ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедра педагогики и психологии |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по учебному курсу «Общая психология 2»
(наименование учебного курса)
Задание 3
Тема: Психические состояния
Обучающегося | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) Тольятти | |
Содержание
Практическое задание 3 2
Практическое задание 3
Раздел 3. Психические состояния
Задание 3
Вам предстоит при помощи пакета методик изучить психическое состояние личности. Обычно диагностика психического состояния проводится при помощи методики САН. Вам следует провести диагностику по этой методике и написать заключение. Затем вы проводите проверку данных при помощи дополнительных методик «Оценка настроения» В.Л. Марищука, Ю.М. Блудова, В.А. Плахитенко, Л.К. Серовой и «Изучение тревожности» Ч. Спилберга. После получения результатов диагностики по дополнительным методикам вы проводите сравнительный анализ данных диагностики и только потом делаете итоговое заключение о психическом состоянии испытуемого с корректировкой показателей.
Рекомендации к выполнению задания
1. Внимательно изучите по учебной литературе содержание третьего раздела «Психические состояния».
2. Ответьте на предложенные вопросы для самопроверки. Это поможет определить, достаточно ли хорошо вами изучен раздел, и при необходимости устранить пробелы в изучении тем. Самопроверка не предполагает письменных ответов. Для самоконтроля требуется дать устный ответ. Если вы не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, то вам следует вернуться к материалам учебника и самостоятельно устранить этот пробел. Вопросы составлены таким образом, чтобы охватить весь объем основных знаний по изучаемому разделу.
3. Измерение психических состояний обычно проводится по трем основным аспектам: эмоциональному, физиологическому и поведенческому, а затем изучается взаимосвязь этих трех аспектов. Воспользовавшись методикой САН (самочувствие, активность, настроение), разработанной в Ленинградской военно-медицинской академии в 1973 году, изучите психическое состояние у 2-3 испытуемых.
4. Проведите обработку протоколов исследования в соответствии с ключом. Постройте графики профиля состояний по каждому испытуемому. Занесите результаты в сводный протокол оценки состояний методом САН.
5. Сделайте письменное заключение об особенностях психического состояния каждого испытуемого. Например: «В ходе исследования психического состояния испытуемого … было установлено, что в целом состояние можно определить как хорошее/удовлетворительное/неудовлетворительное, о чем свидетельствуют показатели: …. При качественном анализе выявлено (например) соответствие/несоответствие показателей активности и настроения. Так, активность находится в высоких значениях, а настроение в целом снижено…»
6. В свободной форме проведите сопоставительный анализ психических состояний у разных испытуемых, сделайте заключение о возможных сходствах и различиях. И предположения о том, чем эти различия могут быть вызваны.
7. Проведите дополнительное обследование настроения испытуемых для уточнения показателей методики САН. Используйте методики «Оценка настроения» В.Л. Марищука, Ю.М. Блудова, В.А. Плахитенко, Л.К. Серовой и «Изучение тревожности» Ч. Спилберга. Изучение настроения проведите при помощи устного опроса, потренируйтесь в умении применять стандартную инструкцию, задавать вопросы и фиксировать ответы; а изучение тревожности – при помощи письменного опроса.
8. Проведите обработку полученных данных по всем испытуемым, пользуясь ключами к обработке. Для понимания показателей уточните понятия: аффективное состояние и функциональное состояние, стенические состояния и психоастенические состояния, ситуативная тревожность и личностная тревожность, оптимальный уровень тревожности.
9. По каждому испытуемому сделайте дополнительное заключение, используя полученные данные. Для заключения требуется провести беседу по поводу текущей ситуации, которая поможет вам интерпретировать показатели. В беседе требуется учесть, что тревожность всегда связана с событиями и предстоящей деятельностью, поэтому существует понятие «оптимальный уровень тревожности» (т. е. существуют ситуации, которые требуют либо высокого, либо низкого уровня ситуативной тревожности). Уточните, какова ситуация. Так, например, предстоящее выступление нормативно должно поднимать уровень тревожности, что является оптимальным показателем.
10. Сопоставьте полученные данные с показателем «Н» в методике САН и сделайте дополнительные выводы.
11. Уточните список материалов, необходимых для оформления задания 3 «Диагностика психических состояний», по которым оно будет оцениваться.
12. Ответьте на контрольные вопросы. Предоставляются краткие ответы в письменной форме, объемом не более 1 страницы стандартного печатного текста, с обязательным условием проверки на антиплагиат.
Контрольные вопросы
-
В какой взаимосвязи находятся между собой следующие психические явления: эмоция, настроение, состояние?
К эмоциональным психическим состояниям относятся чувства, эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация, стресс и т.д..
Эмоции, настроение и состояние находятся в тесной взаимосвязи, ведь их, человек может испытывать. Разница лишь во временем промежутке, точнее временным отрезком проявления.
