Файл: 1. Какова роль конвергенции наук и технологий в процессе формирования Школы Будущего.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Какова роль конвергенции наук и технологий в процессе формирования «Школы Будущего»?
Укрупнение коллективов ,проектный подход, межотраслевой характер технических результатов, являющихся результатом взаимопроникновения различных научных дисциплин «Технический мир» приобретает самостоятельный статус, начинает определять характер развития как науки, так и всех социокультурных процессов. Однако предметная специализация и разделение труда в науке еще доминируют. Почти отсутствует культура «конвергентных сообществ».
Современная школа во многом остается «наукоцентричной», причем главным стандартом науки полагается методологический стандарт классического естествознания с его дисциплинарной разобщенностью. Проектно-исследовательские формы работы стали частью повседневной жизни школы, но они пока еще не связаны напрямую с реализацией конвергентного подхода.
Необходима разработка новых типов коммуникативного взаимодействия отдельных проектных групп («проектных мастерских») в масштабах школы или объединения школ.
2.Разработайте фрагмент сценария урока, содержащего двухуровневую цель (например, естественнонаучную и технологическую составляющие) и хотя бы один значимый этап урока («Рассуждаем», «Изучаем», «Исследуем», «Анализируем», «Проектируем», «Конструируем») с описанием деятельности учителя и учащихся на этом этап.
Класс: | 2 | ||
Учебный предмет: | Математика | ||
Тема: | Закрепление решения составных задач | ||
Цель: | продолжать формировать умение решать простые и составные задачи. | ||
Задачи: | | ||
Образовательная | |||
| учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. | ||
| учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. | ||
| учиться использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач. | ||
| учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. | ||
Воспитательная | |||
| формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. | ||
| формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. | ||
| продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика». | ||
Развивающая | |||
| учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. | ||
| учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | ||
| учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||
| учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
Ожидаемые результаты: | |||
Предметные | |||
| учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | ||
| учить решать текстовые задачи в 1-2 действия. | ||
| закрепить знания о новых единицах длины — миллиметре и метре, соотношениях между изученными единицами длины, умение сравнивать величины. | ||
| учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. | ||
Метапредметные | |||
| Регулятивные: 1) учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. 2) учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. 3) учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 4) учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
| Познавательные: 1) учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. 2) учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. 3) учиться использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач. 4) учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. | ||
| Коммуникативные: 1) учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. 2) учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. 3) учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
Личностные | |||
| формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. | ||
| формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. | ||
| продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика». | ||
Оборудование: | у учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, доска, конспект урока. у учащихся: ручки и карандаши, учебник, тетрадь, карточки. |
Фрагмент урока
Этапы урока | Этапы СОТ / методы и приемы СОТ | Продол- жительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые материалы |
II этап – Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений. | Повторение изученных способов действий, понятий, алгоритмы, свойства и т. п. и выявление типичных и индивидуальных затруднений учащихся. | 10 минут | Задание 1. - Сыграем в одну интересную игру. Называется она «Математическое домино». - На ваших партах найдите лист №1. У каждой пары должен быть всего 1 листик. - Посмотрите внимательно, лист разделен на 2 части. Какие? - Похоже ли это на равенство? - Наша с вами задача будет собрать математическое домино. Для этого нужно найти начало. У кого в левой части листа нет числа? - Ваше выражение будет нашим началом. Чтобы продолжить собирать домино, необходимо найти значение выражения. - Какой же ответ должен получиться? - Прикрепите наше начало на доску. - Теперь посмотрите на свои листы, у кого в левой части число 20? - Можете пойти повесить на доску свой лист. - Решите выражение. Какой ответ получился? Домино: (26-6), (=20| 40+3) (=43| 70+8), (=78| 34-30), (=4| 19-9), (=10| 18-10), (=8| 40+7), (=47| 50+4), (=54| 32-1), (=31| 73-70), (=3| 10+8), (=18|25+5), (=30) - Посмотрите, получилось ли у нас выстроить математическое домино? - Все верно. Задание 2. - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что на нем изображено? - Это похоже на задачу? - А что такое задача? Как понять, что перед нами задача? Что у нее есть? - А что тогда перед нами? - Попробуйте составить текст задачи, опираясь на рисунок и данные в табличке. - О ком/о чем может быть эта задача? - Сколько овец было? - Сколько убежали? - Сколько овец осталось? - Составьте первое предложение. - Составим второе предложение. - Какой будет вопрос задачи? - Все верно. А теперь полностью прочитайте задачу, которая у нас получилась. - Что требуется найти в задаче? - Что нам для этого надо знать? - Нам известно сколько всего овец было? - Известно сколько овец осталось? - Каким действием будем решать? - Почему? - (…) запишет решение на доске. Все остальные внимательно проверяют. - Для проверки мы составим схематичный рисунок. Есть желающие выйти к доске? - Предлагаю вместо овец рисовать кружки. - Сколько было овец? - Нарисуй в одну строчку 12 кружков. - Сколько овец осталось? - Как мы покажем это на рисунке? - Посчитайте, сколько кружков осталось, столько овец убежали. - Какой вывод мы можем сделать? Задание 3. - Возьмите лист №2. Прочитайте про себя задачу под номером 1. - (…) встань и прочитай пожалуйста задачу вслух, громко и четко, чтобы все ребята ее слышали. - Сейчас на листочках самостоятельно решите эту задачу. Через пару минут мы проверим. - Отложите свои ручки и возьмите карандаши. Посмотрите внимательно на образец решения, и карандашом отметьте те места, где у вас ошибки. Решение: 1) 7-3=4(кн.) – на 2 полке. 2) 7+4=11(кн.) Ответ: 11 книг на двух полках. | - Слева число, а справа выражение. - Нет. - 26-6… - 20. - 43 - Да. - Рисунок и таблица. - Нет. - Задача – это текст. Там должны быть условие и вопрос. - Рисунок и таблица к задаче. - Об овцах. - 12 овец было. - Неизвестно. - 7 овец осталось. - В загоне было 12 овец. - Несколько овец убежали, и осталось всего 7 овец. - Сколько овец убежали? - В загоне было 12 овец. Несколько овец убежали, и осталось всего 7 овец. Сколько овец убежали? - Сколько овец убежали. - Сколько всего овец было и сколько овец осталось. - Да, 12. - Да, 7. - Вычитанием. - Убежало овец 12 без 7, поэтому надо из 12 вычесть 7. - Решение: 12-7=5 (ов.) Ответ: 5 ов. Убежали - 12. - 7. - Зачеркнуть. - 5. - Задача решена верно. - На первой полке лежит 7 книг, а на второй полке на 3 книги меньше, чем на первой. Сколько всего книг на двух полках? | Лист №1, мультимедийная презентация, доска и мел, лист №2. |
III этап – Выявление места и причины затруднения. | Организована работа по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся. | 1 минута | - Поднимите руки те, кто правильно решил задачу. - Какие ошибки возникли у остальных? - Кто не смог выделить данные в задаче? - Кто сделал ошибки при вычислениях? - Почему у вас возникло это затруднение? | - Не смогли правильно сделать вычисления. - Не выполнили все действия в задаче. | |
