Файл: Программа социологического исследования обеспечение информационной безопасности в современных российских школах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра социально-экономических дисциплин


Направление подготовки: 44.03.05

Педагогическое образование

Профиль: История-Обществознание

Квалификация: бакалавр

Форма обучения: очная


ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Обеспечение информационной безопасности в современных российских школах

27.04.2023 г. – 08.06.2023 г.

Выполнил: обучающийся 3 курса

Трофименко Дарья Евгеньевна


Иркутск – 2022

СОДЕРЖАНИЕ


I. Методологический раздел.......................................................................

3

Актуальность..................................................................................................

3

Объект, предмет.............................................................................................

3

Цель, задачи....................................................................................................

3

Интерпретация и операционализация понятий...........................................

4

Рабочие гипотезы исследования...................................................................

5

II. Методический раздел.............................................................................

5

Обоснование и построение выборки............................................................

5

Обоснование методов сбора данных............................................................

5

Описание структуры инструментария.........................................................

6

Обоснование схемы обработки и анализа данных......................................

7

Рабочий план исследования..........................................................................

7





  1. Методологический раздел


Актуальность. В современном развивающемся информационном обществе мощным средством воспитания подрастающего поколения выступают средства массовой информации, прежде всего ресурсы Интернета, особенно те, что вписываются в идеологию Web 2.0 (блоги, социальные сети и т. п.). Родители зачастую не в состоянии полноценно участвовать в воспитании своих детей: взрослое работоспособное население в основной своей массе занято решением насущных проблем выживания, что отнимает у него большую часть времени, физических и, что самое главное, душевных сил. Дефицит общения в этих условиях дети восполняют с помощью современных информационно-коммуникационных технологий: компьютерных игр (прежде всего, сетевых), виртуального общения в социальных сетях, развлекательных ресурсов сети Интернет. У детей начинают формироваться различные зависимости от этих технологий, развивается индивидуализм и замкнутость, интроверсия, они отвыкают от непосредственного коллективного взаимодействия. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы. Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности, несоответствии потенциальных возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами.



Объект исследования – информационная безопасность.

Предмет – понятие, социальные задачи и способы обеспечения информационной безопасности в современных российских школах (на примере Иркутской области).
Цель – исследовать содержание, задачи, механизмы информационной безопасности в современных российских школах (на примере Иркутской области).

Задачи исследования:

  1. уточнить содержание понятия «информационная безопасность»;

  2. проанализировать общественные задачи информационной безопасности;

  3. определить социальное значение информационной безопасности в образовательной среде;

  4. раскрыть механизмы информационной безопасности в современной Российской школе.


Рабочая гипотеза исследования. Результативность системы информационной безопасности улучшается если:

  • формирование первичных навыков начинается с раннего школьного возраста (этапа включения в активную фазу потребления электронных ресурсов;

  • воспитывается культура информационной гиены обучающихся;

  • создана система взаимодействия «учащиеся-учитель-родитель» для укрепления культуры информационной гигиены и верификации электронного конвента


Интерпретация и операционализация понятий.

Теоретическая интерпретация:

Информация

Обучение,

Воспитание

Образование

Информационная безопасность школьника – это состояние защищённости учащихся, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информации, в том числе распространяемой сети интернет, вреда их здоровью физическому, духовному и нравственному развитию.

Информационная гигиена

Информационная среда

Дистанционное обучение

ИНК компетентность

Социальные сети

Электронный конвент

Электронные ресурсы

Культура информационной гигиены

Учащийся

Учитель

Родитель

Механизмы информационной безопасности с пед стороны

Эмпирическая интерпретация (только 2 понятия).

Информационная безопасность:

  1. защищённость персональных данных

  2. ИКТ компетентность школьников

  3. соблюдение информационной гигиены

  4. материально-техническое обеспечение школьников

  5. наличие приобретённых заболеваний

  6. количество времени, проводимое школьниками в сети интернет

  7. количество часов сна

  8. уровень успеваемости

  9. уровень самооценки

  10. отношение к окружающим.


Операционализация понятий.

Индикатор

Тип шкалы

Вопрос (анкета)