Файл: Семинар 2 часа Учебные вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 8. Культура и цивилизация. Будущее человечества как современная философская проблема

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Культура и цивилизация.

2. Особенности современной цивилизации.

3. Будущее человечества как современная философская проблема.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу рассмотрите понятия элитарной и массовой культуры, а также проблему соотношения культуры и цивилизации. Охарактеризуйте цивилизацию как тип общества, синтез универсальных и локальных ценностей, креативной и репродуктивной сторон деятельности. Обратите внимание на существующие типологии цивилизаций. При подготовке ко второму вопросу изучите особенности современной информационно-технической цивилизации. Опишите феномен глобализации, его предпосылки, механизмы, перспективы. В рамках подготовки к третьему вопросу изучите основные концептуальные модели и сценарии будущего – катастрофизм, алармизм и оптимизм.
1.

Понятия культуры и цивилизации являются основополагающими в социологии, философии и культурологии. Культура и цивилизация представляют собой сферы общественной жизни, которые оказывают влияние на человека и его поведение.

Элитарная культура - это культура, которая создается для элиты общества, имеет высокий уровень качества и высокую стоимость. Она часто ассоциируется с искусством, литературой, философией и другими формами высшей культуры. Элитарная культура рассчитана на узкий круг образованных людей, которые могут оценить и понять ее.

Массовая культура - это культура, которая создается для массового потребления и ориентирована на широкие слои населения. Она включает в себя различные виды массовых коммуникаций, такие как телевидение, радио, кино, музыка и т.д. Массовая культура часто критикуют за ее поверхностность и неспособность создавать глубокие идейные конструкции.

Цивилизация - это тип общества, который характеризуется определенным уровнем культурного и технологического развития. Она включает в себя различные аспекты общественной жизни, такие как экономика, политика, социальная структура, религия, искусство и наука. Цивилизация представляет собой синтез универсальных и локальных ценностей, креативной и репродуктивной сторон деятельности.


Существует несколько типологий цивилизаций, например, типология Освальда Шпенглера, который выделил в своей работе "Закат Европы" несколько основных цивилизаций, таких как египетская, индийская, китайская, греко-римская, западноевропейская и т.д. существует также теория цивилизационных типов, которую разработал американский социолог Питер Бергер. Он выделяет четыре типа цивилизаций: традиционную, модернизированную, постмодернизированную и реактивную. Традиционная цивилизация характеризуется высоким уровнем религиозности, отсутствием индустриализации и укорененностью в традиционной культуре. Модернизированная цивилизация характеризуется промышленной революцией, научно-техническим прогрессом и доминированием рациональности. Постмодернизированная цивилизация, согласно Бергеру, выражает кризис модернизации и сдвиг от объективной реальности к виртуальной. Реактивная цивилизация, согласно Бергеру, является неким ответом на модернизацию и постмодернизацию, выражает протест против них и стремление сохранить традиционные ценности.

В целом, вопрос о соотношении культуры и цивилизации остается актуальным и представляет собой тему для дальнейших исследований. Однако, можно сказать, что культура и цивилизация являются двумя важными аспектами социокультурного развития и взаимодействуют друг с другом, взаимно определяя свои характеристики и особенности.
2.

Современная цивилизация является результатом эволюции общественных форм и технологических достижений на протяжении многих столетий. Она характеризуется особыми чертами, отличающимися от предыдущих исторических периодов. В настоящее время мы живем в информационно-технической цивилизации, которая базируется на использовании высокотехнологичных средств связи, передачи и обработки информации.

Одной из основных черт современной цивилизации является глобализация. Это явление, которое возникло в результате быстрого развития технологий связи и транспорта, что позволило связать многие регионы мира в единую экономическую, социальную и культурную систему. Глобализация проявляется в распространении культуры, технологий, товаров и услуг по всему миру. Она создает новые возможности для бизнеса, улучшает качество жизни, способствует развитию образования и науки.

Однако глобализация также имеет и отрицательные последствия, такие как рост безработицы, увеличение неравенства, экологические проблемы и кризис международной безопасности. Кроме того, глобализация может привести к потере национальной и культурной идентичности, что вызывает опасения многих людей по всему миру.