IV этап - Построение проекта выхода из затруднения. | Организация работы по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели. | 2 минуты | - Посмотрите, вы раньше уже решали такого типа задачи? - А ошибки все равно допустили. - Значит, какую цель мы поставим на урок перед собой? - Кто сформулирует тему нашего урока? - Посмотрите на экран, попробуйте по порядку расставить этапы нашего урока. 3. Потренироваться в решении задач в два действия. 1. Повторить сложение и вычитание чисел. 2. Вспомнить алгоритм решения задач. 4. Проверить себя. - Смотрите, на нашем уроке мы с вами будем подниматься по лесенке успеха. Наша задача – в конце урока оказаться на самом верху. Какие этапы мы с вами уже прошли? - Наш человечек поднялся на этап выше. - Что же нас ждет дальше? | - Да. - Закрепить (повторить) решение задач в два действия. - Закрепление решения задач в два действия. - 1. Повторить сложение и вычитание чисел. 2. Вспомнить план решения задач. 3. Потренироваться в решении задач в два действия. 4. Проверить себя. - Повторить сложение и вычитание чисел. - Мы вспомним алгоритм решения задач в два действия. | Мультимедийная презентация. |
V этап - Реализация построенного проекта | Организация работы над ошибками. | 15 минут | - Верно. Для того, чтобы закрепить это умение, мы с вами разберем еще одну задачу. - Откройте учебник на странице 30 и найдите задачу под номером 4. - Про себя прочитайте текст задачи. (…) прочитай задачу громко вслух для всего класса, остальные внимательно слушают. - Я предлагаю вам ее решить. Откройте свои тетради. От последней записи отступите 4 клетки и запишите сегодняшнее число классная работа. - О чем говорится в задаче? - Что нам известно? - Что требуется найти в задаче? - Что нам неизвестно? - Как мы можем кратко записать эту задачу? - О чем говорится в задаче? - Сколько лип посадили? - Сколько посадили берез? - Что требуется найти в задаче? - Как мы это обозначим? - Давайте порассуждаем над решением данной задачи. На доске я буду записывать схему наших рассуждений, вам же ее делать не нужно, так что отложите ручки и тетрадки на край парты. - Что требуется найти в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Какие два данных нужно знать, чтобы найти сколько всего лип и берез посадили? - Нам известно, сколько посадили лип? - Известно, сколько посадили берез? - Какие два данных нам нужно знать, чтобы найти сколько посадили берез. - Нам известно сколько посадили лип? - Известно, насколько берез посадили меньше, чем лип? - Что мы найдем первым действием? - Каким действием это сделаем? - Почему? - Что мы найдем вторым действием? - Каким действием это сделаем? - Почему? - Теперь возьмите ручки и тетрадки и самостоятельно запишите решение задачи. А кто-то один запишет его у доски. Есть желающие? - Остальные ребята посмотрите пожалуйста на доску и сверьте свои ответы. У кого есть ошибки – красиво карандашиком исправьте их. - Посмотрите на нашу лестницу успеха. Можем ли сказать, что мы прошли один из этапов и поднялись на ступеньку выше? - Верно, мы с вами уже вспомнили алгоритм решения задач в два действия. Что мы будем делать дальше? | - О липах и березах. - Посадили 8 лип, а берез на 2 меньше. - Сколько всего лип и берез посадили. - Сколько посадили берез; сколько всего лип и берез посадили. - Составить краткую запись. - О липах и березах. - 8 лип. - Столько же, сколько лип, но без 2. - Сколько всего лип и берез посадили. - Фигурной скобкой. - Сколько всего лип и берез посадили. - Нет. - Мы не знаем, сколько посадили берез. - Надо знать сколько посадили лип и сколько посадили берез. - Да, 8. - Нет. - Сколько посадили лип и на сколько берез посадили меньше. - Да, 8. - Да, на 2 меньше. - Сколько посадили берез. - Вычитанием. - Берез посадили столько же, сколько лип, но без 2. - Сколько всего лип и берез посадили. - Сложением. - Всего посадили деревьев столько, сколько лип, да еще берез. Решение: 1) 8 - 2 = 6 (б.) – посадили 2) 8 + 6 = 14 (д.) Ответ: 14 лип и берез. - Да. - Тренироваться в решении таких задач. | Мультимедийная презентация, доска, учебник и тетради. |
VI этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу | Выявление индивидуальных затруднений в ходе самостоятельной работы учащихся. | 5 минут | - Верно. Найдите карточку №3. - Про себя прочитайте задачу. (…) прочитай задачу громко вслух, чтобы все ребята тебя слышали. - Возьмите свои тетрадки и ручки. Запишите номер задания 2. Самостоятельно решите задачу, а потом мы ее проверим. - Покажите свою готовность: отложите тетрадки и ручки на край парты и сядьте красиво. - Посмотрите внимательно на слайд и сравните свое решение с эталоном. Решение: 1) 6-3=3(к.) – съела Лиза. 2) 6+3=9(к.) Ответ: 9 конфет всего съели девочки. - У всех получилось правильно решить задачу? | - Таня съела 6 конфет, а Лиза на 3 конфеты меньше. Сколько всего конфет съели девочки? - Да. | Лист №3, мультимедийная презентация. |