Файл: 1. Произведения классиков казахской литературы в патриотическом воспитании.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ты богат скотом и хлебом.
Но, как прежде, вдаль гляди:
у тебя, мой край, немало
перевалов впереди.
Узорчатый край
Мы проходим вместе с ней все ступени ее жизни — от юности до зрелости и видим, как верна поэтесса приметам истории, эпохи, национального бытия. Ее требовательная любовь к людям, ощущение сопричастности к славным свершениям Казахстана являют лейтмотив этого своеобразного путешествия по своей жизни, но жизни республики. В конце каждого цикла — десятилетия ми найдем стихи, где как бы подводятся итоги его, тревожно бьется мысль лирической героини — все ли сделала для народа, так ли жила как надо; поистине за перевалом перевал. И на каждом из них все зорче взгляд в глубины души, в сплетение событий.
Много стихов Хакимжанова посвятила родному Костанаю. Стоит назвать такие как, «Снова вышел вперед Костанай», «Кустанай».
Как горячи, как искренни волненья!
Все это ты, мой милый Кустанай!
Стихам дал крылья,
а душе — паренье твой обновленный,
твой цветущий край.
Я эту степь вдали не позабыла.
Степные строки в сердце сберегла.
Когда-то эта степь была уныла,
а нынче — так добра и так светла!
«Кустанай»
Хакимжановой глубоко патриотична, в ней много солнечного света, нежности и душевной щедрости. Она справедливо пишет: «Годы призывают, чтобы все, что мне жизнью отпущено, я несла бы, как солнце, как свет». Нравственный мир ее героини отличается богатством переживаний, верой в духовные силы казахского народа, способностью видеть добро в человеке и землю в красках жизни. Много и славно поработала Мариям Хакимжанова, чтобы перевести творения братской киргизской литературы на казахский язык: стихи Токтогула. Аалы Токомбаева и других. А в свою очередь ее собственные стихи зазвучали на многих языках
Разнообразны жанры и формы этой поэтической книги: гражданская, философская лирика, стихи-исповеди и послания, маленькие поэмы и легенды, баллады и толгау. Все это свидетельствует о мастерстве поэтессы, развитии в ее творчестве современных поисковых традиций казахской советской поэзии. На ее стихе отблеск того пути, но которому шла казахская поэзия из двадцатых годов в восьмидесятые. Менялись интонации, краски, ритмы. Открывались новые черты в духовном облике поколений и это требовало новых образов и поэтических ассоциаций. Поэзия М. Хакимжановой чутко откликалась на веление времени и способствовала, как и творчество других поэтов, глубокому развитию социалистического реализма.
Земля меня эта вскормила,
на ней я привольно живу.
Пускай же
над Родиной милой
мой голос летит в синеву.
Огней городских ли игру я
в полночной слежу тишине,
иль степь открывается мне —
но силу от Солнца беру я,
когда устремляюсь к Луне.
Какой мне бояться угрозы?
Здесь Родина дышит моя.
Здесь мне покоряются грозы,
здесь стала хозяйкою я.
«Земля моя»
Большой вклад в развитие костанайской поэзии внес Акылбек Шаяхмет. Он родился 18 июня 1951 года в п. Забеловка Джетыгаринского района Кустанайской области.
После окончания средней школы работал чабаном в совхозе «Шевченковский». С 1969 года работал литературным сотрудником Семиозерной районной газеты «Женic туы». В 1975 году заочно окончил факультет журналистики КазГУ им. С. М. Кирова, работал в Алма-Атинской областной газете «Джетысу».
Был участником совещания молодых литераторов, VII и VIII съездов Союза писателей Казахстана. Принимал участие в фестивалях молодой поэзии, проводившихся в Семипалатинске, Кентау, Павлодаре. Стихи пишет со школьных лет Первая книга стихов вышла в свет в 1977 году. После этого выпущены еще два поэтических сборника, которые называются «Разговор с современником» (1979 г.) и «Радостная пора» (1980 г.)
Занимается литературной критикой и художественным переводом. Его стихи будят мысль и волнуют чувства. Как каждый человек имеет свой характер, так и каждое стихотворение Акылбека имеет свое лицо и нрав. Главное в его стихах — открытая интонация, доверительность, стих его льется, как прозрачный поток. Он всегда зорко подмечает каждое явление жизни.
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у шумных волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Как тяжко на земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие века —
О чем они, возвысясь, замолчали?
Все в языке — рожденья первый миг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете.
Земные языки
Внутренний пафос поэзии А. Шаяхмета, определил ту систему нравственных ценностей, которой поэт измеряет мысли, поступки и чувства людей. Прежде всего, это преданность своей Отчизне, своему народу. В художественном раскрытии этой темы, к которой поэт возвращается вновь и вновь, А. Шаяхмета счастливо избежал декларативности, назидательности. Интонация стихов пронизана теплотой, в них — интимное восприятие Родины, для передачи своих чувств он находит свежие, неожиданные образы.
Читая Шаяхмета, мы чувствуем степные просторы, любуемся красотой поднебесных горных вершин. Стихи Шаяхмета о родной природе исполнены неповторимых образов, он умеет превращать родные степи и горы в частицу души человека, пронизывая каждую строчку тонким лирическим чувством.
До весны холода переждав на чужбине,
Перелетные птицы вернутся домой.
Ждут родные гнездовья в лесу и в долине,
Пролетает по небу косяк журавлиный,
Раздается курлыканье теплой весной.
Разве счастливы люди, живя на чужбине?
Без родимой земли быть счастливым нельзя.
И летят журавли по разливистой сини:
В птичьем маленьком сердце, где нету гордыни,
Вся родная земля умещается, вся!
