крушение двухполюсной системы породило надежды на создание принципиально новой системы международных отношений, в которой определяющими должны были стать принципы равноправия, сотрудничества, взаимопомощи. Стала популярной идея многополюсного (или многополярного) мира. Эта идея предусматривает реальный плюрализм в сфере международных отношений, то есть наличие на мировой арене множества самостоятельных центров влияния. Одним из таких центров могла бы стать развитая в экономическом, научно-техническом и иных отношениях Россия. Однако, при всей привлекательности идеи многополюсности, на сегодняшний день она далека от практического осуществления. Следует признать, что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центром международного влияния стали Соединенные Штаты Америки. Эта страна с полным основанием может считаться единственной сверхдержавой современного мира. И Япония, и Китай, и даже объединенная Западная Европа уступают США по уровню финансового, промышленного, научно-технического, военного потенциала. Этот потенциал в конечном итоге и определяет колоссальную международную роль Америки, ее влияние на все стороны международных отношений. Под контролем США находятся все крупнейшие международные организации, а в 90-е годы через посредство НАТО США стали вытеснять и такую прежде влиятельную организацию, как ООН. Современные отечественные специалисты - политологи и геополитики - единодушны, считая, что сложившийся после распада СССР мир стал монополярным. Однако они расходятся в том, каким он будет или должен быть в перспективе. Относительно перспектив мирового сообщества имеется несколько точек зрения. Одна из них предполагает, что в недалеком будущем мир все же станет как минимум трехполюсным. Это США, Европейский Союз и Япония. С точки зрения экономического потенциала Япония не так далеко отстает от Америки, а преодоление валютноэкономической разобщенности внутри ЕС также сделает его важным противовесом США. Из сложившегося положения вытекают два важнейших вывода, которые разделяют многие российские политики и политологи. Во-первых, Россия (как и большинство стран современного мира) должна стремиться к налаживанию и поддержанию нормальных, не конфронтационных отношений с США и без ущерба для своих национальных интересов по возможности расширять сотрудничество и взаимодействие в самых разнообразных сферах. Во-вторых, совместно с другими странами Россия призвана ограничивать всевластие Америки, не допустить того, чтобы решение важнейших международных вопросов превратились в монопольное право США и ограниченного круга их союзников. Задача восстановления России в качестве одного из центров современного мира диктуется не государственным и национальным честолюбием, не притязаниями на исключительную мировую роль. Это задача жизненной необходимости, задача самосохранения. Для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства. Одним из оснований для постановки вопроса по принципу "либо - либо" является фактор огромности российской территории. Для того чтобы сохранить такую территорию в целостности и неприкосновенности, страна должна быть достаточно могущественной в международном плане. Россия не может себе позволить того, что вполне
допустимо для территориально небольших стран, таких, как большинство стран Европы (за исключением Великобритании, Франции и Германии). Перед Россией стоит альтернатива: либо продолжать отстаивать значительность своей мировой роли, следовательно, стремиться сохранить свою территориальную целостность, либо быть расчлененной на несколько самостоятельных государств, образованных, например, на территориях нынешних Дальнего Востока, Сибири и европейской части России. Первый вариант оставлял бы для России возможность постепенного выхода из современного кризисного состояния. Второй же однозначно и навсегда обрек бы "осколки" прежней России на полную зависимость от крупнейших центров современного мира: США, Западной Европы, Японии, Китая. Следовательно, для "осколочных государств", если бы таковые возникли взамен современной России, оставался бы единственный путь - путь вечно зависимого существования, который означал бы нищету и вымирание населения. Подчеркнем, что при неумелой политике руководства подобный путь не заказан и для целостной России. Однако сохранение целостности и соответствующей мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущего процветания. Еще один фактор постановки вопроса о самосохранении в альтернативной плоскости определяется для России численностью населения и другими демографическими показателями, такими, как возрастной состав, здоровье, уровень образования и др. По численности населения Россия остается одной из крупнейших стран современного мира. Сохранение и приумножение народонаселения, улучшение его качественного состава напрямую определяются целостностью российского государства и прочностью его положения на международной арене. Прочность международного положения для России означает укрепление своего статуса великой державы, своего положения в качестве одного из самостоятельных мировых центров. Это связано, в частности, с тем, что Россия окружена целым рядом государств, страдающих от перенаселения. К ним относятся такие страны, как Япония и Китай, отчасти южные республики бывшего Советского Союза. Противостоять демографическому давлению со стороны перенаселенных стран-соседей может только могущественное государство, способное самостоятельно, без посторонней помощи постоять за себя. Наконец, борьба за сохранения и укрепление Россией статуса одной из великих держав, одного из важнейших центров мирового развития равнозначна борьбе за сохранение собственных цивилизованных основ. Задача сохранения и поддержания цивилизованных основ, с одной стороны, резюмирует все факторы, определяющие для России необходимость быть одной из великих держав, одним из самостоятельных центров мирового развития. С другой стороны, она добавляет к этим факторам весьма существенное новое содержание.