Еще одной важной особенностью современной цивилизации является развитие информационных технологий. Современные компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и другие технологии позволяют людям обмениваться информацией, работать и учиться удаленно, а также получать доступ к огромному объему знаний и информации. Однако развитие технологий также создает проблемы, такие как потеря личной свободы, риск киберпреступлений и угрозы кибербезопасности.

Современная цивилизация также характеризуется нарастающей экологической проблематикой, связанной с загрязнением окружающей среды, изменением климата и вымиранием видов животных и растений. Это вызывает растущую обеспокоенность в обществе и требует разработки и внедрения экологически чистых технологий и энергетических решений.

Кроме того, современная цивилизация характеризуется усилением роли социальных медиа и интернет-технологий, которые влияют на формирование общественного мнения и поведения людей, а также на развитие экономики и культуры. Одной из главных особенностей современной цивилизации является возможность удаленной работы, онлайн-шопинга и дистанционного образования благодаря развитию информационных технологий.

Феномен глобализации является существенной особенностью современной цивилизации. Он характеризуется расширением экономических, культурных и социальных связей между различными странами и народами, а также увеличением масштабов международной торговли и обмена информацией. Глобализация связана с ростом экономической мощи транснациональных корпораций и возрастающей конкуренцией на мировом рынке, а также с появлением новых культурных трендов и мировых течений.

Предпосылками глобализации являются развитие международной торговли, увеличение мобильности людей и товаров, рост транснациональных корпораций, а также развитие информационных и транспортных технологий. Механизмы глобализации включают в себя расширение мирового рынка, унификацию культурных тенденций, создание международных институтов и организаций, таких как Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд.

3.

Вопрос о будущем человечества является одной из ключевых философских проблем нашего времени. Различные ученые и философы предлагают различные концептуальные модели и сценарии будущего, которые можно условно разделить на катастрофические, алармистские и оптимистические.


Вопрос о будущем человечества является одной из ключевых философских проблем нашего времени. Различные ученые и философы предлагают различные концептуальные модели и сценарии будущего, которые можно условно разделить на катастрофические, алармистские и оптимистические.

Модель катастрофизма предполагает, что будущее человечества будет сопряжено с катастрофами различного рода, будь то экологические катастрофы, глобальные конфликты или пандемии. Представители этой модели, такие как американский философ Ричард Мосс или русский историк Андрей Фурсов, считают, что человечество находится на пороге катастрофы и что будущее будет неблагоприятным.

Модель алармизма предполагает, что будущее человечества будет сопряжено с рядом серьезных проблем, но в то же время есть возможность изменить ситуацию. Представители этой модели, такие как американский писатель Алвин Тоффлер или немецкий социолог Ульрих Бек, считают, что человечество может избежать катастрофы, если примет необходимые меры для решения сложившихся проблем.

Модель оптимизма предполагает, что будущее человечества будет светлым и благоприятным, и что человечество будет продолжать развиваться и преодолевать препятствия. Представители этой модели, такие как американский футуролог Рэй Курцвейл или французский философ Пьер Тейяр де Шарден, считают, что человечество может создать новые технологии и научиться управлять сложными системами, что позволит преодолеть многие существующие проблемы и создать новые возможности для развития.


  • 2. Учение о праве и нравственности В.С. Соловьева.

  • Владимир Сергеевич Соловьёв — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

  • Учение о праве и нравственности В.С. Соловьева является одним из ключевых элементов его философской системы, которая занимает важное место в русской философской мысли конца XIX - начала XX века. Соловьев разработал свою концепцию права и нравственности, основанную на идеях объективной реальности и принципах христианской этики.

  • Основной идеей Соловьева было то, что право и нравственность не могут существовать отдельно друг от друга. Он полагал, что право должно быть основано на высших моральных принципах, а нравственность - на законах и правилах, которые могут быть определены только с помощью разума и справедливости.

  • Соловьев утверждал, что всякая истинная правовая система должна быть основана на идее любви. По его мнению, идея любви является основной идеей права и должна быть исходной точкой для развития юридических норм. Также он считал, что любовь является ключевым элементом международного права, так как она способна преодолеть национальные интересы и привести к сотрудничеству между государствами.

  • Соловьев также считал, что нравственность должна быть основана на объективных принципах. Он отрицал идею относительности моральных ценностей и утверждал, что есть абсолютные нравственные принципы, которые существуют вне наших субъективных представлений о них. Среди таких принципов он выделял любовь, справедливость, добро и истину.