Любовь к Родине
Совсем другим предстает перед нами Николай Ковтун. Авторская позиция Николая Ковтуна предельно ясна, выражена отчетливо и недвусмысленно. Его лирический герой — это труженик, привыкший полагаться во всем на себя, на близких по духу людей и на землю, на которой родился и рос. Он способен на выбор решений, на ответственность за все, что происходит на планете, в стране, в собственной судьбе, на поступок. Он ощущает свою кровную, нерасторжимую связь с миром, в котором живет:
«...В родстве далеком состою и близком
Со зверем, что ступает по росе,
И к небу вознесенным обелиском,
С зеленым лесом и густой траве,
И с колосом пшеничным, и с дождем...»
«Связь»
Лирический герой сборника — интернационалист в самом высоком смысле этого слова, воспринимающегося ныне с иронией, как и многие прежде чтимые понятия. Он, как свою собственную, ощущает трагедию Армении («Ты победишь, Армения») и Афганистана («Прощай, Афганистан»). Он — патриот, но его патриотизм — не в громких словах и не в утверждении превосходства своей страны над другими, не в лакировке трагических страниц истории отечества, а в прочной связи времен и поколений, в гордости прошлым своей страны и в боли за него, в негромкой и строгой верности родной земле и в любви к ней, в готовности пережить вместе с ней все, что выпадет на ее долю. («Дума», «За ошибки ответим»). Это человек с развитым чувством собственного достоинства, не склоняющий головы перед сильными мира сего, не приемлющий зависти, подлости, равнодушия.
Поэт тем и отличается от других, что острее, ярче, больнее и радостнее воспринимает мир. Для него не просто чьи-то руки отнесли осиротевшего ребенка прочь от страшного места, а «подняли... и понесли по свету» -от войны и горя, в жизнь понесли, в будущее. Для него разлука с любимой — не просто расстояние или отчуждение, а
«Теперь меж нами
Целый белый свет
да память —
Одиноким почтальоном».
Поэт может увидеть в воспетой тысячами голосов березке не привычный образ юной девушки, а мать, многие годы ожидающую сына с давно отгремевшей войны.
Рвы покрыли туманы,
Блиндажи заросли
Где прошли ураганы,
Где гремели бои,
Где, порою, солдаты,
От любимых вдали,
Под глухие раскаты
Пели песни свои.
В белых ситцах березы
На могилах солдат,
Льют печальные слезы
И по-женски грустят.
Громовые раскаты
Над весенней землей.
В небе месяц щербатый
Помнит жаркий тот бой.
Уходили мужчины,
Оставляя юнцов.
А сегодня сыны их
Стали старше отцов.
День за днем улетает
Все дальше война,
Но в сердцах все не меркнут
Их имена.
Не меркнут имена
Для поэта совершенно естественно в переменчивости апрельской погоды заметить, как
«...Стоят деревья, удивленно пялясь,
В земле притихла, чуть поднявшись, завязь,
Скворцы, не встретив утренней капели,
Куда-то, видно, мимо пролетели...».
Сын, внук и правнук тех, кому довелось в прошедшие века защищать в боях родину, родную землю, лирический герой Николая Ковтуна, носивший военную форму только в мирные годы, вправе заявить от собственного имени и от имени своих дедов и прадедов: «...поднимался навстречу металлу, Его тяжестью сердце поил...», или
«...и не счесть на Руси
Моих безымянных могил».
В этих строках — и личная причастность к истории, и генетическая память, и верность своим корням, и ответственность за будущее Родины.
Сын своей земли, он сердцем слышит последний вздох родника «с перехваченным горлом». Сын своего времени, он не отказывается ни от светлого, ни от темного в нем и любуется (хотя и не без грусти), тем, как «мимо шагает горластое племя... - новая жизнь!», и восклицает: «„.да есть ли тот предел, Тот, за которым боль неощутима?» Но главное — лирический герой, а значит, и сам поэт, сознавая и сердцем, и разумом всю сложность выпавшей нам эпохи, все ее величие и весь ее трагизм, сознавая непростоту любой человеческой судьбы, твердо верит в добро, в тепло и свет людских сердец, в торжество правды и справедливости, в способность человека и народа преодолеть все, выстоять и не только возродиться, как феникс из пепла, но и подставить плечо стоящему рядом. Вера в то, что снова человека будут ценить не по содержимому его кошелька, а по таланту, уму, совести, способности делать свое дело и творить добро.
Мною лет работают в области литературные объединения: «Таза булак», «Ковчег», «Свеча», «Крылья», «Ак каурсын», «Кладезь». По инициативе обл.департамента культуры с 2000 г. ежегодно, в области проводится литературный конкурс «Живи и процветай, мой Казахстан», по итогам конкурса победители направляются на Международном фестивале творческой молодежи «Шабыт» (г.Астана). За эти годы обладателями Гран - при стали Евгения Чумаченко (2003г.) и Абылай Мауданов (2004 г.), лауреаты - Иван Кайнюков, Екатерина Медведева, Ольга Жазыкбаева, Сергей Конорев, Елена Преображенская, Сергей Петренко. Молодые поэты Турсунмамет Букабаев и Ольга Лехтонен вошли в «Антологию молодых поэтов» (г. Астана, 2001г.).
Список использованной литературы
1. Костанайская область: энциклопедия.- Алматы, 2005
2. Ковтун Н. Родник.-Костанай, 2005
3. Мауленов С. Радуга стиха.- М: Сов. Писатель, 1982
4. Хакимжанова М. Перевалы.- Алма-Ата, 1982
5. Шаяхмет А. Моя орбита.- Алматы, 1995