ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛФК при рахите
Лечебная физкультура при рахите является важнейшим средством патогенетической терапии в связи с активным влиянием физических упражнений на обменные процессы растущего организма. Установлено, что гимнастические упражнения и массаж создают благоприятные физиологические условия для улучшения и восстановления обменных процессов благодаря улучшению крово- и лимфоснабжения мышц. Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, способствуют полноценному окислению продуктов метаболизма в энергетических циклах и уменьшению метаболического ацидоза. Умеренная физическая нагрузка приводит к преимущественному сгоранию жиров и уменьшению пируватов в мышцах животных при экспериментальном рахите. Это может быть объяснено тем, что остатки жировой молекулы вводятся в цикл Кребса на уровне янтарной кислоты, минуя блокированный пируватдегидрогеназный комплекс. В рамках комплексной терапии физические упражнения способствуют восстановлению нарушенной энергетики мышечного сокращения, приводят к улучшению и нормализации мышечного тонуса. Неоспорима роль средств лечебной физкультуры в восстановлении двигательной сферы больного ребенка и устранении психомоторных нарушений. Хорошо теоретически и практически обосновано применение лечебной физкультуры при коррекции деформаций скелета у детей с рахитической патологией.
Таким образом, средства лечебной физкультуры при рахите могут быть использованы для решения большинства лечебных задач во всех периодах заболевания. Из них главными следует считать: улучшение и нормализацию обменных процессов, предупреждение деформаций опорно-двигательно аппарата и коррекцию возникших деформаций, улучшение и нормализацию функции дыхания, улучшение и нормализацию функции других пораженных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварения, кроветворения), улучшение и нормализацию деятельности нервной системы, предупреждение отклонений психомоторного развития, улучшение и нормализацию психомоторного развития (при отклонениях), повышение неспецифической сопротивляемости организма ребенка.
Лечебная физкультура в периоде разгара проводится в форме индивидуальных занятий длительностью 10—12 мин с использованием приемов поглаживающего массажа туловища и конечностей, пассивных гимнастических упражнений в медленном темпе в пределах физиологической амплитуды движений сустава (избегать переразгибания). При сохранении безусловных двигательных реакций применяются рефлекторные упражнения, а при попытках к самостоятельным движениям — и активные, выполняемые с помощью и из облегчающих исходных положений. Исходные положения для массажа и гимнастических упражнений лежа — на спине, на животе, на боку. Статические нагрузки полностью исключены.
В периоде реконвалесценции в связи с улучшением состояния ребенка под влиянием комплексной терапии (исчезновение повышенной болевой чувствительности кожи и общего беспокойства, свойственных детям в периоде разгара) возможны значительное увеличение объема применяемых средств и углубление их лечебного действия. Так, улучшение обменных процессов может быть обеспечено с помощью всех приемов массажа, в том числе растираний и разминаний, которые резко улучшают лимфо-и кровоснабжение массируемых областей. Увеличивается возможность влияния на кровоснабжение н обмен веществ, в том числе и компенсаторного действия физических упражнений за счет их возрастающей дозировки.
К задачам лечебной физкультуры в этом периоде присоединяются задачи исправления возникших ранее деформаций опорно-двигательного аппарата, а также восстановления утраченных и развития задержанных двигательных навыков, уменьшения и ликвидации мышечной гипотонии.
Занятия лечебной физкультурой проводятся индивидуально длительностью 12—15 мин 2 — 3 раза в день с использованием всех приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрациям в первую очередь для наиболее пораженных мышц (спина, брюшной пресс, ягодичная область).Гимнастические упражнения назначаются в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными навыками). Для развития задержанных движений — массаж соответствующих мышечных групп, пассивные упражнения и стимуляция. Вводятся упражнения для коррекции ранее возникших деформаций. Например, для коррекции грудного кифоза-упражнения с приподниманием головы и плеч из исходного положения лежа на животе или лежа на животе с валиком под грудной клеткой. Для коррекции деформаций грудной клетки из-за образования гаррисоновой борозды и развертывания нижней апертуры грудной клетки применяются различные упражнения для мышц брюшного пресса: приподнимание и удерживание йог из положения лежа на спине, приподнимание головы и плеч из положения на спине, повороты со спины на бок и на живот и т. п.
В периоде остаточных явлений ведущими задачами лечебной физкультуры становятся нормализация функции органов и систем, пораженных при рахите, восстановление и нормализация психомоторного развития, коррекция (в возможных пределах) имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, нормализация общей неспецифической реактивности. Решению этих задач способствует широкое использование всех средств лечебной физкультуры, соответствующих физиологическому возрасту ребенка, т. е. уровню его развития. К ним относятся общеразвивающие
физические упражнения из всех исходных положений, упражнения в развитии основных движений — лазания, ходьбы, бега, прыжков, бросания. Особую роль играют упражнения в элементах движений и целостных двигательных навыках, задержанных в развитии. Подготовка двигательного аппарата к этим упражнениям заключается в избирательном массаже пораженных мышц, упражнениях с помощью и из облегчающих исходных положений. Стимуляции движений способствуют игровая методика выполнения упражнений, использование игрушек, ярких пособий, а также включение подвижных игр, соответствующих возрасту. Специальные корригирующие упражнения включаются, учитывая характер имеющихся деформаций. Действие этих упражнений может быть усилено массажными приемами.
Лечебная физкультура в периоде остаточных явлений проводится во всех формах, возможных по условиям больницы и возрасту детей. Начиная со 2-го года жизни в режим дня включается утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, длительность которых может быть увеличена до 18-20 мин. Весьма эффективны для успешного решения специальных задач коррекции и ликвидации отставания в развитии индивидуальные назначения по лечебной физкультуре, выполняемые родителями или дежурным медицинским персоналом под руководством инструктора. В содержание таких назначений включаются активные упражнения по развитию отстающих двигательных навыков, например стимуляция ползания, исходные положения, способствующие коррекции, и другие простейшие приемы лечебного воздействия, не требующие сложной техники.