Самое кратковременное проявление это –эмоция. Например, улыбка во время просмотра фотографий из личного архива, или смех на шутку, это эмоция, которую мы испытываем во моменте. Она очень быстро возникает и также исчезает. Эмоции, человек не осознает в момент появления.
Чувство же это более длительное состояние. Если эмоция задержалась «внутри человека», он продолжает думать о ней то это и есть чувство. Его осознает и какое-то время проживает, пока не произойдет следующее событие.
А настроение э то длительное состояние. В котором человек может находиться несколько дней, а то и месяцев.
Если на чувство человека не могут повилять никакие события, это уже настроение.
Эмоции, чувства, настроение формируют эмоциональное психическое состояние.
-
Определите содержательную часть показателей состояния в методике САН.
С-самочувствие
А-активность
Н-настроение
Теоретическая основа. Самочувствие (С) = сила+ здоровье +утомление. Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций. Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.
-
Какие показатели кроме астеничности, эйфории и тревоги обычно входят в описание настроения человека?
Мания, гнев, печаль, тоска, апатия, страх. -
Перечислите основные факторы, определяющие состояние человека.
уровень развития здравоохранения.
-
Какие приемы снижения ситуативной тревоги вы можете назвать?
Методика оценки состояний САН
Дата 05.03.2023 время 10:00
Пол женский
Возраст 26 лет
Образование высшее
Профессия: руководитель проектов
Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак Х между противоположными по смыслу характеристиками в том месте, которое в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами для вас в данный момент.
1 | Самочувствие хорошее | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 9 | 8 Х | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | слабым |
3 | Пассивный | 1 | 2 | 3 Х | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | активный |
4 | Малоподвижный | 1 Х | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | подвижный |
5 | Веселый | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | грустный |
6 | Настроение хорошее | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | плохое |
7 | Работоспособный | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | разбитый |
8 | Полный сил | 9 | 8 Х | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | обессиленный |
9 | Медлительный | 1 | 2 Х | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | быстрый |
10 | Бездеятельный | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 Х | 8 | 9 | деятельный |
11 | Счастливый | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | несчастный |
12 | Жизнерадостный | 9 | 8 Х | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | мрачный |
13 | Напряженный | 9 Х | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | расслабленный |
14 | Здоровый | 9 | 8 | 7 | 6 Х | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | больной |
15 | Безучастный | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 Х | 6 | 7 | 8 | 9 | увлеченный |
16 | Равнодушный | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 Х | 8 | 9 | взволнованный |
17 | Восторженный | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 Х | 1 | Унылый |
18 | Радостный | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 х | 2 | 1 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 Х | 2 | 1 | усталый |
20 | Свежий | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 Х | 2 | 1 | изнуренный |
21 | Сонливый | 1 | 2 | 3 | 4 Х | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 1 | 2 Х | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | действовать |
23 | Спокойный | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 Х | 3 | 2 | 1 | озабоченный |
24 | Оптимистичный | 9 | 8 | 7 | 6 Х | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | пессимистичный |
25 | Выносливый | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | утомленный |
26 | Бодрый | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | вялый |
27 | Соображать трудно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 Х | 8 | 9 | легко |
28 | Рассеянный | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 Х | 9 | внимательный |
29 | Полный надежд | 1 | 2 Х | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Разочарованный |
30 | Довольный | 9 | 8 | 7 Х | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | недовольный |
Ключ к обработке:
| Показатель | №№ |
1 | С – самочувствие | 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 |
2 | А – активность | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 |
3 | Н – настроение | 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 |
Обработка
-
По каждому показателю производится подсчет суммы набранных баллов. Сумму необходимо разделить на 10 – по числу вопросов о каждом состоянии.
Например: С = (5 + 5 + 7 + 6 + 5 + 4 + 8 + 6 + 7 + 4) : 10 = 5,7 (общее самочувствие чуть выше среднего значения).
-
Далее строится профиль состояния: на оси x находится число набранных баллов по показателю (максимально – 9 баллов), на оси y расположены показатели состояния (три показателя: С, А, Н).
Сводный протокол оценки состояний методом САН
Испытуемый | Пол | Возраст | Образо-вание | Место работы | Показатели | ||
С самочувствие | А активность | Н настроение | |||||
1 | Ж | 26 | высшее | Социальная защита Липецкий район | 6,5 | 4,6 | 5,3 |
2 | м | 31 | высшее | Социальный работни | 5,4 | 6,3 | 5,1 |
3 | ж | 38 | высшее | Социальный работни | 5,0 | 4,1 | 3,8 |
В ходе исследования психического состояния испытуемого «1» было установлено, что в целом состояние можно определить как хорошее, о чем свидетельствуют показатели:
С самочувствие
А активность
Н настроение
Активность находится на уровне чуть выше среднего показателя. Самочувствие и настроение находятся на высоком уровне.
В ходе исследования психического состояния испытуемого «2» было установлено, что в целом состояние можно определить как хорошее, о чем свидетельствуют показатели: