Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».

Бытие - объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.

- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».

В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в

системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести к четырем основным.

– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной

(«второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы

характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность или мир культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей.

– Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностейнеорганической и органической природы, в общий процесс космической эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие.

– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство

всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств,

мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок,

стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и


организованных в социальные группы, общество в целом.

– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия

общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений


  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.
Познание – это есть специфический вид духовной деятельности

человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами

процесс приобретения знаний.
Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках

системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения,

животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или

кибернетические системы, информация это набор сигналов, сообщений,

способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Уровни познания:

  1. Чувственное (эмпирическое) – познание мира с помощью органов чувств.

Выделяют 3 формы чувственного познания: а) ощущения – только свойства предмета, предмет перед глазами, через органы чувств. б) восприятие – образ предмета, непосредственно перед глазами, через органы чувств (целостный образ). в) представление - образ предмета, который сохранен в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

• Результатом является наглядный образ предмета

• Не отделяет существенные признаки от несущественных

• Субъективно, т.к. органы чувств у всех разные

• Есть предметы и явления, которые с помощью чувств познать нельзя

• Присутствует у животных

• Является основой для рационального познания

Рациональное познание – познание мира с помощью мыслительных операций (сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение).



Формы:

а)понятие – мысль, с помощью которой можно выделить общие и отличительные черты.

б) суждение – мысль, которая утверждает или отрицает ранее сложившееся представление.

в) умозаключение – мысль, которая устанавливает логическую связь между суждениями.

Особенности:

• Опирается на результат чувственного познания

• Нет непосредственного воздействия предмета

• Можно изучать предметы, которые при чувственно познании изучить невозможно

• Результатом являются истинные знания о предмете Формы(пути) познания: 1. Ненаучное познание:

А) житейское (обыденное): основано на личном опыте и здравом смысле, достаточно консервативно, имеет своеобразный язык (горсточка).

Б)народная мудрость: обобщает опыт поколений, выражено в виде загадок, пословиц и поговорок, достаточно противоречиво.

В) художественное: результатом является художественный образ, достаточно субъективно, имеет эмоциональную окрашенность, действует язык символов(краски, звуки).

Г)мифологическое: заменяет объяснение рассказом, служит для передачи культурных ценностей и жизненного опыта народа.

Д) паранаука (астрология, хиромантия): проникает в неисследованное пространство, имеет дело не с фактами, а с выдвижением гипотез, уход от конкретных объяснений.

2. Научное познание – основная форма человеческого познания, которое выражается в виде мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности: объективность, доказанная практикой; имеет дело только с тем, что реально существует и может наблюдаться; носит системный характер: факт → гипотеза → закон → теория; подвергается постоянной проверке, т.е. открыта для рациональной критики; опирается на опыт предшественников; имеет свой научный язык; воспроизводимось полученных результатов.

3. Социальное познание: совпадает субъект и объект познания; роль субъективного фактора(связано с интересами отдельных людей и групп); общество – это сложный объект для изучения, т.к. в нем нет повторяющихся событий, а также действуют люди, наделенные волей; ограниченное использование таких методов, как наблюдение и эксперимент.


4. Самопознание – процесс постижения особенностей собственной личности (свих интересов, воли, способностей). Образ "я" – относительно устойчивые представления человека о самом себе, выраженные в словесной форме. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу я.


  1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Индивид - отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.).
Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.

Социализация личности - органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Основными факторами - механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно.

В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания.

На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли .

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов.


Подкрепление — процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения.

Репрессия — умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение — процесс перемещения потребности с одного предмета на другой.

Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение.

Идентификация — принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

- Какие критерии личности выделяет современная философия?
К ним относят чувство собственного достоинства, самооценку, ценностные ориентации, убеждения, принципы, по которым человек живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы. А также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфику его эмоционального состава, силу воли, образ мыслей и чувств, социальный статус.