ФТЛ рахита
Физические методы лечения рахита направлены на восполнение дефицита витамина D3 в организме (витаминостимулирующие методы), нормализацию обмена кальция и фосфора в костно-мышечной системе (ионокорригирующие методы), предупреждение и коррекцию деформаций опорно-двигательного аппарата в I или II периоде заболевания (миоре-лаксирующие методы),
Из физических методов в комплексном лечении включают общее УФО; с 6-месячного возраста используют соляно-хвойные ванны (после курса УФО).
В комплексном лечении рахита успешно применяют массаж, он улучшает обменные процессы, предупреждает прогрессирование болезни, деформацию опорно-двигательного аппарата, усиливает кровоснабжение, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах и нормализует сон.
Витаминокорригирующие и ионокорригирующие методы: СУФ-облучение в субэритемных дозах, гелиотерапия1, электрофорез кальция хлорида по общей методике Вермеля.
Миорелаксирующие методы: лечебный массаж, электрофорез прозерина, аппликации парафина, озокерита, пелоидов, хлоридно-натриевые ванны.
Психостимулирующие методы: ароматические хвойные ванны, круглосуточная аэротерапия, неселективная хромотерапия.
Иммуностимулирующие методы: ЛОК, лекарственный электрофорез (ингаляции) иммуномодуляторов.
Применение лечебного массажа и гимнастики позволяет корректировать имеющуюся деформацию. Первоначально с помощью мышечных усилий возвращают ось конечности (или позвоночника) к исходному состоянию и параллельно увеличивают силу и выносливость мышц для естественной фиксации кости в корригированной позе. Массаж и упражнения проводят по дифференцированной методике с чередованием стимулирующих и расслабляющих приемов на разные области. Период разгара заболевания является противопоказанием для проведения массажа.
При выраженной рахитической миопатии, нарушениях статических функций применяют электрофорез прозерина(один электрод — на пояснично-крестцовую область, второй, раздвоенный — на икроножные мышцы), продолжительность процедуры 10 мин, ежедневно; курс 10—15 процедур.
Грязелечение и аппликации теплоносителей на нижние конечности применяют у детей с выраженной миопатией, нарушением статических функций. Температура грязей 38—40°С (при плохой переносимости или вегетативных нарушениях — 37—38 °С), аппликации теплоносителей проводят при температуре 40—45 °С через день; курс 8—10 процедур.
Применение хлоридно-натриевых ванн вызывает расширение поверхностных сосудов кожи вследствие воздействия минеральной воды, повышение трофостимулирующей функции симпатико-адреналовой системы. Хлоридно-натриевые ванны нормализуют активность симпатико-адреналовой системы,что также приводит к нарастанию количества макроэргов во внутренних органах и скелетной мускулатуре, улучшению микроциркуляции в тканях. Концентрация соли 10 г/л, температура воды 37—36°С, продолжительность процедуры 10—15 мин, проводят через день; курс 10 процедур.
Хвойные ванны оказывают седативное действие благодаря эфирным маслам и терпенам, способствующим снижению возбудимости ЦНС, усилению тормозных процессов в коре головного мозга. Ароматические вещества хвои рефлекторно повышают кровоток в скелетных мышцах. Температура воды в ванне 35—36°С, концентрация раствора из расчета 5 мл хвойного экстракта на 10 л воды. Проводят процедуры через день; курс 10 ванн.
С целью повышения неспецифической резистентности организма необходимо назначение курсов аэротерапии и воздушных ванн. В результате усиленной оксигенации тканей и стимуляции симпатико-адреналовой системы происходит активация клеточного дыхания и различных видов обмена, при курсовом воздействии запуск механизмов адаптации существенно повышает устойчивость организма к стрессорным факторам и неспецифическую резистентность организма. Проводят ежедневно, курс 12—14 процедур.
Неселективная хромотерапия способствует восстановлению соотношения серотонина и адреналина на уровне стволовых структур головного мозга, активирует сегментарно-реф-лекторные и местные реакции микроциркуляторного русла и усиливает метаболизм облучаемых тканей. Продолжительность процедуры от 30 мин до 2 ч, проводят ежедневно; курс 10 процедур.
Лекарственный электрофорез (ингаляции) иммуномодуляторов (0,5 % раствор лизоцима, 0,01 % раствор левамизола, 0,02 и 0,04 % растворы продигиозана, экстракта алоэ и др.) предназначен для повышения неспецифической резистентности больных, особенно показан часто болеющим детям. Ингаляции и лекарственный электрофорез проводят по 7—10 мин, ежедневно; курс 10 процедур.
Лазерное облучение крови. Используют при выраженных нарушениях метаболизма витамина D. Методика стабильная на локтевую вену. Длина волны излучения 0,628 мкм, мощность излучения 60—80 мВт, продолжительность облучения 4—6 мин, ежедневно; курс 8—10 процедур.
Физические методы применяют не только для лечения, но и в качестве специфической антенатальной и постнатальной физиопрофилактикирахита (курсовое назначение средневолновых ультрафиолетовых облучений в субэритемных дозах) Облучение беременных проводят по основной схеме, облучение детей — по щадящей схеме. При этом назначение препаратов витамина Б3 чередуют с курсами УФ-облучения (2 курса в год), интервал между методами должен составлять не менее 2—2,5 мес.
Кроме использования СУФ-облучения, физиопрофилактика рахита включает общий массаж и гимнастику (начиная с 1,5—2-месячного возраста), воздушные ванны (при температуре окружающей среды 23—25 °С) и аэротерапию.