  • В своих работах Соловьев также обращал внимание на связь между правом и государством. Он полагал, что идея права должна быть основой государства, и что государство не может существовать без правовой системы, которая была бы основана на моральных принципах. Он также высказывал мнение, что государство должно играть активную роль в защите прав граждан, и что это должно быть одним из главных приоритетов любой правовой системы.



  • Философия Соловьева отличается тесной связью между нравственностью и правом. Он считал, что право не может существовать без нравственности, и что законы, не соответствующие моральным принципам, не могут быть справедливыми. Таким образом, нравственность является не только основой права, но и критерием его справедливости.

  • Соловьев выделяет три типа права: естественное, положительное и идеальное. Естественное право базируется на природе человека и общечеловеческих ценностях, положительное - на законах, установленных государством, а идеальное право - на божественных принципах. Соловьев считал, что идеальное право является наивысшей формой права, поскольку оно соответствует абсолютным нормам морали и может быть реализовано только в божественном царстве.

  • В учении Соловьева о праве и нравственности особое место занимает понятие "общего блага". Он считал, что целью общества должно быть достижение общего блага, которое заключается в гармоничном развитии личности и общества. Общее благо должно быть приоритетным принципом в принятии любых решений, включая правовые.

  • Важным элементом учения Соловьева о праве и нравственности является понятие "правосознание". Он считал, что правосознание - это сознание того, что законы и правила необходимы для обеспечения справедливости и общего блага, а также сознание своих прав и обязанностей. Правосознание должно быть развито у всех членов общества и служить основой для построения справедливого правового порядка.

  • В целом, учение Соловьева о праве и нравственности представляет собой попытку объединения правовых и нравственных принципов в единую систему ценностей, ориентированную на общее благо и гармоничное развитие личности и общества.


Важной концепцией в учении Соловьева является понятие "общего блага" как цели общества, которую должны преследовать все его члены. Он считал, что право и нравственность не могут существовать отдельно друг от друга, а должны служить общему благу.

Еще одной идеей Соловьева является "триединство" права, морали и культуры. Он утверждал, что право и мораль должны соединяться с культурой в общую гармонию. В этой гармонии, согласно Соловьеву, лежит основа человеческого существования.

Соловьев также выделял понятие "всеобщего права", которое означает, что все люди имеют право на равный доступ к благам общества. Это право должно быть защищено государством, которое должно обеспечить справедливость и благополучие для всех своих граждан.

В своих работах Соловьев критиковал понимание права как чисто формального инструмента, который может применяться в угоду интересов власти и элит. Он выступал за создание такого правового порядка, который бы соответствовал высшим нравственным принципам и целям общества.

Таким образом, учение Соловьева о праве и нравственности включает в себя понятия общего блага, триединства права, морали и культуры, всеобщего права и критику формального понимания права в угоду интересов власти и элит.
2. Футурология о будущем мирового сообщества.

Футурология – это научная дисциплина, изучающая возможные сценарии будущего и пытающаяся предсказать развитие общества, технологий, экономики и других областей жизни человека. Футурологические исследования могут помочь принимать решения в настоящем, а также готовиться к будущим изменениям. В данном докладе мы рассмотрим футурологические прогнозы относительно будущего мирового сообщества.

Одним из ключевых направлений футурологии является исследование мегатрендов – долгосрочных, глобальных тенденций, влияющих на развитие мира. Среди наиболее значимых мегатрендов можно выделить следующие:

  1. Демографические изменения. В настоящее время население Земли превышает 7 миллиардов человек, и к 2050 году ожидается его дальнейший рост. Это может привести к возникновению различных проблем, связанных с ограниченностью ресурсов и экологической обстановкой на планете.

  2. Развитие технологий. С каждым годом технологии становятся все более развитыми и влиятельными в жизни людей. Искусственный интеллект, робототехника, биотехнологии и другие инновации будут продолжать влиять на развитие мирового сообщества.

  3. Международные отношения. Глобализация приводит к тому, что все страны и народы становятся все более взаимозависимыми. Это может привести к созданию новых глобальных институтов и увеличению роли международных организаций.

  4. Экологические проблемы. Повышение уровня загрязнения окружающей среды может привести к резкому ухудшению экологической обстановки на планете, а также к возникновению новых заболеваний и угроз здоровью.