Немного о всемирном хозяйстве
Структура экономики Российской Федерации Российская экономика – уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усечённым вариантом экономики сверхдержавы – СССР с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретёнными в девяностые годы двадцатого века. А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого предела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, военно – промышленный комплекс (ВПК). Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии, в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития. После распада СССР Россия оказалась далеко отодвинутой вглубь материка – на северо-восток. В результате этого большая часть железнодорожных и автомобильных магистралей, трубопроводов, авиатрасс проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для России. Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть - основные производственные фонды (особенно активная их часть – машины и оборудование) – изнашивались. В результате к началу XXI века около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более. На данное время они нуждаются в немедленной замене. Как известно, Россия – самая большая по территории страна планеты. Она занимает примерно 1/8 часть суши, или около 17 млн. км2. Если исключить из российской территории земли, на которых вести хозяйственную деятельность не возможно, то ее территория сократится до весьма скромных – 5,5 млн. км2, и Россия окажется лишь на пятом месте по эффективной территории, уступив Бразилии (8,05млн. км2), США (8,00), Австралии (7,68) и Китаю (5,95). Природные богатства России действительно очень велики. Но здесь нет никакого особого везения: есть нефть и газ, но их запасы лежат в основном в труднодоступных лесах и болотах Западной Сибири, есть золото и алмазы, но их нужно добывать из вечной мерзлоты Якутии и Колымы, а не из податливых красноземов Южной Африки. Вообще, явная недостаточность геологоразведочных работ и отставание ежегодно разведываемых запасов от добычи являются сейчас острой проблемой для всего сырьевого комплекса страны. Россия относительно хорошо обеспечена водными ресурсами. По объемам речного стока она занимает второе место в мире после Бразилии. Однако распределение речного стока в России неравномерно. Из имеющихся земель 13% занимают сельхозугодия, а это 210 млн. га, что очень много так как, чтобы прокормить человека в изобилии, достаточно I га земли, а население России составляет менее 150 млн. человек. Сюда еще не вошли 32 млн. га оленьих пастбищ и 778 млн. га лесов и кустарников, также способных дать продукцию. Казалось бы, складывается картина полного продовольственного благополучия, ведь такими земельными ресурсами обладают только США и Индия, имеющие гораздо большую численность населения. Вот что на самой деле мы имеем в России - огромные как в абсолютных, так и в удельных (на душу населения) показателях, в среднем низкокачественные, недостаточно обеспеченные теплом и влагой, крайне хрупкие по отношению к внешним воздействиям, лежащие в основном в зонах рискованного по погодным факторам земледелия сельскохозяйственные угодья. Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается в зонах с суровыми климатическими условиями и только 30% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна. Огромным богатством страны является лес. Россия располагает 20% мировых запасов древесины. То есть и здесь имеются огромные ресурсные преимущества. Подсчитано, что только лесное хозяйство может обеспечить 20% жителей России работой с оплатой на уровне развитых стран. Бесспорно, Россия является крупнейшей по размерам и населению страной в мире, и, располагая национальным богатством на порядок большим мирового внутреннего валового продукта (ВВП), тем ее менее до сих пор недостаточно эффективно использует его в своих и международных целях. Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% — газа, 10% — каменного угля, 14% — товарной железной руды, 15% цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом. На долю России приходится примерно 85% запасов нефти, 84% — газового конденсата и газа, 70% — угля, 66% — железной руды, 53% — меди, 95 — никеля, 78% бокситов от запасов СНГ. Последние годы, в связи с переходом на новый уровень развития экономики, Россия обладает рядом специфических преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят: развитую научно-техническую базу; высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну; высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области; достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития», он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Казалось бы, все есть для того, чтобы быть ведущей страной и мировой державой, но, к сожалению, только от этого развитие страны не зависит.