Файл: Практическая работа Демографическая емкость территорий Тема Основные положения классической экологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа № 1. Демографическая емкость территорий
Практическая работа № 2. Загрязнение почвенного покрова
Практическая работа № 3. Методика расчета рассеивания выбросов в атмосферу
Статья 22 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 29.07.2018)
Практическая работа № 4. Методы и сооружения очистки сточных вод
Практическая работа № 5. Отходы производства и потребления
Практическая работа № 6. Санитарно-защитные зоны предприятий и иных объектов
Практическая работа № 7. Оценка здоровья населения как показатель экологического состояния в городах
Практическая работа № 8. Оценка экологического состояния водоемов по микробиологическим показателям
Практическая работа № 9. Экология региона
Таблица 2. Класс и ориентировочный размер СЗЗ для промышленных объектов и производств
№ п/п | Промышленные объекты и производства | Класс опасности по СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 | Размер СЗЗ по заданию | Ориентиро-вочный размер СЗЗ по СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 | Вывод |
1. | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |
Контрольные вопросы
1. Назовите классы, на которые разделены предприятия в соответствии с санитарной классификацией.
2. Какие объекты разрешено размещать на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?
3. Какие объекты запрещено размещать на территории СЗЗ?
4. В чем состоит назначение территории СЗЗ?
5. В каких случаях размеры СЗЗ могут быть уменьшены или увеличены?
Практическая работа № 7. Оценка здоровья населения как показатель экологического состояния в городах
Тема 3. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Концепция устойчивого развития
Цель работы: изучение принципов оценки состояния здоровья населения в промышленно развитых городах.
Задачи:
-
получить представление об источниках загрязнения окружающей среды, влияющих на здоровье населения; -
изучить тенденции состояния здоровья населения; -
освоить расчет показателей заболеваемости населения
Учебные вопросы
-
Объясните понятие «здоровье человека» как приоритета государственной политики. -
Какие требования предъявляются к санитарно-гигиеническому состоянию урбанизированных территорий? -
Что включает понятие «здоровье» как основа социального развития общества? -
Назовите основные элементы системы здравоохранения в Российской Федерации.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление:
-
о критериях оценки состояния здоровья населения; -
об источниках загрязнения окружающей среды;
знать:
-
факторы, влияющие на здоровье и благополучие населения; -
приоритеты профилактических мер в области охраны здоровья граждан; -
принципы мониторинга за состоянием здоровья населения;
уметь:
-
разрабатывать методы улучшения состояние здоровья населения; -
реализовывать принципы социальной политики и политики в сфере здравоохранения, основываясь на анализе демографической ситуации;
владеть навыками:
-
оценки состояния здоровья населения; -
внедрения в деятельность учреждений здравоохранения современных информационных систем.
Методические рекомендации по изучению темы
При освоении темы необходимо:
-
изучить теоретический материал; -
выполнить практическое задание; -
ответить на контрольные вопросы.
Теоретический материал
В Российской Федерации утвержден Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» (ред. от 01.07.2014). Этот документ направлен на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2–2,5 млн детей, умирали 1–1,5 млн человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990–1991 годах составляла 68 лет. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2–1,5 млн человек.
Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) – одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровнях. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Среди определений понятия «здоровье» встречаются следующие:
-
нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству; -
динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой; -
участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций; -
отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений; -
способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Все возможные характеристики здоровья могут быть представлены в ряде концепций (моделей).
-
В медицинской модели определения содержат медицинские признаки и характеристики, поэтому здоровье рассматривается как отсутствие болезней и их симптомов. -
В биомедицинской модели здоровье – это отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений. -
Биосоциальная модель включает рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам. -
В ценностно-социальной модели здоровье рассматривается как ценность человека; именно к этой модели относится трактовка понятия «здоровье», данная ВОЗ.
В медико-социальных исследованиях также приводятся следующие уровни здоровья:
-
индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека; -
групповое здоровье – здоровье социальных и этнических групп; -
региональное здоровье – здоровье населения административных территорий; -
общественное здоровье – здоровье популяции, общества в целом.
Методы профилактики общественного здоровья – внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти благодаря политике в области здравоохранения в XX веке было зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире – на шесть лет.
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.
Для определения состояния организма человека существует понятие «норма», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей – качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
-
отчисление валового национального продукта на здравоохранение; -
доступность первичной медико-санитарной помощи; -
уровень иммунизации населения; -
степень обследования беременных квалифицированным персоналом; -
состояние питания детей; -
уровень детской смертности; -
средняя продолжительность жизни; -
гигиеническая грамотность населения.
К биологическим показателям нормы для среднего взрослого человека относятся:
-
частота сердечных сокращений (пульс) – 60–90 ударов в минуту; -
артериальное давление – не выше 140/90 мм рт. ст.; -
частота дыхательных движений – 16–18 в минуту; -
температура тела – 35,5–37,4 °C.
С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:
-
оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм рт. ст.; -
нормальное: САД составляет 120–129, ДАД – 84 мм рт. ст.
(САД – систолическое артериальное давление, ДАД – диастолическое артериальное давление.)
Существуют следующие медико-демографические критерии общественного здоровья: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни, заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная и т. д.). Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (например, в течение года).
Факторы здоровья. В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы.
Независимые:
-
корреляции со здоровьем и болезнью (наиболее сильны); -
факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни; -
поведенческие паттерны (паттерн в психологии представляет собой набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий; так, выделяют факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечнососудистых заболеваний) и B (противоположный стиль); -
поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм); -
эмоциональные паттерны (напр., алекситимия); -
когнитивные факторы – представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п. -
факторы социальной среды – социальная поддержка, семья, профессиональное окружение; -
демографические факторы – фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы.
Передающие факторы:
-
совладание с разноуровневыми проблемами; -
употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства); -
виды поведения, способствующие поддержанию и укреплению здоровья (выбор экологической среды, физическая активность); -
соблюдение правил здорового образа жизни.