Файл: Программа социологического исследования обеспечение информационной безопасности в современных российских школах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Иркутский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра социально-экономических дисциплин
Направление подготовки: 44.03.05
Педагогическое образование
Профиль: История-Обществознание
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Обеспечение информационной безопасности в современных российских школах
27.04.2023 г. – 08.06.2023 г.
Выполнил: обучающийся 3 курса
Трофименко Дарья Евгеньевна
Иркутск – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. Методологический раздел....................................................................... | 3 |
Актуальность.................................................................................................. | 3 |
Объект, предмет............................................................................................. | 3 |
Цель, задачи.................................................................................................... | 3 |
Интерпретация и операционализация понятий........................................... | 4 |
Рабочие гипотезы исследования................................................................... | 5 |
II. Методический раздел............................................................................. | 5 |
Обоснование и построение выборки............................................................ | 5 |
Обоснование методов сбора данных............................................................ | 5 |
Описание структуры инструментария......................................................... | 6 |
Обоснование схемы обработки и анализа данных...................................... | 7 |
Рабочий план исследования.......................................................................... | 7 |
-
Методологический раздел
Актуальность. В современном развивающемся информационном обществе мощным средством воспитания подрастающего поколения выступают средства массовой информации, прежде всего ресурсы Интернета, особенно те, что вписываются в идеологию Web 2.0 (блоги, социальные сети и т. п.). Родители зачастую не в состоянии полноценно участвовать в воспитании своих детей: взрослое работоспособное население в основной своей массе занято решением насущных проблем выживания, что отнимает у него большую часть времени, физических и, что самое главное, душевных сил. Дефицит общения в этих условиях дети восполняют с помощью современных информационно-коммуникационных технологий: компьютерных игр (прежде всего, сетевых), виртуального общения в социальных сетях, развлекательных ресурсов сети Интернет. У детей начинают формироваться различные зависимости от этих технологий, развивается индивидуализм и замкнутость, интроверсия, они отвыкают от непосредственного коллективного взаимодействия. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.
Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы. Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности, несоответствии потенциальных возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами.
Объект исследования – информационная безопасность.
Предмет – понятие, социальные задачи и способы обеспечения информационной безопасности в современных российских школах (на примере Иркутской области).
Цель – исследовать содержание, задачи, механизмы информационной безопасности в современных российских школах (на примере Иркутской области).
Задачи исследования:
-
уточнить содержание понятия «информационная безопасность»; -
проанализировать общественные задачи информационной безопасности; -
определить социальное значение информационной безопасности в образовательной среде; -
раскрыть механизмы информационной безопасности в современной Российской школе.
Рабочая гипотеза исследования. Результативность системы информационной безопасности улучшается если:
-
формирование первичных навыков начинается с раннего школьного возраста (этапа включения в активную фазу потребления электронных ресурсов; -
воспитывается культура информационной гиены обучающихся; -
создана система взаимодействия «учащиеся-учитель-родитель» для укрепления культуры информационной гигиены и верификации электронного конвента
Интерпретация и операционализация понятий.
Теоретическая интерпретация:
Информация
Обучение,
Воспитание
Образование
Информационная безопасность школьника – это состояние защищённости учащихся, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информации, в том числе распространяемой сети интернет, вреда их здоровью физическому, духовному и нравственному развитию.
Информационная гигиена
Информационная среда
Дистанционное обучение
ИНК компетентность
Социальные сети
Электронный конвент
Электронные ресурсы
Культура информационной гигиены
Учащийся
Учитель
Родитель
Механизмы информационной безопасности с пед стороны
Эмпирическая интерпретация (только 2 понятия).
Информационная безопасность:
-
защищённость персональных данных -
ИКТ компетентность школьников -
соблюдение информационной гигиены -
материально-техническое обеспечение школьников -
наличие приобретённых заболеваний -
количество времени, проводимое школьниками в сети интернет -
количество часов сна -
уровень успеваемости -
уровень самооценки -
отношение к окружающим.
Операционализация понятий.
Индикатор | Тип шкалы | Вопрос (анкета) |
| | |
| | |
| | |
| | |